18+
18+
РЕКЛАМА
Образование и наука, Постоянная Планка:Как научить детей задавать вопросы и расти над собой Постоянная Планка:Как научить детей задавать вопросы и расти над собой

Постоянная Планка:
Как научить детей задавать вопросы и расти над собой

 
автор
Полина Щедрина
 

На прошлой неделе в Томске стартовал новый образовательный проект для школьников — с маленьким уточнением: для тех, кто хочет учиться нескучно.

Проект называется «Постоянная Планка», а его авторы — молодой инженер-физик Роман Лаас и команда единомышленников.

 

Роман преподает физику на английском языке в одном из томских вузов и около пяти лет занимается репетиторством. Проводя занятие за занятием, он начал всё чаще обращать внимание на то, что у детей сегодня нет понимания предмета, который они изучают.

— Сегодняшние школьники не видят сути в той же физике или математике — и поэтому им невозможно объяснить, что наука — это интересно. Чем старше ученики, тем глубже они загнаны в рамки этого непонимания, и это очень грустно. Ведь это может быть вполне успешный школьник, который хорошо и даже отлично сдает ЕГЭ — но при этом он не чувствует того, что делает, и не получает от занятий внутреннего удовлетворения, — рассказывает Роман.

Проблема школьного образования, на его взгляд, — в том, что полученные знания воспринимаются учениками как механический набор навыков, которыми нужно овладеть, чтобы набрать достаточно баллов на экзаменах и поступить в университет. И никак иначе. Глубокого интереса к физике или математике, понятное дело, при таком отношении к предмету не возникает.

В репетиторской практике у Романа были случаи, когда школьника нужно было подготовить к экзамену за месяц — с мая по июнь. В общем-то, всё удавалось — и в результате ученик вытягивал свою оценку с «тройки» на «пятёрку». Но, естественно, к концу лета никаких полученных за этот срок знаний у него не оставалось. А зачем? Экзамен ведь и так успешно сдан.

— Любые знания, которые нам когда-то давали в школе — это ответы на когда-то возникавшие у людей вопросы. А сейчас дети разучились эти вопросы задавать. Их попросту нет. Именно это желание — подтолкнуть их к возрождению собственного детского любопытства — и стало одной из причин появления проекта «Постоянная Планка». Почему небо голубое, а трава зелёная? Почему нельзя нырять в бассейн реактора? Можно ли взлететь, стреляя из автомата под себя? Да что угодно — но хоть какие-то вопросы! Вернуть это любопытство — наша основная цель.

Возвращать это естественное любопытство к наукам команда «Постоянной Планка» собирается, раскрывая мир математических формул и физических теорий через истории открытий, людей и вопросы, которые эти самые люди себе когда-то задавали.

— Мы долго думали как нам это назвать. Нам не нравится слово «школа» в привычном понимании — и детям, возможно, тоже. Поэтому мы решили использовать слово «проект». Тут же стал вопрос: проект должен делать что-то для кого-то с определенной целью. По сути, поиск нужного слова и помог нам сформулировать то, чем мы занимаемся — для кого, почему, зачем.

 

С одной стороны, название проекта отсылает прямиком к школьным урокам физики — помните, когда во время изучения квантовой теории приходилось заучивать эту формулу, выведенную немецким учёным по фамилии Планк? С другой стороны, можно поиграть словами и смыслами — и представить, что «Постоянная Планка» — это те самые границы, которые мы сами себе устанавливаем и что хотим достичь. Подняли планку — значит, захотели стать лучше.
 

Проект «Постоянная Планка» планируется развивать по нескольким направлениям — с уклоном в физику и математику плюс дополнительные образовательные курсы. Одна из идей, например — запустить курс под рабочим названием «А что, если…», в котором будут разбираться всякие неочевидные (на первый взгляд) вопросы и возможности ответов на них. Обязательно — с опорой на подтвержденные знания и формулы. Задавать какой-нибудь из серии — «Если запустить подводную лодку в космос, как долго можно будет в ней прожить?», — при этом вовлекая школьников в увлекательный разбор теории гравитации, термоизоляции, герметизации и прочих научных понятий.

— Идея таких занятий — создать сообщество думающих школьников, которым была бы интересна наука. Не ту среду, которая создается в школе, где все равны и на уроках физики никому ничего от них не надо — в такой среде взрастить любопытство по отношению к миру практически невозможно. Здесь же мы предложим им окунуться в конкурентную среду, где ребята общаются, задают вопросы, мы им в этом помогаем — и они, получается, сами ведут занятие в том направлении, в котором им интересно. Таким образом и будет создаваться комьюнити из учащихся и думающих людей, которые будут уметь задавать вопросы и сами на них же отвечать.

Кроме таких курсов, преподаватели «Постоянной Планка» планируют ввести в программу индивидуальные репетиторские занятия по конкретному предмету, которые в меньшей степени бы походили на механическое «нарешивание» заданий по типу ЕГЭ или ОГЭ (экзамены после 9 класса). На данный момент в команду преподавателей проекта входят трое человек — Роман, его брат и однокурсник. Все они выпускники ТПУ и у всех есть хороший опыт репетиторства.

— Смысл в том, чтобы дать во время занятий школьникам такие математические приёмы, которые они смогут использовать как в реальной учебе, в науке, так и на экзаменах. Не те навыки, которые забудутся сразу же после сдачи экзамена, а те, что стопроцентно помогут в дальнейшем. Например, элементарный навык — уметь правильно списать условие задачи и начертить таблицу. Это уже 50% успеха в решении задачи. Подобный подход позволит школьникам взглянуть на задачу с другой стороны — так, чтобы их не напугали эти задания на экзаменах.

В планах у проекта — запустить свой канал на YouTube и создать научно-популярную платформу для обсуждений в группе ВКонтакте. Знания в режиме онлайн будут распространяться в открытом доступе бесплатно.

— У меня язык не поворачивается назвать «Постоянную Планка» коммерческим проектом. Мы будем делать бесплатные презентации, видеоканал, открытые лекции. Но невозможно постоянно вывозить проект на энтузиазме. Основные курсы, которые мы прорабатываем, будут — как и любые занятия с репетитором — платными. Причём мы придумали такую схему: ребята не будут платить за занятие, они будут приобретать абонемент как в какую-нибудь качалку. Купил на несколько часов занятий — и ходишь на то, что тебе больше всего интересно.

Смысл нового проекта, по словам Романа, — не заработать, а создать такую умную тусовку детей, которым будет интересно заниматься физикой и математикой.

— У меня у самого брат в восьмом классе, у друзей и знакомых — такие же братья по 14–16 лет. Получается, это у нас такой «кровный» интерес — вырастить следующее поколение ребят, которые будут круче, чем мы. Когда учился я, в школе не было никакой культуры самообразования. Я выработал эту систему в себе сам и готов помочь сделать это другим. Такой вот челлендж — овладеть новыми знаниями и вырасти над самим собой.

И правда ведь — все со школы знают, что делить на ноль нельзя. Но почему? «Объяснят в университете», — как правило, отвечают учителя. Роман считает: именно это — оставлять вопросы без ответа под предлогом, что ещё рано или совсем не обязательно доискиваться истины — и отбивает желание узнавать что-то новое и двигаться в науку дальше. Поэтому кто-то (если не школа!) и должен отвечать на эти вопросы — почему нельзя делить на ноль, что будет с подводной лодкой в космосе, почему паутина такая прочная, а радуга — круглая. Вы, кстати, знали об этом?

 

Фото: Анна Лаас