Книжный день.
Мишель Уэльбек. Роман «Покорность»
Четверг — книжный день, решили мы в редакции «Томского Обзора», и добавили к нашему постоянному спецпроекту «Принцип чтения» регулярные обзоры книжных новинок.
2022 год, Франция готовится к очередным президентским выборам. Профессор Сорбонны по имени Франсуа вяло перемещается из дома в аудиторию, а из аудитории — в главную мечеть Парижа, чтобы выпить чаю с мятой.
Новый роман Уэльбека все, кому не лень, называли исламофобским, как в свое время было с уэльбековской же «Платформой». Но, как и роман о безучастном французском бюрократе, «Покорность» вовсе не об ужасах ислама, она скорее о том, что западному обществу в его современном состоянии нечего противопоставить ни исламу, ни вообще любой группе людей с убеждениями.
В целом, в романе можно выделить два смысловых измерения: первое связано с возможность выбора и потребностью в наличии права выбора, второе касается теории о замещении — если
Как обычно, в центре повествования — вялый непримечательный француз средних лет, без ярко выраженных интересов или принципов. Франсуа никого не уважает, в том числе и себя. Страсти к жизни он также не испытывает. Пресыщенность сделала его циником, а доступность жизненных благ отучила ценить привилегии жителя просвещенной демократической страны.
По замыслу Уэльбека, этот герой олицетворяет собой основную массу современных интеллектуалов, людей без принципов или веры, но с яростным желанием все это вернуть. Живущие в мире, где все зависит от индивидуального выбора, где множество различных жизненных сценариев дают почти безграничное пространство для принятия решений, современные люди оказываются бессильны перед необходимостью выбирать. Потому что выбор требует напряженной работы ума, каждодневной и непрерывной.
Уэльбек считает, что человечество в принципе не расположено трудиться над выбором, скорее, склонно постоянно возвращаться к прелести подчинения. В романе, в частности, упоминается известное произведение «История О», роман о садомазохизме. Проецируя поведение главной героини романа, той самой О, на современного западного человека, Уэльбек вновь и вновь приходит к выводу — свобода губительна, самое заветное и самое тайное желание каждого — вновь вернуться к системе, где от него бы не требовалось делать выбор, потому что все уже было бы решено за него и до него.
Безусловно, эти выводы очень спорны, построены на ложных предпосылках, сексистских стереотипах и мизогинии, и нуждаются в подробном обсуждении. Но это есть в романе, а значит, должно быть отражено и в отзыве.
К тому же, Уэльбек едва ли не прямым текстом пишет, что современный западный мужчина предрасположен к исламу, в котором у мужчин вообще прав и привилегий больше, чем у женщин. Западный гражданин, по мнению Уэльбека, морально готов вернуться к угнетению групп людей, не обладающих привилегиями, и более того — уже делает это каждый день. Например, в романе «Платформа» упоминается сексуальный туризм и его популярность у представителей среднего класса, в основном мужчин. Что это, как не новый виток политики колониализма, новая форма экономической эксплуатации стран третьего мира?
А в «Покорности» главный герой вяло и без
В итоге ислам предстает в глазах автора и его героя просто новой формой существования, не лучше и не хуже предыдущей. Христианство отступило, сдало свои позиции, оно отказалось от навязывания своей воли, от требования безусловного подчинения. Ислам просто занял опустевшее место, дав возможность безвольным и слабохарактерным почувствовать себя полноценными людьми.
В общем, своим новым романом Уэльбек, как обычно, умудрился оскорбить буквально всех: и левых, и правых, и интеллектуалов, и мусульман, и феминисток, и наверняка
На самом деле, между приглашением к полемике и банальной провокацией — очень тонкая грань, и Уэльбек всю свою литературную карьеру балансирует на этой грани, периодически едва не падая в руки линчевателей от того или иного лагеря.
Читать романы Уэльбека лучше всего на холодную голову, постоянно держа в голове простую мысль «он ждет твоего гнева».
В целом, «Покорность» не выбивается из общего ряда произведений автора, и, если у вас нет объективных причин для чтения романа — вы не являетесь литературным критикомобозревателемкнижнымблогером, роман можно смело пропустить, ограничившись чтением краткого пересказа.