18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Как это работает: «Единое окно» в администрации Томска Как это работает: «Единое окно» в администрации Томска

Как это работает:
«Единое окно» в администрации Томска

В администрации Томска уже восемь лет работает операционный зал «Единое окно», специалисты которого помогают томичам быстро подобрать земельный участок, оформить документы на его образование, а также предоставляют консультации по любым земельным вопросам.

О том, как работает эта структура, «Томскому Обзору» рассказал председатель комитета геоинформационного обеспечения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска Сергей Сидоренко.

Что такое «Единое окно»

Операционный зал «Единое окно» специализируется на решении исключительно земельных вопросов: в первую очередь речь идет об образовании и подготовки участков для продажи или предоставления, а не о платежах за пользование. Это своего рода фронт-офис, где можно подать и забрать документы на предоставление участка, а также получить консультацию специалиста о возможности образования участка, градостроительных регламентах, возможных рисках.

— Одна из важнейших функций «окна» — информационная. Потому что обычный гражданин, который мало знаком с ситуацией на рынке недвижимости, как правило, не разбирается во многих нюансах, а их между тем очень много. Порядка 80% объема работы «Единого окна» — это как раз консультирование посетителей, — рассказывает Сергей Сидоренко.

В «Едином окне» также принимают заявки на выдачу градостроительного плана с полной информацией о градостроительном регламенте и указанием мест допустимого размещения объектов капстроительства. Кроме того, здесь можно подать заявку на получение разрешений (или копий разрешений) на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, постановлений об образовании земельного участка и так далее.

Как работает

Справа от входа в зал «Единого окна» расположены три рабочих места с сенсорными экранами — на этих местах и располагаются посетители. Специалисты «Единого окна» внимательно выслушивают каждого посетителя и выдает свои рекомендации по тому или иному вопросу. В решении проблем им помогает «рабочая лошадка» — информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Мониторы с сенсорными дисплеями установлены для удобства посетителей — здесь буквально пальцем можно выделить конкретный земельный участок. Для этого необходимо просто следовать инструкциям оператора и в нужный момент обозначить интересующую территорию четырьмя ключевыми точками. Можно воспользоваться и заранее подготовленными координатами, но такой способ, как правило, предпочитают профессионалы.

— Сенсорные дисплеи были установлены специально для того, чтобы посетитель мог сам точно указать интересующую его территорию. А если он в заявлении укажет приблизительные данные, велика вероятность, что и в готовых документах может появиться не та информация, которую он ожидает, — отмечает Сергей Сидоренко.

На мониторах отображается карта города, к которой подгружаются дополнительные слои: навигационная карта, планировка улично-дорожной сети, градостроительное зонирование и так далее. В сети Интернет доступ к данной информационной системе возможен через интерактивный атлас Томска, запущенный около трех лет назад. Работает атлас под управлением программного обеспечения Geocad System Enterprise Edition новосибирского разработчика ООО «Геокад плюс».

— Особенность этой системы в ее многослойности, она представляет собой взаимодействие нескольких информационных систем в режиме онлайн, — говорит Сергей Сидоренко. — До нашего проекта ИСОГД с 90-х до 2000-х годов существовала система муниципального земельного кадастра, на которой, собственно, держится вся фискальная часть: аренда, платежи, неплатежи, штрафы, то есть, все, что превращает землю в деньги. Этим занимается департамент управления муниципальной собственностью — у них своя информационная система, она довольно долго разрабатывалась. Мы не стали «убивать» тот проект, а решили сделать интеграцию онлайн: когда пользователи нашей системы открывают карту земельных участков, подгружается информация с других серверов и, таким образом, все данные складываются в единую полноценную картину «на лету».

Планируется, что система ИСОГД получит дальнейшее развитие в плане увеличения числа слоев и набора подгружаемых документов. В настоящее время рассматривается вопрос о создании единого электронного архива. В этом случае, если «тела» документов будут храниться в одном месте, на них можно будет сделать ссылку.

— Когда «Единое окно» только начинало работать, к трем операторам стояли очереди: чтобы получить консультацию, приходилось ждать по 15–20 минут, а то и больше. Сейчас же поток посетителей уменьшился, потому что многие вопросы можно решить в веб-клиенте ИСОГД, он доступен на сайте мэрии.

