«Лишь бы была интересная работа».
Актёр и режиссёр МХТ Александр Молочников о городах, спектаклях и желании действовать
Во время своих томских гастролей Московский художественный театр им. Чехова представил постановку «19.14». О самом спектакле мы уже рассказывали, а теперь решили поближе познакомиться с его режиссёром, актёром МХТ Александром Молочниковым.
С 22 лет ставить спектакли в одном из самых известных театров страны — такое удается немногим. Мы расспросили Александра о том, как он увлекся режиссурой, каким увидел Томск и местную публику, тяжело ли репетировать спектакль, в котором играет директор театра и что за атмосфера царит в современном МХТ.
— Александр, вы беспокоились как в Томске пройдет ваш спектакль, как его примут.
— Удивительно, что не особенно. Я переживал, что
— Довольны в целом как все прошло на чужой сцене?
— Мы волновались за перенос спектакля, но, благодаря замечательному художнику Николаю Симонову, все удалось.
—
— Я в Томске посмотрел новый фильм Вуди Аллена. Кроме меня в зале было два человека. Прогуляться с коллегами тоже успели. Прошлись по набережной, потом добрались до Городского сада, где бегали по сдувающемуся батуту и катались на чертовом колесе в обратную сторону. Так что посмотрели город.
— Какие у вас впечатления о других российских городах?
— Я родился в Нижнем Новгороде, до сих пор туда раз в полгода стараюсь приезжать. Вырос в Петербурге. Но ни разу не бывал за пределами
— И Томск?
— Если не видеть деревянных домов, то серьезного отличия от московских предместий нет. А Томск и Нижний Новгород вообще очень похожи. Если бы меня переместили в один из этих городов и попросили угадать, где я, то, полагаю, не смог бы различить их.
— Привычка путешествовать автостопом у вас от папы?
— Да, мы ездили
— Вы с 14 лет играете в спектаклях. Как получилось, что вы так рано оказались на сцене?
— На самом деле, не в 14, а раньше, я играл в детских студиях. В нашей семье никто не был связан с театром, но в детстве меня водили на спектакли. Мне очень нравилось, от восторга горели уши! Хотя спектакли были далеко не шедевры, детские, на фоне
Захотелось выйти на сцену самому. Родители очень правильно все делали, без нажима вроде «Ты должен ходить в театральную студию!», но при этом меня поддерживали, мама шила костюмы. Родные приходили посмотреть даже на самые наивные мои выступления, на сказки вроде «Кота в сапогах».
— Сегодня вы участвуете в МХТ в детских спектаклях, в том числе, играете главную роль в «Удивительном путешествии кролика Эдварда», постановке, завоевывавшей призы серьезных фестивалей. Не все актёры любят спектакли для маленьких зрителей, а как вы относитесь к таким работам?
— Все зависит от того, какой спектакль. Есть «Счастье», постановка Андрея Могучего, я ее, к сожалению, сам не видел, но говорят, что она просто замечательная. А есть кошмары артистов — эти утренние поездки 1 января в троллейбусе, когда все спят и только несколько актёров едут в театр играть «елки», убогие детские спектакли. Наверное, если разговор с ребенком ведется всерьез, и в него вкладывается не меньше сил, чем в спектакль для взрослого, тогда результат есть, тогда интересно и артистам, и зрителям. В процентном соотношении, вероятно, взрослых спектаклей, более или менее серьезных, чуть больше, чем детских появляется. Но сейчас возникают хорошие спектакли для детей. «Золушка» в театре «Практика», удивительные петербургские работы Анатолия Праудина. И наш «Кролик Эдвард»,
— Вы дебютировали как режиссёр в 22 года, когда поставили «19.14» в МХТ. В таком возрасте и в таком театре взяться за самостоятельный проект было психологически сложно?
— Было, но это не тот случай, когда ты сидишь и думаешь: «Решиться ли мне на это?!». Если тебе предлагается такая работа, то это редкий шанс… Продюсеры в России очень нечасто идут на риск. В Голливуде это принято, насколько я знаю, за счет такого подхода постоянно появляются новые лица. У нас все обычно идет по накатанной. МХТ рискнул, не имея никаких гарантий, доверить мне эту постановку. Удивительно с их стороны, настоящий подвиг, геройство! Подобные предложения бывают раз в жизни, конечно, от них не отказываются.
