18+
18+
РЕКЛАМА
Медицина и здоровье, Супертехнологии для сердца.О чем говорили на конференции аритмологов в Томске Супертехнологии для сердца.О чем говорили на конференции аритмологов в Томске

Супертехнологии для сердца.
О чем говорили на конференции аритмологов в Томске

На прошлой неделе, 27—29 апреля, в томском НИИ кардиологии прошла юбилейная X научно-практическая конференция с международным участием по теме «Клиническая электрофизиология и интервенционная аритмология». Подобные конференции проходят каждые два года, чередуясь с Региональной школой аритмологов.

На конференции выступили заметные ученые из разных регионов России и зарубежных стран. Не все из них смогли посетить Томск лично, но благодаря современным технологиям это не стало препятствием. Так, участники конференции услышали доклад главного аритмолога страны — академика Амирана Ревишвили, а также увидели прямую трансляцию из пражской клиники, где работает профессор Йозеф Каутцнер, президент Европейской ассоциации сердечного ритма.

Таким образом, томские кардиологи — а вход на конференцию открыт для всех желающих — смогли познакомиться с самыми современными тенденциями в аритмологии.

Сергей Попов, врио директора НИИ кардиологии, чл.-корр. РАН, заслуженный деятель науки РФ

— Последнее десятилетие ознаменовалось появлением супертехнологий в лечении заболеваний сердца. Сложные и умные системы позволяют не только поставить точный диагноз, но и прицельно совершить щадящее воздействие. Сейчас в клиническую практику внедряется новый кардиостимулятор, работающий без электродов. Капсула размером с патрон имплантируется в сердце и обеспечивает его бесперебойную работу в течение 9–13 лет. Еще десятилетие назад такое устройство назвали бы фантастикой. Сегодня это реальность. Я уж не говорю об операциях с использованием холода, о диагностике путем построения трехмерных изображений и многих других разработках…
Вопросами аритмологии занимаются кардиоцентры по всей России и по всему миру. Но ученым важно услышать мнение своих коллег, чтобы понять: в правильном ли направлении ведутся исследования, что нужно доработать, на что обратить внимание. Поэтому такие конференции, как наша, которая уже в 10 раз проходит в Томске, очень важны для развития отрасли.

Томская конференция аритмологов несет не только научную, но и образовательную функцию. Многим запомнились яркие доклады одного из ведущих кардиологов Польши Михала Худзика, посвященные диагностике аритмий с помощью обычной ЭКГ и предотвращению риска внезапной сердечной смерти. Адресованы они были врачам общей практики, которым важно уметь вовремя распознать кардиологического больного.

Михаил Худзик, член комитета образования Европейской ассоциации аритмологов

— Если спросить человека, «Что бы ты хотел иметь — сердечную недостаточность или раковую опухоль?», каждый сказал бы: «Ну конечно, сердечную недостаточность!» Тем не менее статистика говорит, что от сердечных болезней умирает гораздо больше людей, чем от онкологических. Причем, умирают молодые люди, в возрасте 50–60 лет. И большинству из них можно продлить жизнь на долгие годы, если при возникновении проблем имплантировать устройство, нормализующее работу сердца.
Технологии шагнули очень далеко. Сегодня нет таких операций, которые не могли бы сделать у нас в Польше или у вас, в Томске. Но очень важно, чтобы врачи-терапевты в маленьких городах, в деревнях, тоже знали об этих технологиях, и вовремя отправляли больных на лечение. Для этого не требуются сложные методы диагностики. Нет такой поликлиники, где не было бы простого электрокардиографа. Терапевт должен простыми средствами установить: есть у пациента риск внезапной смерти или нет. Если есть — дальше работать должны узкие специалисты.

Из докладов о современных высоких технологиях можно отметить доклад доктора Карапета Давтяна о преимуществах криоаблации — лечения аритмии холодом. Кстати, именно он в конце прошлого года провел в Томском кардиоцентре первую в России операцию с использованием нового криобаллона.

Карапет Давтян, заведующий отделением интервенционной аритмологии московского Института профилактической медицины

— В чем суть криоаблации? Генератором аритмии у большинства больных является небольшой участок, где легочная вена подходит к левому предсердию. В этом месте сердечная мышечная ткань частично переплетается с сосудистой — и уходит в саму вену. Иногда она начинает участвовать в процессе сокращения, вызывая нарушения сердечного ритма. Задача хирурга — изолировать сердечную ткань от сосудистой, тем самым устранив причину аритмии. Традиционно это делается методом радиочастотной аблации. Хирург с помощью катетера с головкой 4 мм (а периметр сосуда порядка 4 см), точка за точкой «рисует» круг, разделяющий сердце и вену. Это процесс долгий и, скорее всего, потребующий повторной операции, так как этим методом невозможно добиться идеально ровной линии.
Криобаллон представляет собой что-то вроде воздушного шарика. Мы им просто затыкаем сосуд, и когда наносим мороз до -70 градусов, он одномоментно создает идеальную изолирующую окружность. Эффективность криоаблации уже после одной процедуры достигает 70%. Она более безопасна, проста в проведении и занимает меньшее количество времени у хирурга. Если бы была финансовая возможность, я рекомендовал бы, по крайней мере, первую процедуру всегда проводить методом криоаблации.

Кардиологи отмечают, что бурное развитие технологий не создает «конвейерных» методов для лечения тех или иных нарушений ритма сердца. Наоборот, благодаря им кардиология становится все более персонализированной. Задача врача — из всего разнообразия выбрать правильный метод для лечения конкретного заболевания у конкретного пациента. А это уже не только наука, но и искусство.

Текст: Катерина Кайгородова

Фото: Виктория Евстафьева, НИИ кардиологии