Валерий Гергиев: «Лучше выступлю в Томске, чем в Нью-Йорке»
Маэстро Валерий Гергиев живет в сумасшедшем ритме и стремительно перемещается в пространстве. На сей раз Народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра, примчался в Томск на поезде: его XIV Московский Пасхальный фестиваль предпочел именно этот вид транспорта.
Маэстро поведал о целях Пасхального фестиваля, рассказал, когда почувствовал себя человеком, который
— Как я узнал о Томске: мой большой друг Алексей Кудрин года четыре назад заговорил о том, что есть такой замечательный университетский город, где хорошая аудитория, много образованных людей. Я стал задумываться, как бы так устроить, чтобы мы обязательно начали выступать в Томске, Иркутске, Омске. И вот мы, к счастью, уже в четвертый раз выходим на сцену в вашем городе, это здорово!
Мы и вас ждем в гости, конечно, спектакли Мариинского театра это одна из причин побывать в Петербурге. Перевозить постановки сложно, а репертуар у нас огромный.
Сегодня мы почти завершили процесс открытия филиала Мариинского театра во Владивостоке на базе их нового оперного театра. Масштабы, акустика, технический уровень — соответствуют. Мы поддерживаем процесс, хотим ускорить превращение просто здания в крепкий творческий организм. Дальний Восток — регион очень значимый. Хотя я
Мы играем более популярные программы. Например, в Томске на благотворительном концерте прозвучало три фрагмента «Щелкунчика» Чайковского. Мы бы и десять могли сыграть, но вечером еще одно выступление. А этот громадный концерт Брамса, который мы исполняем, это моя импровизация! Я предложил пианисту Алексею Володину не улетать в Москву, а продолжить путешествие по Сибири. Он был растерян, я его убеждал: «У нас там такие города! Поиграешь по два концерта в день, уверен, молодежи будет много!». Слава богу, получилось его уговорить, он уже пятый раз со мной играет концерт Брамса. То, что со мной такие пианисты, как Алексей Володин и Борис Березовский, это большая удача.
Если сравнивать наш нынешний томский концерт с прошлыми, то заметен определенный контраст. В прошлом году мы играли Малера, теперь прозвучали Дебюсси и Брамс. У нас большой репертуар, можно и 100 концертов дать, не повторяясь. Но даже то, что мы успели за четыре приезда, как мне кажется, помогло создать разнообразную картину для слушателей.
Возможно, в будущем мы найдем возможность ваших пианистов задействовать. Уже говорили об этом. Может, акустически более совершенным надо бы сделать ваш зал… Он вместительный, 1200 мест — это хороший масштаб, но стоит еще приложить усилия, чтобы звук стал более сверкающим.
***
Думаю, наш Пасхальный фестиваль движется в правильном направлении. Когда мы его создавали, то эмоционально мне казалось, в регионах могут происходить важные вещи. Как выяснилось, даже самые важные. Канал «Культура» обычно транслирует открытие и закрытие фестиваля. Но теперь впервые он будет транслировать и концерт из Самары, это тоже для нас шаг вперед. Никого не хочу обижать или критиковать, признаю: и проще, и дешевле провести съемки в столице, где есть вся нужная аппаратура. В то же время хочется, чтобы Россия увидела: есть важные, крупные, красивые храмы искусств в стране. Мы знаем, что в Омске появился зал, достойный самых больших комплиментов. Казань хорошо развивается. В Самаре отреставрирован здорово великолепный театр. Может, хоть раз в четыре года будем делать акции с участием телевидения, проводить трансляции из разных городов. Есть планы поработать с нашими коллегами из Франции, Германии, чтобы и в мире узнавали российские возможности. Когда говоришь в
***
Охватить как можно больше людей, не потерять несколько поколений для серьезной музыки — это та задача, которую я перед собою ставил, организовывая фестиваль.
Вы должны помнить: мы прошли через непростой конец
Мне невероятно повезло с учителями, и я не мог равнодушно наблюдать, как все распадается. Мариинский, а тогда еще Кировский театр, в 1988 году избрал меня главным дирижером, я возглавил худсовет театра. И в начале сентября объявил, что мы первые три года работы посвятим расширению рамок представления хотя бы в Ленинграде о том, кто такие Мусоргский, Чайковский и Прокофьев. Я дал слово, это была моя первая «тронная речь». В таких театрах, как Кировский и Большой, худруки меняются нечасто. Я не знал, задержусь на год или на пять, но объявил: если мне придется руководить этим процессом, то мы посвятим максимум усилий Мусоргскому, затем Чайковскому, затем Прокофьеву, при этом не забудем, что есть Вагнер и Моцарт, а потом настанет очередь
***
Пока
Мне было понятно, что заниматься творчеством Бартока в 1988–89 году, когда неспокойно на улицах, и зарплаты превращаются в пыль, народные артисты бедствуют, не время. Тогда обещали один бюджет, а потом не выдавали значительную часть денег и все, даже не объяснялись. Я даже имена не всех министров тех времен помню, хотя я тогда был молодым, лет 34–35, энергичным и смелым руководителем, возглавлял театр всероссийского, мирового значения. Министры менялись часто.
