18+
18+
РЕКЛАМА
Образование и наука, ТГАСУ, Пять редких специальностей, которые можно получить в ТГАСУ Пять редких специальностей, которые можно получить в ТГАСУ

Пять редких специальностей, которые можно получить в ТГАСУ

Томский государственный архитектурно-строительный университет — это не просто строительный вуз, какие есть почти в каждом областном городе.

Здесь готовят редких специалистов, пользующихся повышенным спросом у работодателей. Каких — расскажем в нашем обзоре.

Реставрация

Что и где

Направление подготовки «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Кафедра реконструкции и реставрации архитектурного наследия архитектурного факультета.

Памятники истории и культуры нуждаются в уходе, ремонте, а иногда и полном восстановлении, о каком бы месте на Земле ни шла речь. Этим занимаются реставраторы — историки, художники и архитекторы в одном лице. Специалистов такого рода готовят и в Томске, городе с богатейшим культурным наследием.

Чему учат

Кто преподает

Специалисты, имеющие практический опыт в области реставрации: архитекторы, конструкторы, искусствоведы ОАО СИ «Сибспецпроектреставрация» — единственного за Уралом специализированного проектного института в сфере реставрации. По их проектам отреставрированы многие здания в Томске и сибирском регионе. В число преподавателей входят ведущие специалисты в области охраны историко-культурного наследия, учёные в области реставрации и реконструкции историко-культурного наследия, теории и истории архитектуры — авторы монографий, посвящённых архитекторам, работавшим в Томске и его архитектурному наследию.

Сколько выпускников

Архитекторов-реставраторов обучают всего в 11 российских вузах и только в 5 из них есть специализированные кафедры. В Томском ГАСУ первый выпуск состоялся в 2002 году. С тех пор кафедра ежегодно выпускает от 6 до 23 реставраторов. В общей сложности здесь подготовлено 170 специалистов этого специфического направления архитектурной деятельности.

Где можно работать

Выпускники кафедры работают как в области реставрации и охраны архитектурного наследия, так и в сфере проектирования новых зданий, занимаются научной и преподавательской деятельностью в Томске, Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Улан-Удэ, Бийске, Новосибирске, Н-Новгороде и других городах России и дальнего зарубежья.

Например, Анна Малышева (2002 г. выпуска) возглавляет проектное управление ЗАО «Росреставрация» в г. Москва, Ксения Плеханова (2005 г.в.) — главный архитектор ООО «АВЕРС-проект» в г. Санкт-Петербург, Яна Васильева (2005 г.в.) живет в городе Хельсинки и работает архитектором, Антон Бабичев (2011 г.) — архитектор-реставратор ООО «Реставрационный центр. Архитектура, производство, обучение» в городе Кириллов. А Марина Якимец (2010 г.в.) учится в магистратуре в Германии по специальности «Реставрация». Многие выпускники остались в Томске, работают в областных и городских органах власти, ОАО СИ «Сибспецпроектреставрация», на АФ ТГАСУ, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре.

Лариса Романова, кандидат архитектуры, доцент, советник РААСН, заведующая кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия (РиРАН), аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы

— Практически все наши курсовые и дипломные проекты делаются на томском материале. Это реставрация сохранившихся памятников истории и культуры и воссоздание утраченных памятников. Значительная часть проектов посвящена реконструкции ценных исторических территорий, например, районов Болото и Татарская слобода.
Интересной творческой работой являются проекты приспособления исторических зданий к современным потребностям. При этом также учитываются исторические традиции. Например, в многоквартирном деревянном доме студенты предлагают разместить элитное жилье для одной семьи. Или приспособить дом для ведения малого бизнеса. Первый этаж использовать для детского кафе «Карусель времени» с интерьерами и меню конца XIX века, а второй этаж — для квартиры хозяина кафе. Таких проектов у нас более сотни. Идея одного из них реализована в культурно-туристическом комплексе «Сибирская усадьба Лампсакова Н.А." в селе Ново-Кусково Асиновского района Томской области.
Наши студенты проектируют и новые здания для исторического центра Томска, которые гармонично сочетаются с его историческим обликом.

