Принцип чтения.
Сергей Игуменшев: «Я сплю с книгами»
Сергей Игуменшев известен в Томске как телеведущий и юморист, а по образованию он филолог. Неудивительно, что к книгам он неравнодушен. Некоторые из них помогли ему изменить восприятие мира.
В «Принципе чтения» мы выяснили, что это были за романы, за какое произведение Сергей поставил бы авторам памятник и как наш герой выбирает аудиокниги.
— У меня читающая семья, хотя родители не филологи и даже не гуманитарии. Отец по профессии связан с металлургией, но дома всегда была большая библиотека. В моем раннем детстве, году в 1988, когда меня начали интересовать книги, их было тяжело достать. В магазинах купить оказывалось нереально. Помню то невероятное ощущение, когда нам приходили издания по подписке!
Я в четыре года прочел сам первую большую книжку. С того же времени воспитательница в детском саду сажала меня посреди группы, и я читал им вслух. Отвратительно, непонятно, но читал. В четыре с небольшим меня отвели в библиотеку. Сотрудница очень удивилась, отец ее уговаривал меня записать. Я, не знаю почему, видимо,
***
Любовь к книгам сохранялась у меня до шестого класса. Потом начался период активной учебы и моего увлечения творчеством, КВН, постоянные выступления… Еще на гитаре я учился играть. Было не до чтения. Потом, ближе к 11 классу, я вернулся к книгам и осознал, что хочу поступать на филологический факультет. Родители, подозреваю, были в шоке, хотя этого не показывали. Я сам сделал свой выбор, причем любовь к литературе, книгам победила на тот момент желание поступать на актерский факультет.
Я подумал, филология — это гораздо интереснее.
В старших классах я сильно полюбил книги Виктора Пелевина. Это был тогда еще не совсем политизированный Пелевин. «Затворник и Шестипалый» — чем это не фэнтези, не «Властелин колец»? «Generation P» для меня вершина его творчества, там все раскрылось. Игры с реальностью, субъективная реальность, река любви и другое мне очень понравилось, я даже начал воспринимать мир
***
***
Книги, которые есть в программе в школе или университете,
В хорошем сериале «Друзья» Джо, один из самых неинтеллектуальных персонажей фильма, когда читал
***
С книгами Акунина у меня интересно получилось. У меня есть со студенчества хороший друг Ринат Бакеев, он писал диплом по Достоевскому, а я по Тургеневу. Было понятно, у моего автора романчики, любовная сторона жизни, а Достоевский — это философия, основа всего… У меня было ощущение, что мой друг круче меня в тысячу раз, он же «такое» исследует! Когда я узнал, что он начал запоем читать все книжки Акунина, то был поражен: «Ты же по Достоевскому защищался, а это беллетристика!». Я, пока не окончил филфака, не прочитал Акунина. Летом после пятого курса поехал на поезде, дорога была длинной, а мне удалось взять с собой только «Азазель», первый роман про Эраста Фандорина. И все, меня сорвало! Там нет глубоких мыслей, по большому счету, это красивые, написанные прекрасным языком (это опять предмет моей зависти!) картинки той эпохи. Надеюсь, они достоверны, поскольку видно, что у Акунина погружение в контекст глубокое.
У Акунина нет в романах идей, о которых можно слагать трактаты. Но это те книги, которые мне позволили понять, что жизнь — она на самом деле легкая и простая. Есть книги, где люди пытаются для себя, для человечества решить вечные вопросы, а можно не задаваться ими, а просто жить и получать удовольствие! Для меня после прочтения Акунина слом произошел — я понял - после филологического факультета можно и хорошую беллетристику читать, сильно себя не коря за это.
***
Только приступил к «Истории Российского государства» Акунина. Много разных отзывов встречал. Но если труды Карамзина, в свое время ставшие событием, сейчас уже сложно читать, то Акунин очень просто и классно преподносит материал. Мне нравится, как он пишет в начале: «Я не выстраиваю никакой концепции, я пишу для людей, плохо знающих русскую историю и желающих в ней разобраться». Это все про меня сказано!
Еще для меня очень значимо, что в этом издании есть художественные иллюстрации.
***
Я не только филолог, но еще и юморист, это моя профессиональная деятельность сегодня. Проза Сергея Довлатова, Александра Гениса не скажу, что юмористическая, но в ней много филологической иронии. Она близка мне.
Очень люблю Гениса и Петра Вайля, их «Родную Речь, Уроки Изящной Словесности». За эту книгу я готов им поставить памятник! Я бы по ней преподавал в школе. Серьезно! Ощущение, что она нацелена на тех людей, которые считают, что литература им не нужна. А эти писатели так все подают, что становится интересно. Я прочитал за один присест этот учебник. Полагаю, когда мой сын будет в школе учиться и проходить этих авторов, я буду его снабжать статьями из этой книги.
«Русская кухня в изгнании» у этих авторов тоже книга замечательная. Они могут и о блинах говорить с культурологической точки зрения.
***
Сергей Довлатов это, конечно, вершина… Для меня он пример оптимизма. Интересно, что не все его так воспринимают. Для некоторых он пессимистичный писатель, есть у меня такие друзья. А я думаю иначе. Столько перипетий у него было в жизни… Правда, я сужу об этом по его произведениям, подробную биографию не читал специально. Как
Когда я читал «Соло на ундервуде», то хохотал в голос. На меня окружающие смотрели, как на идиота.
«Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре» — есть такое хорошее выражение. О Довлатове тоже сложно говорить. Его просто надо взять и прочитать. Если человек хочет ощутить в себе запас сил, чтобы существовать в нашей непростой эпохе, то Довлатов из тех писателей, кто покажет пример, как это можно делать.
