18+
18+
РЕКЛАМА
Интервью, Настоящий театр. Дмитрий Войдак: как стать «детским» драматургом в Сибири и получить 5-килограмм Настоящий театр. Дмитрий Войдак: как стать «детским» драматургом в Сибири и получить 5-килограммовое перо

Настоящий театр.
Дмитрий Войдак: как стать «детским» драматургом в Сибири и получить 5-килограммовое перо

автор
Мария Симонова

Спектакли для детей – особый жанр. Многим театрам интереснее делать работы для взрослых. Эксперты часто говорят на фестивалях и семинарах о проблемах этого направления: не хватает и серьезных постановок, и пьес для маленьких зрителей.

Но новые имена среди детских драматургов все-таки появляются. Спектакли по пьесам одного из них, Дмитрия Войдака, идут в Северском театре для детей и юношества. А в конце декабря премьера по его сказке - "Придет серенький волчок" - состоялась в Драме.

Дмитрий Войдак – наш, сибирский автор, артист омского театра куклы, актера, маски «Арлекин». С его помощью мы выяснили, как молодой драматург может стать востребованным и в чем особенность пьес для детей.

Что сегодня обычно делают театры, когда речь идет о постановках для детей? Многие выбирают уже давно известные пьесы. До сих пор очень популярна русская народная сказка «Морозко» и схожая с нею авторская история - «Мороз Иванович» Одоевского, «Три поросенка», «Красная шапочка», сказки Пушкина, истории Чуковского, пьесы Маршака, разные вариации известных сюжетов о Золушке, Красной шапочке, Кощее бессмертном, Белоснежке, Щелкунчике. Если необходима инсценировка, часто она делается силами театра.

Некоторые театры стремятся создавать собственные истории для детей. Например, в мариинском театре «Желтое окошко» детские спектакли сочиняются всеми актерами, которые в них заняты, причем текст пьесы никогда не записывается. Так появились спектакли «О рыцарях и принцессах», «Иваново сердце», которые получали потом призы всероссийских фестивалей.

Но желание поставить пьесу, созданную пока не самым известным автором и желание заказать инсценировку произведения для детей тоже встречается. Это становится ясно по истории Дмитрия Войдака, чьи пьесы и инсценировки шли или идут в Томске, Екатеринбурге, Нарве, Горловке, Омске, Дзержинске, Йошкар-Оле, Северске. Хотя Дмитрий даже и не собирался становиться драматургом.

- В школе ничего не сочинял, разве что поздравления, четверостишия смешные. Но никаких сказок или пьес, - вспоминает Дмитрий. - Я и сегодня считаю себя в первую очередь актером. «Драматург» - это потом прикладывается. А началось все с просьбы режиссера написать новогодний сценарий для нашего театра «Арлекин». Я взял за основу «Изумрудный город», только у нас Элли домой отправлял Дед Мороз. После премьеры режиссер сказал: «Неплохо получилось, давай допишем второе действие и поставим спектакль, уже с Новым годом не связанный». Это был мой первый опыт написания полноценной пьесы, в марте 2008 года прошла премьера.

Та работа вдохновила Дмитрия, и за год он сочинил три детские пьесы, начал отправлять их на конкурсы. Продвижением себя как драматурга он занимался сам.

Первая победа случилась… на фестивале драматургов в Ингушетии. Войдак читал ингушские сказки, одна из них, "Черный Ногай", так ему понравилась, что он написал инсценировку, назвав её "Берза Дог" Потом случайно узнал о том, что в Ингушетии проводится конкурс драматургов.

- У них не было электронного адреса, по почте выслал рукопись и диск с электронным вариантом, - объясняет Дмитрий. – Забыл о конкурсе, а когда вспомнил и стал искать информацию в интернете, то прочитал: «Победитель - артист омского театра Дмитрий Войдак». Потом мне позвонила домой министр культуры Ингушетии, поздравила. По почте прислали диплом. Правда, стекло разбилось по дороге, но ничего. С той поры везде отправляю свои пьесы. Где-то они остаются без внимания, где-то попадают в лонг-лист, где-то в шорт. «Придет серенький волчок», которого ставят в Томск, дошла до финала всероссийского конкурса «Маленькая премьера». Шестерку лучших пьес издают потом в сборнике под названием «Я вхожу в мир искусства». У Николая Коляды в фестивале «Евразия» трижды участвовал. И три раза побеждал. Точнее, сначала становился дважды вторым, но первое место никому не присуждали, поэтому я считал себя победителем. А в 2015 году взял наконец официально первое место.

Взяться за новое дело актера Войдака отчасти заставил собственный опыт участия в постановках для детей.

- Зачастую в кукольных театрах инсценировки пишут сами режиссёры. - говорит Дмитрий. – Возможно, дело в авторских отчислениях, из-за них стараются не обращаться к драматургам. Режиссеры берут сказку, переводят ее в диалоги, иногда не очень удачно. Надо все же, чтобы человек умеющий писал пьесу. Хотя, когда меня начинают ставить, то мне не очень ловко. Я однажды участвовал в лаборатории драматургов в Екатеринбурге, где все были профессионалы, литературный институт окончившие, опытные. Я же пишу как пишу, не зная принципов драматургии, ее законов, теории. Начал кокетничать, мол, я так, любитель. Но мне сказали, раз ты в конкурсах побеждаешь, твои пьесы ставят, значит, ты профессионал уже. Тем более, в детском театре работаешь, знаешь, на что дети реагируют. Такое правда есть, я пишу пьесу не как литератор, а сразу «вижу» спектакль. Мне один режиссер сказал: «Дима, у тебя не пьеса, а режиссерская экспликация какая-то, все расписано!».

