#ВзрывМозга, Образование и наука, #ВзрывМозга.Война с малыми планетами.Как томские ученые ищут способы избежать столкновения #ВзрывМозга.Война с малыми планетами.Как томские ученые ищут способы избежать столкновения с астероидами

#ВзрывМозга.
Война с малыми планетами.
Как томские ученые ищут способы избежать столкновения с астероидами

АВТОР
Катерина Кайгородова

Нас регулярно пугают концом света, который наступит после падения гигантского астероида. И тут есть чего опасаться. Если каменная глыба более 1 км в диаметре на огромной скорости столкнется с Землей, мало не покажется никому. Тем более что такие события в истории уже были и, вероятнее всего, будут не раз. Тут или они нас, или мы их.

Поэтому ученые не просто изучают астероиды, но и ищут способы предотвратить возможные столкновения. Такие исследования проводят и в Томском государственном университете.

Подробнее об астероидах, исходящей от них угрозе и способах ее предотвращения нам рассказала сотрудник отдела небесной механики и астрометрии НИИ ПММ Татьяна Галушина.

Космическая армия

В Солнечной системе находится огромное количество астероидов. Только тех, чей диаметр превышает 1 км, по некоторым оценкам — до двух миллионов. К счастью, большинство из них обращается по постоянным орбитам в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером, а также в других местах скопления малых планет, и для Земли опасности не представляет. В долгосрочной перспективе они могут менять свою орбиту, однако обычно этот процесс занимает тысячи и даже миллионы лет.

Особый класс небесных тел — астероиды, сближающиеся с Землей. Их уже открыто 13 858, но на самом деле их гораздо больше. Более 1 500 объектов непосредственно пересекают орбиту Земли, и когда-нибудь могут встретиться с ней в одной точке.

Среди них в последние годы много шума наделал Апофис, следующее сближение которого с Землей ожидается в 2029 году. Некоторое время назад считалось, что опасность столкновения достаточно высока, но последние расчеты показали, что пока опасаться нечего: Апофис не столкнется с Землей ни в 2029, ни в 2036 году.

— Объекты диаметром более километра способны вызвать глобальную катастрофу. Но нам они известны практически все, и пока нет причин их опасаться, — рассказывает Татьяна Галушина. — С более мелкими объектами ситуация гораздо хуже. Например, объектов диаметром порядка 140 м мы знаем не более 20%, а ведь они могут вызвать как минимум региональную катастрофу. Еще хуже обстоит ситуация с небольшими метеороидами, диаметром 15–20 м, один из которых упал в Челябинске три года назад. Их нам известно меньше процента, поэтому событие такого масштаба можно ожидать в любой момент. Но техника развивается, мы выводим телескопы в космос, и в будущем, думаю, наблюдения будут возможны. Как минимум, чтобы знать время и место падения метеороидов и вовремя предупредить или даже эвакуировать население.

Удар в спину

При угрозе от крупных космических объектов эвакуацией не обойтись. Ученые изобретают различные способы избежать столкновения. Вплоть до самых экзотических: например, «побелить» астероид. Как известно, темный цвет, который имеет большинство астероидов, поглощает солнечное тепло, а светлый — отражает. Расчеты показывают, что если альбедо (отражающая способность) небесного тела будет более высоким, под воздействием солнечной радиации оно постепенно изменит свою орбиту.

Но способ, кажущийся более привычным и надежным — просто взорвать угрожающий объект. Проблема в том, что если взрывать астероид на подлете (а чтобы разрушить крупный объект, понадобится мощность ядерного взрыва), то радиоактивные осколки по инерции полетят прямо на Землю. Ученый из Санкт-Петербурга Константин Холшевников предложил идею: взрывать астероид сразу после тесного сближения, когда он уже миновал Землю. Ко времени следующего сближения и возможного столкновения осколки распределятся по орбите и изменят свою траекторию. Большинство, если не все, пролетят мимо, а если небольшие объекты и упадут, их радиоактивность за несколько лет на орбите сильно уменьшится.

Совсем недавно группа ученых из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска выполнила расчет целесообразности этого предположения. В частности, в задачи томских ученых входило моделирование взрыва и расчет поведения каждого из осколков.

В качестве модельного объекта был взят объект, похожий на Апофис — он просто достаточно хорошо изучен. Правда, пока для расчетов использовался астероид в форме идеального шара, чего в природе быть не может.

— Нашей задачей было опробовать методику: имеет она смысл или нет, — объясняет Татьяна. — В дальнейшем мы будем совершенствовать свою модель и приближать ее к реальности. Следующий шаг — рассчитать, что будет, если после взрыва останется обломок большого размера. Куда он полетит, как будет себя вести. В будущем, возможно, мы будем рассматривать взрыв реального астероида. Пока в этом нет насущной необходимости, но опасный объект может появиться неожиданно и у нас не хватит времени для разработки методики. Так что, это работа на будущее.

Космическая разведка

Наблюдением за астероидами занимаются все крупные обсерватории, а также множество астрономов-любителей. Данные о наблюдениях стекаются в Центр малых планет, который находится в Смитсоновской астрофизической обсерватории в США. Здесь данные наблюдений малых тел Солнечной системы систематизируются, вычисляются их орбиты, и эта информация публикуется через циркуляр малых планет. Данными могут пользоваться группы ученых со всего мира.

В истории человечества было два случая, когда столкновение с небесными телами было предсказано заранее. Первый — метеороид 2008 TC3 диаметром около 3 метров, который упал в Суданской пустыне в октябре 2008 года. Этот объект был открыт за сутки до предсказанного столкновения, точно вычислено время и район его падения, и отправленная туда экспедиция действительно нашла несколько «свежих» метеоритов общей массой около 3 кг. Второй — объект 2014 АА, примерно того же размера, открытый 1 января 2014 года. Координаты столкновения с ним также были рассчитаны, зафиксирован его вход в атмосферу, но сам метеорит упал в океан.

А вот более крупный Челябинский метеорит заранее обнаружить не смогли. Скорее всего, потому, что он шел со стороны Солнца и имел невысокое альбедо, не позволяющее отражать солнечные лучи. Так что, астероидной защите есть еще куда совершенствоваться.

Иногда при сближении с Землей под воздействием сил гравитации меняется орбита астероидов. Это, по расчетам астрономов, произойдет при сближении Апофиса с Землей в 2029 году. На схеме голубым показана орбита Венеры, зеленым — Земли, белым — Апофиса:

Фото: Наталья Бочкова