Увидеть Париж и снять кино.
Томичка Елена Сурина о своем фильме «Мим без грима», Сорбонне и дедушкином памятнике Батенькову
Елена Сурина любит Париж и Томск. В столице Франции она окончила Сорбонну, стала дипломированным специалистом в области кино и теперь приступает к съемкам своего первого фильма «Мим без грима». Уже решено, что главную роль сыграет Жан Бернар Лаклотт, ученик легендарного Марселя Марсо.
В родной Томск Елена приезжает нередко и с радостью, у неё с ним многое связано: её прадедушка был одним из основателей Ботанического сада,
«Томскому Обзору» Елена рассказала о своих предках, поступлении в Сорбонну, будущем фильме и о проектах, связанных одновременно и с Парижем, и с Томском.
— Елена, ваши прадедушка и дедушка много сделали для Томска. Вы знаете об этом уже по рассказам родных, или вам довелось познакомиться лично?
— К сожалению, я не застала ни прадедушку, ни дедушку. Они умерли еще до моего рождения. Слышала о них от своих близких, а еще помню видеосюжеты томского телевидения.
Конечно, я горжусь тем, что мой прадед непосредственно участвовал в создании одного из самых красивых в России ботанических садов.
Сибирский ботанический сад был основан профессором Порфирием Крыловым, но, естественно, один человек не смог бы справиться с таким серьезным делом. У него был друг и помощник, главный садовник — мой прадедушка Алексей Исаакович Сурин, который ухаживал за всеми растениями. Те экзотические пальмы, которые мы сегодня видим в саду, выросли в непростом сибирском климате благодаря заботе и уходу моего прадеда.
Оранжереи Ботанического сада. Фото из альбома «Императорский Томский университет». Источник: О Томске
Он приехал вместе с профессором, но стал томичом и всю жизнь проработал в ТГУ. Раньше в «крыльях» главного корпуса были квартиры для профессоров и сотрудников. Там на цокольном этаже
Помню свой первый поход в ботанический сад. Это было в детстве, в
— Передалась ли любовь к флоре
— Мы все любим выращивать растения. И я не исключение. Даже привезла к себе в Париж из родного Томска алоэ, ухаживаю за ним, и оно отлично растет!
— Ваш дедушка был литейщиком и участвовал в создании памятников?
— Да, все чугунные скульптуры в Томске — бюст Гавриила Батенькова на площади, названной в честь декабриста, памятник Олегу Кошевому около школы № 8, в Университетской роще памятник Григорию Потанину и другие, были отлиты Виктором Суриным, моим дедом. Он работал на заводе ТЭМЗ. Когда началась война, у него была бронь, так как он являлся главным литейщиком для фронта, отливал снаряды. А в мирное время занимался художественным литьем, считался один из лучших мастеров своего дела.
— Елена, вы получили первое образование в ТПУ, освоили профессию точную, техническую — стали инженером. А потом уже вас привлекло творчество, кинематограф. Почему учиться отправились именно в Париж?
— У меня всегда душа лежала к творчеству, меня интересовал кинематограф. Долго размышляла, как могу заниматься им на профессиональном, а не любительском уровне. Все проанализировала и стала готовиться к поступлению в англоязычный вуз — язык я знала очень прилично. Но так сложилось, что в 2008 году я впервые в жизни попала в Париж… и влюбилась в этот город! Сказала себе: непременно хочу сюда вернуться. Поговорка «Увидеть Париж и умереть» звучит неверно, на самом деле: «Увидеть Париж и вернуться обратно». Приняла решение, и начала учить французский язык, на котором до этого абсолютно не говорила.
— Сколько времени потратили на изучение языка?
— Два года. Когда есть цель и серьезная мотивация, то все возможно! За 1,5 года я выучила язык с нуля до уровня, достаточного для успешной сдачи международного экзамена. Моего результата хватило для поступления во французский вуз.
Во Франции есть два типа образования по направлению «кинематограф»: теоретическое и практическое. Мое было по большей части теоретическое, практическое я получала в формате дополнительных занятий. Написание сценариев, курс постановочной фотографии — их я посещала отдельно. Поступить на теоретическое было проще, чем на практическое. От меня потребовалось только знание языка и хорошее мотивационное письмо с объяснением, почему меня должны зачислить в университет. Так как в Европе очень ценятся инженеры, поэтому главной сложностью было объяснить, почему я, обладатель такой замечательной профессии, хочу поступить на факультет кинематографии. Но я поступила на первый курс, приехала в Париж и пять лет проучилась в Сорбонне. После того как в
Фото:
Мое направление — кино и аудиовизуальное искусство. Мы изучали эстетику кино, искусство монтажа, особенности создания документальных фильмов. Меня, правда, больше привлекают творческие направления, особенно режиссура. И я надеюсь, что буду снимать свой первый фильм в ноябре.
— Идея снять кино появилась у вас в Томске. Вы бываете в родном городе?
