18+
18+
РЕКЛАМА
Спорт, Футболист в музее.Как Томский Обзор знакомил нападающего «Томи» Анзора Саная с мест Футболист в музее.Как Томский Обзор знакомил нападающего «Томи» Анзора Саная с местным современным искусством

Футболист в музее.
Как Томский Обзор знакомил нападающего «Томи» Анзора Саная с местным современным искусством

Приходить с футболистом на футбол — скучно. Поэтому с футболистами Томский Обзор ходит исключительно по театрам и музеям.

Готовя очередной футбольный культпоход, мы предложили Анзору Санае, одному из самых ярких игроков «Томи», выступающему за нее второй сезон, познакомиться с творчеством молодых томских художников.

Анзор и его супруга Елена отправились вместе с нами на XXI областную выставку «Регион 70».

 

Рабочий график Анзора напряжен, Елена и вовсе живет и работает в Москве, прилетая к мужу на выходные и праздники, поэтому найти возможность для совместных выходов в свет паре непросто. Тем не менее, ребята находят время для культурных впечатлений:

— В Москве нам понравилась выставка «Великие модернисты», она проходила в Центре дизайна ARTPLAY, там были большие фотографии и видеоинсталляции знаменитых работ, — вспоминает Анзор Саная.

— В прошлом марте ездили в Париж, побывали в Лувре. Отстояли большую очередь за билетами, но это того стоило, — говорит Елена.

— Времени у нас было не очень много, только три часа смогли пробыть в музее, но это неописуемо, как там красиво! — признается Анзор. — Конечно, посмотрели на ту самую Мону Лизу, она необычна, но и помимо нее было много других удивительных картин.

В будущем пара хочет непременно побывать в Ватикане — Елена еще до знакомства с Анзором была впечатлена Сикстинской капеллой:

— Смотрела на фрески и думала, какой же Микеланджело был талантливый! — вспоминает Лена. — Думаю, мы с Анзором еще съездим туда вместе.

 

Выбор культурных мероприятий Анзор доверяет жене. Главное, чтобы мужу, при его работе, удалось найти время. Из увиденного в последнее время в столице, паре запомнился спектакль «Квартета И» «Письма и песни мужчин среднего возраста времен караоке, дорожных пробок и высоких цен на нефть».

— Боялись, что опоздаем, поскольку попали в страшную пробку, но нам повезло, начало спектакля задержалось, — объясняет Анзор. — «Письма и песни…» можно назвать и спектаклем, и концертом. Мы попали на юбилейное выступление, там участвовали друзья театра — выступал Андрей Макаревич, группа «Чайф». Было здорово!

В Томске ребятам прежде не доводилось бывать в музеях, поскольку Лена прилетает редко и совсем ненадолго.

— Мне хочется еще и местные храмы посмотреть, но пока мы посетили только Петропавловский собор на Алтайской, — отмечает Лена.

 

Провести экскурсию и ответить на все вопросы гостей о работах, представленных на выставке, мы попросили Лукию Мурину, художника, искусствоведа, одного из организаторов «Региона 70».

 

Одними из первых внимание Елены и Анзора привлекают графические работы Галины Сахаровой, посвященные лошадям:

— Как 3 D выглядят! — восхищается Лена.

Вспоминаем талисман «Томи» — Саная, разглядывая работу под названием «Горизонталь», отмечает:

— Такая лошадь вполне могла бы покровительствовать команде!

 

Полотна, посвященные индустриальным видам, Анзору и Елене кажутся слишком мрачными.

— Томск не индустриальный город, но некоторые художники неравнодушны к таким объектам — вдохновение черпают в Кузбассе, — поясняет Лукия, комментируя работы

— Индустриальные пейзажи обычно очень мрачные… Хотя и в заводах, вероятно, нет ничего радостного, — размышляет Саная. — И Новокузнецк не самый красивый город. Я там был в 2008 году, когда выступал за «Балтику». У меня от того выезда осталось тяжелое впечатление. На выставке еще очень красочные индустриальные пейзажи представлены, по сравнению с тем, каким мне запомнился город. Мы играли на стадионе, которому, по моим ощущениям, уже больше 100 лет, и ремонт там не проводился никогда…

Зато Томск, говорит Анзор, настоящий город-музей:

 

Узнав, что в третьем зале представлен вязаный Путин, наши гости с нетерпением спешат туда.

— Почему он так странно выглядит и работы именно так расположены? — выясняет Елена.

— Это авторская задумка Наташи Юдиной, такой «Триипостасный свитер». На одном Гагарин, на втором Путин, на третьем Дед Мороз, — объясняет Лукия. — Она себя как художницу из глубинки позиционирует, которая вяжет. Свитер для нее символ Сибири. Вязала работы около полугода на огромных, двухметровых спицах. Не знаю, сколько мотков пряжи ушло. Всем посетителям из трех полотен больше всего нравится Гагарин…

— Да! Он позитивный получился. Зато у Путина такой игривый взгляд, — рассматривает работу Лена.

 

На одной из стен четвертого зала — три яркие, красно-черные работы. Это серия «132 К 115» Кирилла Басалаева. Они висят так, что их видно еще из первого зала.

— Они мне приглянулись еще издалека, все ждал, когда мы до них доберемся, — признается Анзор.

— Кирилл Басалаев сейчас в Москве, изучает проблемы современного искусства, — рассказывает Лукия. — Приехал в Томске летом, для выставки написал три картины. Он работает в абстрактном экспрессионизме, разливая по холсту эмаль, следит — как она ведет себя, смешивается, как цвета проникают друг в друга и ждет, пока высохнет. При этом присутствует момент случайности, когда произведение само себя создает.

 

Анзор Саная присматривается к серии работ Мери Батманян, посвященной Кипру.

— Узнаю греческую архитектуру, я же жил там в детстве, когда мой отец, тоже футболист, играл за клуб «Панилиакос». Дома в знакомом стиле, а кошек не признал!

 
Во время экскурсии Анзор отмечает — за материалами друг о друге футболисты обычно следят. Например, то, что в прошлом году Ренат Сабитов и Евгений Башкиров побывали в том же художественном музее на выставке, посвященной Японии, а Валерий Сорокин посетил музей истории, многие в команде знают.
 

Завершая поход, Саная признается — сам он рисовать не умеет:

— Мне это не дано, совсем не получается передавать на бумагу то, что вижу глазами.

Зато выставкой доволен:

— Разные работы, яркие, неожиданные. Вязаный Путин! Лошадка, похожая на собаку… Обилие красок. Было очень интересно столько всего увидеть. Я даже не предполагал такого! И три картины Кирилла Басалаева мне запомнились. Это какой-то взрыв во Вселенной! Красный один из моих любимых цветов, его сочетание с черным мне нравится. Необычные скульптуры у Светланы Метсо: заржавевший металл использовать — это любопытная задумка, материал придает образу интересные черты.

Но, несмотря на вполне лояльное отношение к современному искусству, желания приобрести какой-либо арт-объект домой у Анзора и Лены не возникает:

— Видимо, сильно должно что-то тебе понравиться, запасть в душу, чтобы хотелось каждый день на этот объект смотреть, — считает Лена.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина