18+
18+
РЕКЛАМА
Жизненное пространство, Juiced Alien:Как создать свою студию звукозаписи и научиться на ней зарабатывать Juiced Alien:Как создать свою студию звукозаписи и научиться на ней зарабатывать

Juiced Alien:
Как создать свою студию звукозаписи и научиться на ней зарабатывать

 
Автор
Егор Хворенков
 

Молодых и прогрессивных музыкальных коллективов в Томске немало, и все они стремятся увековечить свое творчество, чтобы в старости было, так сказать, что внукам показать. Однако создать шедевр намного проще, чем его записать, так как процесс этот очень дорогой и трудоёмкий.

О том, как научиться записывать песни и получать за это деньги «Томскому Обзору» рассказал создатель душевной и демократичной, но при этом очень профессиональной студии звукозаписи Juiced Alien Антон Серов.

 

Сделай студию сам

 

Музыкой Антон увлекся еще в школе — много слушал Usher’а и все больше понимал, что сам очень хочет петь. На первом курсе университета появилась идея создать собственную команду — вместе с однокурсниками удалось собрать кавер-группу, исполняющую песни «Арии», «Короля и Шута», HIM и прочих.

Позже Антон решил начать писать стихи самостоятельно, тогда и понял, что хорошо бы еще научиться играть на гитаре, так как на словах объяснить музыкантам свои идеи получалось не всегда. Менялись составы, группы и инструменты, Антон успел поиграть еще и на басу и барабанах, но в конце концов осознал, что его стезя — это все-таки вокал. В настоящее время он продолжает играть в Mister Sir, Miracles For Today, ED, The Crossed.

Отучившись шесть лет в ТУСУРе и поработав какое-то время по специальности, Антон решил, что хотел бы заниматься музыкой профессионально:

— Я работал инженером-программистом, писал программы для радаров, — рассказывает создатель Juiced Alien. — Но для себя выяснил, что сидеть целый день в офисе и ждать зарплату раз в месяц меня не устраивает.

Желая записать свое творчество, в 2011 году Антон впервые посетил профессиональную студию «Форма звука». Но звукорежиссер здесь не был нацелен на результат, а лишь отрабатывал с пришедшей группой оплаченные часы. Это отчасти стало причиной того, что запись прошла неудачно.

— Все получилось очень плохо: плохо спето, плохо записано. Мы это даже выкладывали в интернет, мне до сих пор за это стыдно, — сетует Антон. — Конечный продукт получился крайне неудачный, хотя денег в него мы вложили порядочно.

Собравшись с силами, через год ребята вновь решили попробовать свои силы и пошли на другую студию, которая располагалась в квартире. Тогда-то Антон и решил, что тоже может сделать что-то подобное.

В итоге в 2012 году Антон решил заняться звукозаписью. Лето потратил на тренировку и обучение. Теорию звукозаписи постигал на онлайн-курсах Coursera, а также на собственном опыте, так как в Томске, по его словам, учителей не нашлось. А осенью начал записывать группы. На первоначальном этапе на оборудование ушло около 50 тысяч рублей: на эти деньги были приобретены два «монитора», компьютер, полупрофессиональная звуковая карта, микрофон, коммутация (шнуры и дибокс) и еще кое-какие мелочи. Естественно, многое было куплено с рук.

На этапе разработки Антон сразу решил, что будет записывать каждый инструмент в отдельности. Название для будущего детища, кстати, было придумано заранее.

— Вообще мы с другом с незапамятных времен хотели создать свою звукозаписывающую студию, но ничего в этом не понимали. Друг придумал название Juiced Alien, может читаться как «еврей Сталин» — такая игра слов. Вообще, я понимаю, что из названия абсолютно не понятно, чем занимается контора, — смеется Антон.

Тогда же, на первоначальном этапе, была создана и символика студии: логотип нарисовал известный дизайнер Павел Курбанов, студия которого делает «каверы» для российских и зарубежных групп.

В итоге студия Juiced Alien начала довольно успешно записывать первые треки. Однако тогда комплекс звукозаписи не включал своего рода «постпродакшна» — сведения готового материала. Это отдельная, и, пожалуй, самая трудоёмкая сфера для звукорежиссера. Но со временем (с 2014 года) на Juiced Alien начали заниматься и сведением. Предварительно Антон связался со звукорежиссером с Украины (к слову, именно эта страна считается одним из флагманов в деле сведения), который помог разобраться с настройками, и теперь студия может выдавать готовый продукт.

— Нашелся товарищ, который готов был выслать мне настройки. Я кинул ему свои песни, весь трекинг полностью, он свел и выслал мне все настройки. Собственно, больше ничего не надо было, никаких комментариев, — рассказывает Антон. — Кое-до чего я сам дошел за два года практики, а кое-что для меня было просто сенсацией. Но я понял, что он сделал, долго разбирался, книжки даже всякие писал для себя. Теперь, я считаю, что могу сводить нормально, делать это конкурентноспособно.