Несколько лет назад томский веб-сервис был отмечен большой золотой медалью на международном конгрессе ГЕО-Сибирь 2011, за создание информационных сервисов на основе пространственных данных.

Однако на сайте пользователям доступен «тонкий» клиент системы ИСОГД. При обращении в «Единое окно» можно получить более подробную информацию. В веб-версии доступны далеко не все слои системы, хотя этого набора достаточно для решения большего числа вопросов, с которыми чаще всего обращаются томичи. В «Едином окне» доступны некоторые дополнительные слои, как, например, проекты отвода, т. е. земельные участки, находящиеся в процессе образования. На атласе же есть возможность подключить только слой земельных участков стоящих на кадастровом учете, в виде «Публичной кадастровой карты», слой будет загружен напрямую с сайта Росреестра.

— Если вы, к примеру, подали заявление на образование земельного участка, который находится на «красной» линии и комиссия в конечном итоге вам откажет, на это все равно уйдет немало времени. Так, вы через месяц ожидания можете получить отказ, а при получении консультации в «Едином окне» и использовании онлайн-системы вы автоматически страхуете себя от подобных ошибок, и потери времени — говорит председатель комитета.

По его словам, из-за того, что сервис требует обязательно квалифицированной консультации специалиста, его не выносят в удаленные МФЦ. Хотя подобные прецеденты были: консультативное место «Единого окна» работало в «Технопарке» во время строительной выставки.

— Если даже оператор «Единого окна» не знает, как ответить на ваш вопрос, он всегда может обратиться к другому специалисту. Плюс сотрудники «Окна» пользуются внутренней системой быстрых сообщений, это позволяет оперативно решать какие-то вопросы, — подчеркивает Сергей Сидоренко.

Система ИСОГД — динамичная, она пополняется по мере появления новых данных. Сейчас идет работа над тем, чтобы в ИСОГД отражались результаты работы комиссий, выдающих разрешения на образование земельных участков. Также в систему попадают данные земельно-кадастровой палаты — раз в месяц они предоставляют новую информацию.

Отдельно стоит отметить детализацию городского плана, которой удалось добиться, в том числе и благодаря уникальной ортофотосъемке — город с высоты птичьего полета снимали беспилотники. Для этого администрация Томска приглашала различные организации, предлагая им выполнить несколько тестовых полетов. В итоге компания ПЛАЗ г. Санкт- Петербург и их беспилотники снимали Томск и прилегающие территории, которые были бы потенциально интересны, например, будущие «Южные ворота» около Зонального.

— Ни один город еще не проводил съемку всей городской территории с помощью беспилотников, а в нашем случае это 320 кв. км. Также никто не построил измеряемую 3D модель всего города. И речь не просто о трехмерной картинке, а о реалистичной, измеряемой модели, которая позволяет примерять, встраивать проектные объекты, смотреть, как изменится ситуация, если, например, на Новособорной появится собор. Можно покрутить, померить расстояния, высоты, рельеф и так далее, — объяснил Сергей Сидоренко.

Он также отметил, что в следующем году мэрия планирует получить корпоративную лицензию на специальное программное обеспечение «ГИС-спутник» для работы с 3D-моделью, чтобы она стала рабочим инструментом для чиновников профильных департаментов.

Доступно для всех

Зал «Единое окно» располагается на первом этаже здания городской администрации (пр. Ленина, 73) и работает в будние дни с 9.00 до 18.00 с перерывами на обед и кварцевание. Прием посетителей ведется в течение всего рабочего дня, жестких ограничений по времени приема каждого посетителя нет. Получить консультацию могут как частные лица, так и представители различных организаций.

Все услуги в «Едином окне» предоставляются бесплатно, за исключение выкопировки — копии топографического плана. Цена зависит от объема работ. Дополнительную информацию можно получить по телефону +7 (3822) 58-40-26.

Более подробная информация о геоинформационном проекте администрации Томска доступна по ссылке.

Текст: Егор Хворенков

Фото: Мария Аникина