Огромный труд вывел нас на новый уровень, все «звезды» Мариинского театра вышли из того периода. Зарплат нет, неуверенность в будущем полная. А мы подбираем молодежь, тренируем их так, что через 3–5 лет они превращаются в мировых «звезд».
***
Пасхальный фестиваль рождался в более здоровые годы, в
***
Потом появилась идея поставить Бориса Годунова в Кремле, в естественных декорациях. То есть, чтобы герой выходил из того же собора, откуда
Мы еще пытались «Садко» сыграть в Великом Новгороде, он мало того, что великий купец, а еще и артист. Приехали громадным составом. Хлынул ливень, испортил наши исторические костюмы.
Когда мне говорят сегодня, «Давай „Псковитянку“ во Пскове на природе сыграем», то я понимаю: должен быть по своим обязанностям нерасточительным хозяином.
Я не могу 300–500 исторических костюмов превратить в тряпки просто потому, что мне хочется подирижировать под открытым небом.
Если бы не Пасхальный фестиваль, мы бы не побывали во многих регионах. И ладно, люди ведь живут без нас. Но сегодня Мариинский театр, может, лучший коллектив страны. Там лучший комплекс творческий — это можно не проверять. Опера, технический — везде займем первое место. Я не хвалиться сюда приехал, спокойно смотрю на такое положение вещей. Мы сильные, и слава богу.
Что делать с такой силой? Мне кажется все, что возможно, причем не только в Петербурге и в Москве. Возможно, хорошая платформа здесь, в Томске возникнет. У нас сильные певцы. Я узнал, что в Томском государственном университете недавно была «Царская невеста» поставлена. Раз она уже замуж тут выходила, то давайте «Снегурочку» или «Золотого петушка» поставим… Это не так сложно организовать, чтобы местные силы участвовали.
***
Идея тысячеголосых региональных детских хоров жива и реализуется. В Ульяновске через несколько дней у нас будет проект, тысячеголосый хор. Мы, оркестр, на сцене, а они заполнят зрительный зал, публики не будет. Исполним и запишем несколько вещей. У меня появляется ощущение от таких проектов, что все не напрасно, мы не упустили детское поколение.
У нас большие программы. Мне звонят знакомые, люди небедные и известные, просят достать билет на детские программы. Меня это удивляет — из абонементов на весь сезон детские уходят первыми. Я делаю вывод: мы любим детей, нам ничего для них не жалко. Не всем нам повезло в ранние годы увидеть «Щелкунчика». Я только в 20 с
Может, потому, что мы сами упустили это, теперь мы хотим, чтобы наши дети увидели «Щелкунчика»?
***
Вижу, здесь, в Томске, оркестровая яма самодеятельная. Может, будет оркестровая яма для «Щелкунчика», и спектакль появится, мы вам поможем, его непросто создать, но общими усилиями получится.
Мне не хочется, чтобы новый почетный доктор (в Томске Гергиеву вручили регалии почетного доктора Томского государственного университета: мантию, конфедератку, диплом и золотую медаль, — прим. авт.) запомнился тем, что заявлял о вещах, которые невозможно осуществить. Единственное, я не умею организовывать все один, но у меня есть помощники, они тоже слышат мои слова. У нас есть нужные томские номера телефонов, мы уже ведем разговоры по акустике этого зала.
Не знаю, какие в Филармонии осветительные ресурсы, но мы вам поможем! Я это сейчас говорю не как фантазер, мы многое делаем в регионах. Томск становится для нас большим, чем «разовым выстрелом». Тем более, у нас очень хорошие человеческие отношения с вашим губернатором.
***
Я в год бываю в 30 или 35 странах. Не стремлюсь к тому, чтобы все время летать, но когда мы открывали новый театр, я перенес многие свои обязанности, безжалостно отменял «Ла Скалу»,
Например, недавно был в
Восемь спектаклей в
Решение ТГУ стало для меня полным сюрпризом. Я почетный доктор 10 университетов, если округлить, три из них российские.
Как ответную акцию я задумываю «Щелкунчик» — для детей надо максимум делать! Если получится, буду очень рад. Иначе возникнет ощущение, что мы все виноваты. Томичи не нажали, я позабыл… Но у Мариинского театра большие ресурсы — костюмы, декорации, историческая база сумасшедшая. Чем петербуржцы лучше томичей? Нам повезло больше, у нас два театра громадных, и залы битком набиты, продаются все спектакли! Я раньше боялся, как мы продадим оперу Бартока, а нет никаких проблем. Народ стал верить в то, что смотреть ее нужно. Надеюсь, в Томске будет то же самое!
Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина