18+
18+
РЕКЛАМА
Speciality, Милый бизнес, Милый бизнес.Как в мастерской MOSS GARDEN учат новому взгляду на флористику Милый бизнес.Как в мастерской MOSS GARDEN учат новому взгляду на флористику

Милый бизнес.
Как в мастерской MOSS GARDEN учат новому взгляду на флористику

 
АВТОР
Полина Щедрина
 

Во флористической мастерской MOSS GARDEN не найти классических букетов из хризантем или гербер. Каталога с вариантами букетов здесь тоже нет — просто потому, что за всю историю мастерской её флористы ещё не сделали ни одного одинакового букета. Зато успели собрать не один мешок мха и лесных веток.

История мастерской MOSS GARDEN — в новом выпуске «Милого бизнеса».

 

Знакомство с холодильника

 

За появлением MOSS GARDEN стоят три девушки — Алёна, Мари и Влада. Все были более-менее знакомы друг с другом и раньше — в силу небольших размеров Томска. Мари — единственный среди них профессиональный флорист с большим опытом.

Слева направо: Алёна, Мари, Влада

— Моя любовь к цветам началась несколько лет назад, когда я пришла в салон «Rock&Rose» — на тот момент это был совершенно новый для томского рынка формат флористических мастерских. Это была флористика, приближенная к искусству. Ольга (Ольга Яковлева, владелица мастерской «Rock&Rose» — прим. ред.) стала моим учителем, наставником и другом. Позже мы продолжили свой творческий путь вместе: ездили учиться к Грегору Лершу, одному из самых известных флористов в мире, изучали новые цветы и техники, — рассказывает Мари.

Однако в 2014 году проект «Rock&Rose» был закрыт — томскому покупателю была привычнее другая флористика. Пока Мари пробовала творить в других салонах, Алёна (на тот момент они ещё не были знакомы) решила организовать собственную доставку цветов.

— Я учусь на промышленного дизайнера — и, наверное, поэтому мне довольно близка вся эта тема с цветами и оформлением. Как и любой девушке, мне было приятно находиться среди цветов — и в первую очередь поэтому хотелось организовать хороший сервис с приятным обслуживанием, — говорит Алёна.

Первый флористический проект Алёны запустился под названием «Цветочная Фабрика». Дело пошло — и скоро девушке понадобился профессиональный флористический холодильник. В поисках оборудования она познакомилась с Ольгой и Мари. К 8 марта они уже вовсю работали вместе в новой мастерской. А летом к проекту присоединилась и Влада Литвинович.

— Мне нужны были цветы на выступление для друга — и я обратилась в «Цветочную фабрику». И была очень впечатлена, наблюдая, как Мари составляет цветы в композицию. По её работам видно, как некоторые цветы несут совершенно невероятный дух, настроение — эти цветы стоят и передают море эмоций своим сочетанием, гармонией. Это завораживает — особенно когда ты не видишь такого в других цветочных салонах. Мне захотелось попробовать делать так самой — я напросилась стать бесплатным стажером. Возомнила, что у меня тоже получится быть флористом, но этот порыв быстро развеяла практика, — смеётся Влада.

 

Мох томский, тюльпаны голландские

 

Спустя какое-то время у команды флористической мастерской, в состав которой входили Алёна, Влада и Мари, возникла потребность подавать себя по-другому, под новым брендом. Так родилось новое название — MOSS GARDEN, что в переводе с английского буквально обозначает «моховой сад». Мох в названии появился неслучайно.

— Ещё во времена «Цветочной фабрики» я видела, как флористы используют в работе живые природные материалы. Мох, ветки, шишки — одним словом, всё то, что можно обычно увидеть на улицах, если хорошо присмотреться, — рассказывает Алёна.

За природными материалами для своих композиций девушки, одевшись потеплее и вооружившись перчатками, выезжают за город.

— У нас есть миллиарды фотографий «мохового» бэкстэйджа — как мы копаем мох, возвращаемся в мастерскую с мешками и на месте перебираем его, — смеётся Влада.

— Что-то в этом есть — пользоваться тем, что нам даёт природа в неограниченном количестве. Вот ты идешь — а у тебя под ногами в асфальте мох растет. Ты его сначала не замечаешь — а потом видишь его в наших букетах на фотографиях и впоследствии начинаешь замечать и на улице. Я думаю, это ценно — показывать людям, что красота их окружает везде, — говорит Мари.
 

Если мох и ветки попадают в мастерскую MOSS GARDEN с окрестностей Томска, то цветы летят из Голландии, где их заказывают на аукционе. Причём то, что аукцион — голландский, совсем не означает, что все цветы выращены именно там: что-то приходит на аукцион из Южной Америки, Азии или других стран Европы. Оттуда прямиком в MOSS GARDEN цветы доставляет один томский поставщик, проверенный временем и трудностями цветочного эмбарго.

Роли в команде распределены достаточно чётко: Мари — главный флорист, на ней же — обучение персонала по части флористики (сейчас в MOSS GARDEN кроме Мари работает ещё два флориста). Влада — ответственная по SMM: она ведет группы в социальных сетях, занимается сотрудничеством с другими компаниями и фотографирует. Финансовые вопросы и дизайн — на Алёне. Над концепцией работают все вместе.

 

«Красиво и фиолетово»

 

Сейчас MOSS GARDEN работает в формате закрытой флористической мастерской — то есть приехать туда самому нельзя, а познакомиться с цветами поможет множество подробных фотографий в группе ВКонтакте. Заказ можно сделать минимум за два часа. Затем готовый букет или цветочную композицию забирает курьер, чтобы к нужному времени отвезти адресату. За всё время существования в MOSS GARDEN не было сделано ни одного одинакового букета — каждый заказ делается индивидуально.

— Некоторые приходят к нам и говорят: я хочу красивый букет, рассчитываю потратить на него такую-то сумму, дарю тому-то — и уже из этого формируется снежный ком пожеланий, который потом будет радовать человека в букете. В своих работах мы руководствуемся тем, чтобы во всем была гармония, чтобы было видно каждый цветок, а их сочетание только подчеркивало красоту каждого, а не забивало, — говорит Мари.

— Был в истории компании потрясающий опыт, когда у нас ещё не было курьера и все заказы мы доставляли сами. Бесценно видеть живые эмоции людей, которые получали цветы. Живёт, например, в Германии сын — и нередко заказывает у нас букет своей маме в Томске. Вместе с букетом прилагается записка в конверте. И так здорово было видеть, как расстояние между двумя странами сокращается после прочтения этой записки до размера букета.
 

Ещё один из недавних впечатляющих случаев — то, как молодой человек из Калифорнии ухаживает за своей девушкой в Томске:

— Единственные его пожелания по букету — чтобы было красиво и фиолетово. И каждый раз он просит фото и оценивает букет там, находясь в Калифорнии! После чего его девушка получает красивые цветы здесь, в Томске, — рассказывает Мари. — У нас также часто заказывают букеты все те друзья, друзья друзей, кто переехал в Санкт-Петербург, а близкие остались здесь. Привет, Питер!

Девушки сами фотографируют все цветы — и они получаются на фотографиях такими «подробными», что не во всех цветочных салонах можно увидеть их так близко. Многие сначала осторожно относились к формату доставки — когда ты сам не можешь увидеть цветы. Но, получив фото и результат однажды, все сомнения у людей пропадали.

Бизнес MOSS GARDEN начинался с нуля — с первых приобретенных флористических холодильников. Сейчас для Мари, Влады и Алёны это не просто их основная деятельность — это жизнь. В мастерской они проводят огромную часть своего времени, ежедневно работая над новыми идеями. Доставка в MOSS GARDEN работает с 6 утра до полуночи, и иногда первые наши заказы нужно доставить уже в 6:30 — порадовать любимую с утра пораньше.

 

Флористика, которой не было раньше

 

За достаточно небольшой период команде MOSS GARDEN удалось выйти на уровень самоокупаемости, потом — получать больше, чем тратить. Это позволило нанять курьера, обучить и привлечь к работе новых флористов (Нину и Карину) — а теперь и думать о собственном открытом пространстве, куда бы мог прийти любой желающий.

— Я думаю, живые цветы всегда будут востребованы у покупателя, а мы, в свою очередь, каждый раз хотим привносить в это дело новое — чего раньше не было на томском цветочном рынке, — говорит Алёна.

— Вкусы у людей меняются — все уже готовы ценить большее, — добавляет Влада. — Мы замечаем, как притязания наших клиентов повысились — они стали готовы воспринимать эту нестандартную флористику, отличную от привычной многим коммерческой флористики.

— Сейчас всё к этому идет — и общий уровень флористики в Томске растет. Мы можем сказать, что на томском цветочном рынке появляется здоровая конкуренция — и это здорово, ведь это в первую очередь поддержка, а не гонка, — говорит Мари.

— Многие компании организуют разные тренинги по сплочению коллектива — а мне кажется, что нас совместная работа сплачивает больше, чем тренинги. Мы ценим друг друга и продолжаем дружить, несмотря на все рабочие трудности, — отмечает Влада.

Трудно начинать бизнес совершенно с нуля, как это сделали в MOSS GARDEN. Ещё труднее — ежедневно напоминать людям, что красота внутри них.

— Все эти трудности, с которыми нам пришлось столкнуться, очень здорово развивают тебя как профессионала — да и просто как человека. Про себя могу сказать — наконец-то мои амбиции и потребности во флористике воплощаются. Открыть цветочную мастерскую — это одно, а вот держать её на плаву — даже не так, не на плаву держать, а лететь с этой с мастерской вперёд — всё это требует достаточно много усилий и времени. Но всё это того стоит — ради того, чтобы создавать в Томске такую флористику, которой хочется любоваться, — говорит Мари.
 

 

Евгений Богач, коммерческий директор томского филиала Tele2

— Приятно слышать, что потребительский вкус в нашем городе растет, ведь это ведёт к развитию таких замечательных начинаний, как мастерской MOSS GARDEN. Уверен, что желающих подарить уникальный букет, сделанный по индивидуальному заказу, будет всё больше и больше. А получить такой подарок наверняка мечтает каждая девушка.
В компании Tele2 мы ценим индивидуальный подход, уникальность и желание заниматься любимым делом. С помощью наших бизнес-тарифов можно сэкономить не только деньги вашей компании на корпоративной связи, но и время руководителя. В решении всех вопросов связи вам поможет персональный менеджер.
Также в помощь молодым компаниям мы запустили сервис «Голос для дела», который дает возможность записать уникальный ролик голосами известных дикторов, которыми говорят голливудские звезды и мировые бренды в России. Аудиоролик можно использовать для рекламы на радио и в социальных сетях, а также в качестве приветствия при входящих звонках.
 

 

 

Фото: Данил Шостак, MOSS GARDEN