 

Гараж, друзья и «доширак»

 

Естественно, не обошлось без разного рода сложностей. Одной из главных был все тот же денежный вопрос, так как студия начала работу без каких-либо инвестиций. Записывающиеся группы неохотно платили за услуги студии, а некоторых приходилось буквально отлавливать в городе. В этот период Антон жил в гараже практически на одних «дошираках», а все имеющиеся средства уходили на аренду помещения и свет. Деньги приходилось занимать и у родителей.

— Это все мне ужасно не нравилось. Я пожил так несколько месяцев, набрался опыта, так как без него, считаю, нельзя претендовать на серьезные деньги, — рассказывает Антон. - А если есть какой-то опыт, конкретные группы, то можно уже говорить: ребята, мои услуги стоят столько-то, деньги приносите в первый же день. Если не можете, то первый день записи откладывается. Собственно, сейчас я работаю именно по такой схеме, с этим проблем нет.

Непросто обстояли дела и с поиском помещения. Попытки устроить студию в квартире провалились, когда дело дошло до записи экстремального вокала. Потому пришлось искать недорогое помещение с подходящей звукоизоляцией и в меру удаленное от всех, кому может помешать творческая деятельность. Сейчас Juiced Alien находится в гаражном комплексе за железнодорожным вокзалом Томск-1.

Есть и профессиональная проблема — нехватка музыкального кругозора. Проблема эта особенно актуальна в Томске, где фантазия музыкантов бьет через край и в желании выделиться юные таланты откапывают экзотические, а порой и создают собственные стили. 

— Проблемы возникают, если с такими стилями ты до этого момента вообще не сталкивался и не понимаешь, что люди от тебя хотят, — уточняет Антон. — Бывали такие случаи. Группа «Переплут», например, играет мидивал-фолк-рок. Я такую музыку не слушаю, и поначалу просто не понимал, что ребятам нужно, пришлось разбираться.

А вообще первыми клиентами Juiced Alien были друзья и друзья друзей. Поначалу записывались представители «тяжелых» направлений, позднее список стилей расширился: был и поп-панк, акустика, попса, RnB, рэп, альтернативный рок, джент, металкор, постхардкор, пост-метал, фолк, кабаре-рок. Приходилось записывать и необычные инструменты, например, саксофон или баян.

— Необычные вещи мне нравятся, потому что порой начинает казаться, что все как- то однообразно: приходят одни за другим гитаристы, играют на гитаре… А когда приходит баянист — это уже что-то нестандартное, это интересно.

 

Записать «под ключ»

 

Процесс записи композиций со стороны выглядит куда проще, чем есть на самом деле. Сначала музыканты обсуждают со звукорежиссером все детали: обговаривается количество участвующих в записи инструментов, вокалов, примерное желаемое звучание и необходимость какой-нибудь хитрой постобработки вроде добавления электронных арф или так называемых «сабкиков» (модная в экстремальной и электронной музыке фишка — нарастающий звук «вууууу» перед динамическим усилением/ударом). Также назначается время записи и, собственно, цена.

Ценовая политика на студиях формируется по-разному. Клиенты Juiced Alien платят не за проведенные в студии часы, а за готовый продукт. Поэтому в первую очередь здесь выясняют - сколько песен планирует записать конкретный коллектив. В среднем на сведение одной песни уходит около 20 часов, стоимость записи композиции «под ключ» составляет 5 тысяч рублей. Такая схема удобна, потому как можно сразу рассчитать бюджет при записи, например, целого альбома.

По идее, первым должен записываться ударник, но на многих студиях не пишут «живые» барабаны (их заменяют «оживленными» электронными). Поэтому сначала играет басист — под метроном за несколько дублей (а порой и за несколько десятков) он исполняет свою партию до тех пор, пока не получится записать близкий к идеалу вариант. Следующими записываются гитаристы — ритм, затем соло. После настает очередь вокалиста, который поет под практически готовый, но еще не сведенный трек (так называемый «минус»). Обычно на запись одного инструмента уходит 3–4 часа.

— Для этого я делаю предварительное сведение. Это людям очень нравится, потому что до того, как отправить материал на сведение, они уже слышат все, что поназаписывали, — рассказывает Антон. — Обычно в томских студиях так не делают.

В итоге через какое-то время (в зависимости от загрузки и сложности композиции) студия выдает мультитрек — отдельные записи всех инструментов, стартующие одновременно и складывающиеся в гармоничную композицию. Также музыканты могут получить «чистые», не обработанные сигналы с записи, чтобы впоследствии самостоятельно провести реампинг (наложить необходимые эффекты). Можно попросить и проект в специализированной программе (Samplitude), чтобы в дальнейшем довести песню до ума. При этом уровень качества записи будет сопоставим с профессиональной (и более дорогой) студией, если, конечно, при записи никто не будет шуметь.

— Я считаю, что раз уж ты занялся продакшном, записью, то на выходе должны быть дорожки, их надо просто закинуть и свести. В итоге я могу отдать мультитрек, проект в Samplitude и сведенный трек, — отмечает Антон.