Впрочем, автору не чужды писательские рефлексии: Дмитрий признается, что иногда фраза не нравится ему по стилю, и он мучается, ищет новые варианты, иногда из-за одного слова меняет весь абзац.

Критику автору слышать доводится, но согласен он с нею не всегда. Например, в Новосибирске на читке пьесы Войдака «Богатырь Степан Ромашкин» сказали, что проблематика у истории слишком мелкая. Конфликт в том, что у богатыря не богатырская фамилия «Ромашкин». Зато, когда он совершает подвиги, отношение к нему меняется, и несоответствующая фамилия забывается.

- Люди, говорящие, что это не проблема – они просто слишком повзрослели! – считает Дмитрий. - Для детей надо писать тем, кто чувствует себя ребенком. В детском возрасте можно носок в садике потерять и это уже трагедия будет, так остро любая неприятность ребенком воспринимается. Мне кажется, не бывает мелких проблем в детской драматургии. Те, кто уже повзрослел и далек от детей, пишет на сложном для них языке. Бывает, и конфликт есть, и герои придуманы, но только говорят косноязычно. Для меня самый простой язык в сказках Козлова, в «Маленьком принце» Экзюпери. Они не боялись оставаться детьми на всю жизнь, у них нет сложных оборотов, незнакомых слов. Я пытаюсь писать просто. В моих текстах, считаю, все по-детски.

Оставаться ребенком Дмитрию помогает общение, игры с собственными детьми (его сыну 10 лет, дочке 4).

- Да и сам по себе я такой! – признается наш герой. - Мне интереснее посмотреть мультики, чем фильм. Читаю дочке разные сказки, сейчас вот «Винни-Пуха». И, конечно, работа в театре кукол располагает к невзрослению.

Пьесы в Войдака в основном для малышей: «Придет серенький волчок», что показывают сейчас в томской Драме, для совсем крошек. Инсценировка «Соломенный бычок», история про «Дармидошу и мыльные пузыри» (обе идут в Северском театре для детей и юношества) рассчитаны для ребят 5-6 лет. А «Богатырь Степан Ромашкин», инсценировки «Берза дог», «Барон Мюнхгаузен», «Питер Пэн» - для младших классов.

Сам свои пьесы Дмитрий режиссерам не предлагает. Они находят их в электронных библиотеках. Заказывали инсценировки автору сначала в своем родном театре «Арлекин». Но прошлым летом он написал «Питера Пэна» для Екатеринбургской Драмы.

Посмотреть удается не все свои спектакли. Из Нарвы и Горловки присылали видео. Некоторые шлют фото.

- Интересно было бы посмотреть «Волчка» в Драме – я, когда писал текст, то представлял себе эту историю только в театре кукол, - говорит Дмитрий Войдак. – Когда мы были на гастролях в Томске, то встречался с Марией Смирновой и Натальей Абрамовой - завлит. и актриса вашего драматического театра, мы пообщались немного.

Обычно театры либо связываются с автором напрямую, либо оформляют отношения с драматургом через РАО. Договориться с ним, как утверждает Дмитрий, не трудно, он не ставит специфических условий. О тайных постановках своих работ автору ничего неизвестно. А детским коллективам он разрешает играть спектакли по его пьесам бесплатно, даже если они и продают билеты.

- В Тюмени будет спектакль «Богатырь Степан Ромашкин», там у студии нет своего здания, они арендуют площадку, я решил их поддержать, - рассказывает Дмитрий. - Есть в Петербурге театр для детей с особенностями развития. Конечно, я разрешил им играть постановку моей пьесы «Когда танцуют звезды».

Жить только трудом детского драматурга Дмитрий Войдак сегодня считает нереальным. Всё же детские спектакли играются в маленьких залах на 100, максимум на 200 человек. Автор проводит примерные подсчёты на примере омского «Арлекина»: 200 человек зал, 100 рублей билет, 20 тысяч максимальный доход, 5% максимум идут драматургу, а еще отчисления в РАО, еще налог… Играется один и тот же спектакль обычно максимум два раза в месяц.

Конкурсов много, но призы у них обычно не денежные:

- Обычно главный итог конкурса - моральное удовлетворение, признание. В основном дипломы вручают, либо выпускают сборники, их рассылают по театрам, - поясняет Дмитрий. – Только у Коляды есть премии - 25 тысяч, 15 и 10 соответственно за первое, второе и третье место. Еще перо здоровое, 5 кг весом, вручают за первое место. Я его наконец в этом году получил.

Получать литературное образование Дмитрий уже передумал, хотя после одного из конкурсов ему звонил педагог из литературного института имени Горького. Говорил: «Чувствую стиль, слог, но нет школы, теоретических знаний». Звал на вечернее образование:

- На заочное я бы может и поехал, но на три года уехать в Москву нереально – у меня семья, дети, - говорит Дмитрий. – Советовался с Колядой, он меня отговорил. Я говорю, может мне тогда к вам поступить? У него курс в Екатеринбурге. Но он сказал - и ко мне не надо, пишешь - и пиши.

Писать для взрослых Дмитрий Войдак не планирует. Считает, слишком та ниша занята уже:

- Я адекватно оцениваю свои возможности и способности, вижу, кто, о чем пишет, какие есть драматурги, - замечает Дмитрий. – Сочиняю для детей, если мои пьесы кому-то приглянутся, то я рад. В первую очередь я все же артист, работаю по профессии, драматургия для меня скорее хобби.

Фото: Данил Шостак