Аскар Рахимбердиев, основатель компании «МойСклад»:
«Сегодня стартапам запускаться проще, чем 10 лет назад»
Как сделать ставку на облачный сервис и не прогадать, чем может быть полезна конкуренция и почему современным стартаперам легче выходить на рынок?
Об этом «Томскому Обзору» рассказал Аскар Рахимбердиев, основатель облачного сервиса МойСклад, клиентами которого за семь лет существования стали более двадцати тысяч компаний.
— Как создавалась ваша компания, почему выбор пал именно на облачный сервис?
— У нас с сооснователями была такая идея — использовать
В принципе наша изначальная политика оправдалась — сейчас многие жалуются на то, что рынок сокращается, и действительно российский
Мы запустились в 2008 году, как раз перед кризисом. Его мы пережили с трудом. Если честно, я думаю, что основная причина не в кризисе, это классическая сложность стартапа — он получает инвестиции, тратит их, а зарабатывать еще не научился.
— Как вы искали инвесторов и клиентов?
— С инвесторами была основная проблема — все, с кем я говорил, хотели, чтобы у нас уже имелось хотя бы несколько платных клиентов. У нас их не было, во многом потому, что не было инвесторов. Так бывает: у тебя есть
В свою очередь, с клиентами у нас была абсолютно классическая история. Есть такая книжка американского происхождения «Пересекая бездну», очень популярная в сфере IT. Идея заключается в том, что когда ты запускаешь
Когда мы запускались, я эту книжку еще не читал, прочел ее недавно и очень удивился, что все очень совпало: сначала мы продвинулись на бывших айтишниках, которые открывали свой оффлайновый бизнес, но при этом тянулись к технологиям — есть облачная технология, хорошо будем использовать.
В начале мы хотели сделать абсолютно массовый продукт, грубо говоря, для всех, кто торгует, но в реальности оказалось, что минимум 50% — это
Со временем искать клиентов и инвесторов становится проще. И дело не только в имени и инвесторах — люди у нас потихоньку привыкают к «облакам». На самом деле в 2008 году это был шок — мои данные у вас в интернете? Вы обалдели! Только самые продвинутые были на такое готовы. Сейчас таких гораздо больше.
— Как вы работаете с конкурентами?
— На самом деле никак. Мне кажется, на растущем рынке это не так страшно. В принципе, если не слишком много конкурентов, а нормальных у нас
— Планируете запускать
— Новых проектов пока у нас нет. Делаем то, что мы делаем, пытаемся улучшить то, что есть.
— Каково, на ваш взгляд, состояние сегодняшних стартапов? Сейчас легче «запускаться», чем 10 лет назад?
— Мне кажется, современным стартапам запускаться проще. Есть инфраструктура, инкубаторы и так далее. Я с ними постоянно общаюсь, потому что я ментор во ФРИИ (Фонд развития
Вообще, для начинающих проектов очень важна экосистема, доступ к деньгам. Еще им нужен инкубатор с
Конечно, важны и люди. У меня есть такое ощущение, что в последние несколько лет стало получше с технарями. Опять же у меня есть теория, что после кризиса 2008 года, от которого в основном пострадали экономисты и юристы, то ли старшеклассники посмотрели, то ли их родители уже сориентировали — и гораздо больше людей пошло на технические специальности. А айтишный стартап — это
— Чем могут быть полезны
— Участвовать в конференциях и разного рода тематических мероприятиях нужно. Я, если честно, видел реально с
На подобных сборищах можно найти и потенциальных клиентов. На самом деле очень часто происходит так, что стартапы становятся клиентами других стартапов, и это абсолютно нормально.
— Можете назвать
— Из трендов я бы назвал мобильные платформы. Сейчас они, скорее всего, будут «взрослеть», переходить из чисто развлекательной сферы — типа запустить фейсбук, инстаграм во
По поводу пустующих ниш — хороший вопрос. Если бы я знал, на что обратить внимание, то я бы еще один продукт, наверное, сделал. На мой взгляд, в b2b хорошо работать: там поменьше конкуренция, там сложнее сделать продукт, но куда более лояльная база. Потому что b2с пользователи мечутся, условно, между сикретом и снапчатом, но лояльности там гораздо меньше. А в b2b у тебя база, если уж ты ее
— Как планировать стартаперскую деятельность в складывающихся политических и экономических условиях? Стоит ли бояться изоляции?
— Сложно сказать, потому что, с одной стороны, западный рынок намного больше, но там и конкуренция выше. Я знаю очень мало примеров, когда продукт делают сразу с ориентацией на западный рынок. Как правило,
Мне кажется, что как песочница для запуска проектов Россия подходит неплохо. Например, если сравнивать с
Хорошо, если у тебя есть возможность сделать потенциально универсальный продукт, в котором ты сможешь, грубо говоря, просто перевести интерфейс на английский язык и запуститься на западном рынке.
Я пока планирую оставаться в России. Пока здесь есть рост, будем здесь. Если он остановится, тогда уже будем думать, что будет дальше. Вся эта изоляция до нас не дошла, максимум, что нас трогает — это хранение персональных данных на территории РФ, потому что мы сейчас все серверы арендуем в Европе. Закон о хранении персональных данных пользователей на территории России еще не вступил в силу, пока обязательна лишь их обработка. Там все плохо, мне кажется, все его нарушают. Получается так: приняли закон, разъяснений нет, а есть
Текст: Егор Хворенков
Фото: Никита Гончаров