В работе студии можно выделить денежные и не очень денежные периоды. Лето — время затишья, обычно выпадает пара-тройка несрочных заказов. Обычно много записываются весной, пик приходится на апрель—май — тогда за неделю студия может заработать около 15 тысяч рублей.

— На музыке можно зарабатывать, но только если заниматься всем подряд. Было дело — я и на свадьбах пел, и помогал людям писать табулатуры, — рассказывает Антон. — Но когда, я, например, принимаю участие в чьей-то записи, то за это денег не беру. Надо мной уже прикалывались, что я как Тимбалэнд — у всех групп попел, которые записывал.

Деятельность «звукаря» на студии не ограничивается простым записью и сведением, он может принимать и активное участие непосредственно в творческом процессе. Например, предложить добавить какой-то кусок в песню, сыграть особо сложную часть или спеть вместе с вокалистом. Прислушиваться ли к его советам — личное дело каждой группы. Антон, например, еще раздает советы по продвижению коллектива.

— Я несу ответственность за результат. Считаю, что я должен вместе с группой переживать за то, что будет в конце, — говорит Антон. — Я активно участвую в процессе, стараюсь сделать так, чтобы группа максимально раскрыла свой потенциал.

 

Не пить, не есть и высыпаться

 

Процесс записи требует подготовки не только со стороны звукорежиссера (в плане подборки необходимых эффектов, изучения конъюнкутры определенного стиля, жанра музыки, изучения предпочтений клиентов), но и со стороны самих музыкантов. У Антона уже сложился четкий список рекомендаций к клиентам студии.

Например, неплохо максимально визуализировать желаемый результат. Тут на помощь приходит очень простая и удобная программа Guitar Pro, с помощью которой музыканты (даже не зная нот) могут составить композицию так, как она должна звучать в итоге.

— Я очень уважаю, когда люди сначала в Guitar Pro забивают свои песни, потому что тут можно четко проследить по каким кускам можно писать, — отмечает Антон. — Если я вижу табулатуру, я могу лучше вникнуть в песню, послушать перед записью.

Есть и более «житейские» требования. Например, на записи лучше быть трезвым, выспавшимся и вообще готовым к работе, так как в противном случае можно довольно легко все испортить, придется проводить повторную запись и тратить лишнее время. Естественно, музыканты должны знать свой материал на зубок и уметь его исполнять максимально чисто. В таком случае запись пройдет быстрее и легче, а нервы записывающего и записывающихся останутся целее.

У гитариста и басиста должны быть хорошие гитары — многие китайские «палки», как правило, не удается вытянуть ни при каких условиях. Также на инструменте должны быть новые струны и, естественно, он должен быть настроен. В случае необходимости на студии гитару могут одолжить.

Сложнее вокалистам (особенно если они поют «чистым» голосом). Им за несколько дней перед записью желательно распеться, а за день до нее лечь спать пораньше.

— Это реально важно, я проверял на себе, ложишься на час позже спать и все — голоса нет, — говорит Антон.

Также за несколько дней желательно не употреблять алкоголь, не есть жирного. Больным и простывшим на запись также лучше не приходить.

В случае если группа исполняет песни на неродном языке, желательно пообщаться с переводчиками, чтобы проверить тексты на адекватность, избежав тем самым неприятных сюрпризов в дальнейшем.

К собственному творчеству следует относиться серьезно, считает Антон, важно продумать даже малейшие детали, вплоть до интонации для каждой строчки текста, каждого слова. В случае чего звукорежиссер может что-то подсказать, желательно не пренебрегать его мнением.

Кстати, записывать музыку проще в легкой и непринужденной атмосфере, когда никто никуда не спешит, поэтому музыканты меньше «косячат». Вокалисты тоже поют лучше, если им не приходится лишний раз нервничать.
 

Курс на лейбл

 

В дальнейшем Антон планирует превратить Juiced Alien в лейбл, набрать людей и активно их записывать. Для этого он уже формирует методологию, прописывает инструкции по которым смогут работать приглашенные звукорежиссеры (если спрос на работу его студии будет превышать предложение).

— Мне говорят — ой, это же творческая работа, как это можно загнать в строгие рамки. Но я уверен, что если ограничить условия: мы пишем только на этом комбике, в такой-то микрофон, только на эту звуковую карту и только в этой программе, только такие стили, то можно все это описать документально вне зависимости от того, какой коллектив будет записываться, — говорит Антон. — Набрать таким образом побольше людей, немного расшириться, хотя бы помещение свое найти. А дальше можно будет уже думать более масштабно.

В планах у Juiced Alien также заняться продвижением групп. Сейчас томские коллективы не слишком задумываются над своей «раскруткой». Записывающимся же на студии рекомендуют, например, заказывать оформление обложки альбомов у профессионалов. И клиенты начали прислушиваться, говорит Антон: делают конкурсы, снимают лирик-видео и устраивают фотосессии.

 

Фото: Владимир Дударев