— Конечно, часто здесь бываю. Я очень люблю Томск, у меня есть стихотворения о нем. Мне нравится гулять, смотреть на резные кружева деревянных зданий. Во время одной из таких прогулок я и подумала, что хочу снять фильм, рассказать в нём историю, которая могла бы произойти в Томске. Так получилось, что изначальная задумка изменилась, и я решила перенести действие в Париж, где живу сейчас, и сделать главного героя мимом. Но, думаю, в будущем непременно появятся сюжеты, связанные с Томском, и я напишу сценарий нового для фильма.
— История про мима будет сниматься только в Париже или для
— Только в Париже. Это короткометражка. Но у меня много идей, о них я пока не буду рассказывать. Половина средств, необходимых для съемок, уже собрана, и скоро я буду ставить свой проект на краудфандинг. Кстати, проморолик для него я решила снять в Томске. Сначала собиралась во Франции, около Эйфелевой башни, потом подумала, раз идея родилась в Томске, сниму его там.
— Короткометражка будет длительностью 5 минут. Одна минута стоит тысячу евро. Это, конечно, приблизительный расчёт. Большая часть финансирования пойдет на постпроизводство. По максимуму буду стараться снимать бесплатно. У меня есть друзья среди кинематографистов, я работала в этой сфере. Связи помогут найти бесплатные локации для съемок, осветительное оборудование. Но
— Почему именно в это время?
— Для моей задумки важна атмосфера, необходим ноябрь и холодная погода.
— Ваше инженерное образование
— Оно очень помогает в плане продюсирования. В Париже я год проработала ассистентом продюсера. Незаметная работа для зрителя, обычно никто титры пристально не изучает, да и вообще, их не читает. Но именно ассистент продюсера делает основную работу. Продюсер — это чаще всего человек с громким именем, поэтому он уже лично ничем не занимается. Договариваться со всеми правами на музыку, решать юридические и организационные моменты приходится помощникам. Мое инженерское образование позволяет мне мыслить технически, продумывать варианты, где можно найти деньги для реализации картины.
— Вам доводилось работать по специальности?
— Да, свои летние каникулы я обычно провожу в Томске и мне довелось поработать в местной энергетической компании. Тогда компания сотрудничала с французами, которые меня ценили как уникального специалиста. Я работала в качестве помощника директора по эксплуатации, и мы всегда обсуждали технические моменты.
— Чем сейчас вы занимаетесь во Франции кроме подготовки к съемкам своего первого фильма?
— У меня много видов деятельности и проектов. Пока я училась, то параллельно работала в кинокомпании. Когда ушла оттуда, начала писать свой диплом на тему «Автопортрет в кино». Потом разработка фильма «Мим без грима» — это требует немалых сил. Одно дело сценарий написать, другое — заниматься подготовкой к съемкам. Уже идут кастинги. С главным актёром мы определились, это Жан Бернар Лаклотт, ученик Марселя Марсо. Но надо найти актеров на другие роли, выбрать локации, собрать команду.
Есть у меня и несвязанные с кинематографом интересы, я пишу картины и стихи. Иногда выступаю с концертами. В Томске я окончила музыкальную школу, 10 лет пела в хоре. Во Франции меня тоже приглашали в хор, где я пропела год. И сейчас также иногда приглашают спеть в качестве сольного исполнителя.
— Знаю, вы хотите провести «Дни томской культуры в Париже». Что это за задумка?
— Пока это только планы, я сейчас разрабатываю концепцию. Мне хочется привезти в Париж ярких томских личностей, чтобы познакомить европейцев и французов с их творчеством. Томичи, считаю, очень талантливые люди, а французам интересна русская культура. Когда проходят мероприятия, где выступают российские коллективы, то билеты надо брать заранее, всегда аншлаг. Какой бы не была политическая ситуация в мире, культура остается вне этого.
Собираюсь продумать концепт и искать спонсора, чтобы привезти потом томичей во Францию. Один из вариантов — пригласить Томский симфонический оркестр под руководством Ярослава Ткаленко. С ним я уже обсуждала эту идею. И в Париже я уже встречалась с полномочным послом РФ во Франции, в двух словах рассказала ему о своей задумке. Ему идея понравилась. Но пока проект еще на стадии разработки.
— Во Франции вы следите за жизнью Томска?
— Да, слежу за томскими событиями в социальных сетях, смотрю фотографии, друзья сообщают мне новости. Недавно в своём интервью на радио я озвучила свою давнюю идею — хочу организовать томское землячество во Франции, объединить томичей. Сделала такое объявление в группе «Русский Париж» в Фейсбуке, и сразу же откликнулось несколько томичей и северчан. У других, правда, сразу же возникли вопросы, без злопыхателей не обошлось. Стали выяснять, зачем нам землячество: «Что вы, томичи, не хотите общаться с людьми из других городов?» Конечно, мы хотим, но очень важно поддерживать связи с людьми из нашего родного города. Это и взаимопомощь, и
— Ваши французские друзья наслышаны о Томске?
— Я рассказываю о нём всем французам! Европейцы о России знают немного, и, большей частью, ограничены всего двумя городами — Москвой и
Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина, из архива Елены Суриной