— Но не внезапно же решили вам доверить такой проект. До этого уже
— Когда я поступил в ГИТИС на актёрский факультет, педагоги сказали, что еще мне бы хорошо заняться режиссурой. За первый курс стало понятно, что совмещать две специальности невозможно, отсталость наблюдалась в обеих дисциплинах. Надо было выбирать. Уже после учебы с новым курсом своего мастера, Леонида Хейфеца, попытался сделать работу как режиссёр. Безуспешно — Хейфец ее закрыл и правильно сделал. Ничего у меня тогда не получилось, но к режиссуре тянуло, увлекал репетиционный процесс, он доставлял мне удовольствие. Казалось, этим можно заниматься.
— Сейчас у вас есть желание сосредоточиться на режиссуре, или вы предпочтете совмещать обе профессии?
— Пусть все будет, как сложится. Лишь бы была интересная работа. Одно предложение другому рознь. Я отказываюсь от актёрских проектов сериального плана, даже неплохого уровня. Как представлю, что на четыре месяца придется «улететь» в
— В вашем спектакле играет директор МХТ Юрий Кравец…
— У него есть несколько спектаклей, ему очень нравится играть. Он в «Доме» по Гришковцу занят, в «Свидетеле обвинения» у него роль. Он король эпизода, я бы сказал.
— Вам как режиссёру сложно было работать со своим директором, начальником?
— Мы старались сложностей избежать. Он трезвомыслящий человек. Прекрасный директор, очень серьезно, насколько я понимаю, подходит к своим обязанностям, при этом умеет переключиться и быть совершенно свои человеком во время репетиций. Мы оба понимали, если будут
— Какая вообще сегодня в МХТ атмосфера?
— Прекрасная. Я не все театры близко знаю, естественно, хотя после выпуска пронесся некоторым образом по многим театрам Москвы. Так случайно сложилось, по неделе удалось поработать с некоторыми из них. И с коллегами я общаюсь. Рискну сказать, что с точки зрения свободы артиста внутри театра с МХТ в столице никто не сравнится, по крайней мере, из тех театров, где есть постоянная труппа. Это не напускной патриотизм, у нас такая система выработана. Создано ощущение проектного театра. Как говорит наш художественный руководитель Олег Павлович Табаков: «Театр — это супермаркет, где ты можешь разные спектакли выбрать». Причем та полка «супермаркета», которая представляет качественные, интересные и в то же время экспериментальные продукты, обновляется каждый год. Вышел замечательный спектакль Виктора Рыжакова «Пьяные», Марата Гацалова " Сказка…». «Юбилей Ювелира» и другие. То, что Олег Павлович позволяет всему этому расти — чудо! Я в него, признаться, влюблен, и в него, и в ту систему, которую он и его помощники организовали в театре. МХТ,
— Учитывая туманное будущее российских театров, вы рассматриваете для себя вариант эмиграции?
— Это трудно. Я жил
— Российский актёр, режиссёр, на ваш взгляд, может реализоваться за границей в своей профессии?
— Это очень сложно, мне кажется. Хотя возможно все. Я был в Голливуде, понимаю, что там конкурс гигантский. Надо понимать, что придется здесь все бросить, поехать и в новой стране биться как рыба об лед, начинать с самого начала. С тех проектов, которые идут по кабельному телевидению в 12 часов дня. Либо нужно, здесь
— Правда, что вы занимаетесь журналистикой?
— Не могу так сказать, потому что есть люди, кто ей серьезно занимается, среди них и мои близкие родственники. Журналистике нужно, как и любому другому делу, посвящать много времени. У меня был небольшой опыт журналистских набегов, их я бы скорее назвал гражданским выпендрежем.
— Минувший театральный сезон в России был связан с театральными скандалами. Уголовное дело по поводу оскорбления верующих
— Я непосредственно с этим сталкивался, поскольку некоторое время работал с Театром.doc, который испытывает сейчас серьезные проблемы, связанные с атакой на него властей. Можно много рассуждать на эту тему, и, наверное, не стоит, потому что об этом и так постоянно говорят. Меня одно явление задевает лично: когда люди, не имеющие к театру никакого отношения, никогда в нем всерьез не бывавшие, не читавшие ничего, связанного с этим, кидаются фразами вроде: «Почему за государственный бюджет…». Они считают себя вправе заявить, что хотят закрыть
Фото: Мария Аникина