18+
18+
РЕКЛАМА
75 лет томской промышленности, Люди, Люди труда, Предприятие, Предприятия Томска и области, Люди труда.«Мы и работать, и отдыхать умели»: история ветерана ГПЗ-5 Александра Ман Люди труда.«Мы и работать, и отдыхать умели»: история ветерана ГПЗ-5 Александра Мантурова

Люди труда.
«Мы и работать, и отдыхать умели»: история ветерана ГПЗ-5 Александра Мантурова

Во второй половине ХХ века в Томске работало несколько десятков заводов самой разной направленности — от легпрома до машиностроения, на которых были заняты десятки тысяч людей.

В спецпроекте «Люди труда» — истории тех, кто застал расцвет томской промышленности советского образца.

Наш новый герой — Александр Николаевич Мантуров, с 1949 года работавший на подшипниковом заводе, который был эвакуирован из Москвы в Томск в самом начале Великой Отечественной войны.

«Мы могли сделать практически любую работу»

— В военное время я жил с родителями в Кемеровской области, на руднике Темиртау, где добывали железную руду. Там я учился до 8 класса. В 1945 году к нам приехал представитель Томского машиностроительного техникума, приглашал на учебу. Тогда я и приехал в Томск.

После окончания техникума меня направили на подшипниковый завод, в автоматно-токарный цех. В нем я проработал 50 с лишним лет до 2006 года. Сначала — помощником мастера, а примерно через полгода меня назначили сменным мастером. В последнее время работал технологом и потом — начальником ОТП, отдела технологической подготовки. Там мы занимались разработкой технологических карт, которые должны быть на каждом рабочем месте — в них входят сведения о приборе и инструкции для работников.

Наш цех в основном выпускал кольца для подшипников — наружные и внутренние. За новыми технологиями мы часто ездили на московские заводы. Там делали сложные фасонные резцы для внутренних колец. Чтобы, допустим, беговую дорожку, бортики, канавки на кольцах делать не отдельными операциями, а сразу. Постепенно и у нас в инструментальном цехе стали делать резцы не хуже.

Я был увлечен своей работой. Интересно было улучшать технологию, сокращать количество операций. А вот высшее образование не пошел получать, хотя многие поступали на вечернее отделение Политеха. Сравнил свою зарплату и зарплату инженера и подумал — а зачем?

В свое время мы перешли на трубные заготовки — то есть, кольца резали сразу из труб, которые поставляли из Свердловска. Это было хорошее решение, так как сразу выросло и качество колец, и производительность труда. А резали их нам алкоголики из ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий), был у них там такой цех организован. У меня был туда пропуск оформлен, я ходил проверять оснастку. Работать алкоголики, конечно, шибко не хотели. Помню, у них бригадир был, ему еще лет 15 сидеть оставалось. Вот он их еще держал в руках.

В своем цехе мы практически любую работу выполнить могли. Делали подшипники для коробки скоростей КамАЗа: с латунным сепаратором, наружным диаметром 150 мм. Они должны солидные нагрузки выдерживать, машины-то сильные. Делали подшипники пятого класса точности по заказу Минобороны. Одно время даже выпускали муфты для буровых станков.

А потом завод остановился… Мне-то уже за 70 было, все равно на пенсию пора…

Кроме работы, мы и отдыхать умели. Когда жил в общежитии, у нас каждую субботу танцы были в красном уголке. Кто умел танцевать — ходили. У старого клуба была организована танцевальная площадка, там играл духовой оркестр. Вход платный был, но тоже ходили.

Я и в самодеятельности я участвовал, пел и танцевал. Мы репетировали в клубе имени Сталина, который на втором Томске был. А летом почти каждый день дотемна играли в волейбол на стадионе «Локомотив». Или болели за нашу команду, когда там футбольные матчи проводили.

А сам я лыжами занимался. Мы часто участвовали в соревнованиях в Академгородке. И в легкоатлетической эстафете 4 по 100 тоже как-то участвовал. Мы тогда второе место заняли среди предприятий.

Спортивную работу на заводе вел товарищ Кабанов из кузнечного цеха — веселый такой мужик, хохмач. Завод тогда и по футболу выступал неплохо, и в легкой атлетике, и в лыжных гонках…

Из альбомов ГПЗ-5

Текст: Екатерина Кайгородова

Фото: Владимир Дударев

Томские новости

Суд завершил банкротство авиакомпании «Томск Авиа», удовлетворив 2% требований из 1 млрд рублей

9 апреля 2024
Томские новости

«Томскводоканал» после смены владельца хочет перейти от аренды сетей в Томске к концессии

25 марта 2024
Томские новости

Томская область хочет построить две посадочные площадки для БПЛА близ районных аэропортов

29 марта 2024
Люди

В Томске презентовали сборник воспоминаний об известном томском ученом Вячеславе Новицком

25 марта 2024
Люди

Сохранить историю. Как в 1990-е годы инженер-конструктор Владимир Кирсанов помогал восстанавливать томские здания

2 апреля 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024