***
Вуди Аллен тоже один из моих любимых писателей. Кстати, он успешно развивается в разных направлениях: сценарист, писатель, актер, режиссер, музыкант. У него есть свой оркестр, он играет на кларнете, причем превосходно! В
Единственная проблема — Вуди Аллена нельзя долго читать. Очень уж много абсурда, и это абсурд ради абсурда. Иногда думаешь: «Немного книга полежит в морозильнике, я подожду. Когда это превратится в абсурд ради идеи, то я буду читать это дальше».
***
Если еще говорить о юмористических произведениях, то, конечно, среди моих любимых авторов Григорий Горин. Я и смотрел экранизации его произведений, и читал их.
Больше всего мне нравится достаточно печальное, даже трагичное произведение — «Дом, который построил Свифт». И, естественно, «Тот самый Мюнхгаузен». Здесь я ощущаю печальную иронию человека, который знает все наперед и смирился. Видимо, ему известна
***
Классиков, Ильфа и Петрова, Зощенко, я тоже люблю. У Ильфа и Петрова мне больше всего нравится «Одноэтажная Америка». Помимо их фирменного стиля она важна для меня, поскольку там речь идет о том, что я не видел не знал, о другом мире, существующим за океаном. Это интересно с точки зрения просвещения…
***
С «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи у меня интересные вещи связаны. Я читал ее в старших классах. Макмерфи, главный герой, был мне очень близок как человек, пытающий взбудоражить людей вокруг себя. Я жил тогда в Киселевске, у нас в городе была совсем маленькая группа людей, которая читала книги, пыталась играть рок на гитарах. В основном у парней были пролетарские настроения, скажем так. Я поэтому себя с героем олицетворял.
***
Года четыре читаю книги в электронном виде. Конечно, если в домашней библиотеке есть бумажная книга Толстого, я предпочту ее. Но я не понесу везде за собой этот «кирпич» в рюкзаке.
Электронные книги могут быть очень любопытными. Например, Акунин молодец, он много сил уделяет тому, чтобы и в электронном виде читать его было классно. Он (или его помощники) вообще умеет продавать свои книги вкусно. Они фантастически красиво оформлены. Иллюстрации, их качество. Как он свой ЖЖ подает!
В идеале бумажная книга выигрывает, но я не вижу ничего зазорного в том, чтобы скачать книгу на планшет.
Также и к аудиокнигам отношусь. Времени очень мало, многие вещи я прослушал в машине. Единственное, очень скрупулезно подхожу к тому, кто читает книгу. Много книг я прослушал в исполнении Сергея Чонишвили, у него низкий, красивый голос.
Правда, с аудиокнигами связан такой момент: половину работы ты не делаешь сам, другой человек за тебя ставит акценты. Вероятно, если бы я читал бумажный вариант, то представлял бы себе все
Главное при выборе чтеца — аудиокнига должна быть в меру спокойной и в меру быстрой. Сложно воспринимать на слух, особенно за рулем, когда постоянно отвлекаешься на дорогу. Есть авторы, которые вальяжно очень рассказывают… Я пытался однажды послушать «Степного волка», и человек так неспешно читал, что книга заняла 13 часов. Думаю, Чонишвили часа в три бы уложился.
Еще я за то, чтобы голос принадлежал зрелому человеку — подкупает, когда читают люди с опытом, мудрые… Тембр желательно пониже. Высокие голоса и звуки обычно раздражают, а за рулем лишний раз этого не хочется, лучше, чтобы голос успокаивал. И я предпочитаю мужские голоса, хотя несколько аудиокниг, прочитанных женщинами послушал, было неплохо.
Особенно мне нравится, как читает Чонишвили. У меня есть знакомый, он играл с ним в одном театре.
Кроме того, мне запомнилось, как прочитал «Азазель» Сергей Безруков. Я ради его исполнения аудиокнигу по знакомому произведению прослушал. Это было мне очень интересно, я лежал в поезде, с наушниками, закрыв глаза и слушал… Так словно посмотрел еще один фильм по роману! Конечно, я представлял себе Безрукова сразу во всех главных ролях, одновременно и Фандориным, и злодеями.
ВКонтакте есть много групп с аудиокнигами - дома «чтецы» записывают и выкладывают свои варианты озвучания. Это не то. Если читает актер, он знает, как добиться того, что хочет.
Я не сторонник крайностей. Те люди, которые бьют себя в грудь и утверждают, что электронные и аудио книги убьют литературу — я с ними не согласен. Наоборот, это еще один шаг… Может, не вперед, но в сторону. Ничего плохого в этом нет.
Структурные романы кажутся мне любопытными. У Акунина есть «Квест», но он не справился с задачей, он просто написал хороший роман. А книги Павича, «Игра в Классики» Кортасара — это интересно, я очень люблю такие эксперименты. Они рождают
***
Не знаю современных авторов, кого стоит непременно прочесть. Я пробовал читать молодых авторов. У Захара Прилепина разве что «Восьмерка» оказалась мне близка, поскольку напомнила мне о моем детстве в пролетарском маленьком городе. По большому счету, даже современного Пелевина я не совсем понимаю. Связать основы мироздания и политику — это сложно. Я переболел этим автором. Хотя у него много смешного. «S.N.U.F.F." читать — это хохотать и хохотать. Есть аудиоролик в сети, где Чонишвили пытается читать «S.N.U.F.F." для аудиокниги и смеется.
***
Если я прочитал книгу и не понял в ней
Фото: Мария Аникина