Постоянная Планка:
Как научить детей задавать вопросы и расти над собой
На прошлой неделе в Томске стартовал новый образовательный проект для школьников — с маленьким уточнением: для тех, кто хочет учиться нескучно.
Проект называется «Постоянная Планка», а его авторы — молодой
Роман преподает физику на английском языке в одном из томских вузов и около пяти лет занимается репетиторством. Проводя занятие за занятием, он начал всё чаще обращать внимание на то, что у детей сегодня нет понимания предмета, который они изучают.
— Сегодняшние школьники не видят сути в той же физике или математике — и поэтому им невозможно объяснить, что наука — это интересно. Чем старше ученики, тем глубже они загнаны в рамки этого непонимания, и это очень грустно. Ведь это может быть вполне успешный школьник, который хорошо и даже отлично сдает ЕГЭ — но при этом он не чувствует того, что делает, и не получает от занятий внутреннего удовлетворения, — рассказывает Роман.
Проблема школьного образования, на его взгляд, — в том, что полученные знания воспринимаются учениками как механический набор навыков, которыми нужно овладеть, чтобы набрать достаточно баллов на экзаменах и поступить в университет. И никак иначе. Глубокого интереса к физике или математике, понятное дело, при таком отношении к предмету не возникает.
В репетиторской практике у Романа были случаи, когда школьника нужно было подготовить к экзамену за месяц — с мая по июнь. В
— Любые знания, которые нам
Возвращать это естественное любопытство к наукам команда «Постоянной Планка» собирается, раскрывая мир математических формул и физических теорий через истории открытий, людей и вопросы, которые эти самые люди себе
— Мы долго думали как нам это назвать. Нам не нравится слово «школа» в привычном понимании — и детям, возможно, тоже. Поэтому мы решили использовать слово «проект». Тут же стал вопрос: проект должен делать
Проект «Постоянная Планка» планируется развивать по нескольким направлениям — с уклоном в физику и математику плюс дополнительные образовательные курсы. Одна из идей, например — запустить курс под рабочим названием «А что, если…», в котором будут разбираться всякие неочевидные (на первый взгляд) вопросы и возможности ответов на них. Обязательно — с опорой на подтвержденные знания и формулы. Задавать
— Идея таких занятий — создать сообщество думающих школьников, которым была бы интересна наука. Не ту среду, которая создается в школе, где все равны и на уроках физики никому ничего от них не надо — в такой среде взрастить любопытство по отношению к миру практически невозможно. Здесь же мы предложим им окунуться в конкурентную среду, где ребята общаются, задают вопросы, мы им в этом помогаем — и они, получается, сами ведут занятие в том направлении, в котором им интересно. Таким образом и будет создаваться комьюнити из учащихся и думающих людей, которые будут уметь задавать вопросы и сами на них же отвечать.
Кроме таких курсов, преподаватели «Постоянной Планка» планируют ввести в программу индивидуальные репетиторские занятия по конкретному предмету, которые в меньшей степени бы походили на механическое «нарешивание» заданий по типу ЕГЭ или ОГЭ (экзамены после 9 класса). На данный момент в команду преподавателей проекта входят трое человек — Роман, его брат и однокурсник. Все они выпускники ТПУ и у всех есть хороший опыт репетиторства.
— Смысл в том, чтобы дать во время занятий школьникам такие математические приёмы, которые они смогут использовать как в реальной учебе, в науке, так и на экзаменах. Не те навыки, которые забудутся сразу же после сдачи экзамена, а те, что стопроцентно помогут в дальнейшем. Например, элементарный навык — уметь правильно списать условие задачи и начертить таблицу. Это уже 50% успеха в решении задачи. Подобный подход позволит школьникам взглянуть на задачу с другой стороны — так, чтобы их не напугали эти задания на экзаменах.
В планах у проекта — запустить свой канал на YouTube и создать
— У меня язык не поворачивается назвать «Постоянную Планка» коммерческим проектом. Мы будем делать бесплатные презентации, видеоканал, открытые лекции. Но невозможно постоянно вывозить проект на энтузиазме. Основные курсы, которые мы прорабатываем, будут — как и любые занятия с репетитором — платными. Причём мы придумали такую схему: ребята не будут платить за занятие, они будут приобретать абонемент как в
Смысл нового проекта, по словам Романа, — не заработать, а создать такую умную тусовку детей, которым будет интересно заниматься физикой и математикой.
— У меня у самого брат в восьмом классе, у друзей и знакомых — такие же братья по 14–16 лет. Получается, это у нас такой «кровный» интерес — вырастить следующее поколение ребят, которые будут круче, чем мы. Когда учился я, в школе не было никакой культуры самообразования. Я выработал эту систему в себе сам и готов помочь сделать это другим. Такой вот челлендж — овладеть новыми знаниями и вырасти над самим собой.
И правда ведь — все со школы знают, что делить на ноль нельзя. Но почему? «Объяснят в университете», — как правило, отвечают учителя. Роман считает: именно это — оставлять вопросы без ответа под предлогом, что ещё рано или совсем не обязательно доискиваться истины — и отбивает желание узнавать
Фото: Анна Лаас