Техносферная безопасность

Что и где

Направление «Техносферная безопасность». Программа подготовки «Безопасность технологических процессов и производств». Кафедра охраны труда и окружающей среды.

Трудовой кодекс РФ требует, чтобы хотя бы один специалист по охране труда был на каждом предприятии, где работает более 50 человек. Поэтому спрос на специалистов такого рода значительно превышает предложение. Получить дефицитную специальность можно на дорожно-строительном факультете ТГАСУ.

Чему учат

Сколько выпускников

Направление «Техносферная безопасность» существует с 1994 года, правда, раньше оно называлось «Безопасность жизнедеятельности». За период с 2002 года, когда ТГАСУ начал выпуск специалистов, было подготовлено около 500 выпускников. В последнее время это 30–40 человек каждый год.

Ближайший город, где выпускают специалистов подобного профиля — Омск. Подобное направление есть и в Кемерово, но там готовят специалистов по охране труда для горнодобывающей промышленности.

Где можно работать

Как уже было сказано выше, специалисты по охране труда нужны везде. Выпускники кафедры работают на различных промышленных предприятиях, в контролирующих органах. Причем очень многие выпускники возвращаются работать в родные города и поселки — в Туву, Кузбасс, Тюменскую область, а потому переизбытка кадров не ощущается даже в Томске.

Сергей Карауш, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой охраны труда и окружающей среды

— Специалисты по охране труда, как врачи и учителя, будут нужны всегда и в большом количестве. К сожалению, до недавнего времени не все руководители предприятий понимали их значимость. Многие думали, что с обязанностями специалиста по охране труда справится любой сотрудник, без специального образования. Поэтому зарплаты в среднем были невысокими, и многие выпускники искали работу не по специальности. Сейчас ответственность за нарушение требований охраны труда повышена, скоро вступит в силу закон о профстандартах, и ситуация на рынке труда изменится в сторону увеличения спроса на таких специалистов.
Полученные знания наши выпускники применяют и в своей повседневной жизни. Они учатся распознавать и нейтрализовать различные опасные и вредные производственные факторы, борются за безопасную производственную среду на рабочих местах, сохраняют жизнь и здоровье работников. Это их основная задача на производстве.

Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений

Что и где

Направление «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений». Дорожно-строительный факультет.

Проектирование, возведение и содержание уникальных сооружений, таких, например, как автомобильные дороги для пропуска транспортных потоков с высокой интенсивностью, искусственные сооружения (тоннели, мосты, дамбы, подпорные стенки) уникальных конструкций, взлётно-посадочные полосы аэродромов, отличается от гражданского строительства. Здесь идет речь о необходимости обширных знаний содержания инженерных дисциплин и активном применении современных информационных технологий. Специалистов для подобной работы готовят в ТГАСУ, на дорожно-строительном факультете.

Чему учат

Кто преподает

75% преподавателей кафедры имеют ученые степени. Налажены прочные связи с производственными предприятиями и управляющими структурами — от областного ДРСУ до федерального дорожного агентства «Росавтодор».

Где можно работать

Практически все выпускники направления обеспечены работой. Потребность в специалистах по строительству уникальных сооружений настолько высока, что предприятия фактически становятся за ними в очередь, предоставляя возможности для практики студентам и рабочие места выпускникам.

В частности, студенты и выпускники ТГАСУ принимали участие в строительстве моста во Владивостоке — на остров Русский. Сегодня студентов и выпускников дорожно-строительного факультета ТГАСУ ждут на строительстве Керченского моста.

Владимир Ефименко, доктор технических наук, профессор, декан дорожно-строительного факультета

— Поле деятельности для наших выпускников просто огромное. Состояние автомобильных дорог на территории Российской Федерации, перспективы развития их сети на территории Сибири и Дальнего Востока обусловливают потребность в кадрах для дорожной отрасли. А качество подготовки выпускников ДСФ ТГАСУ подтверждено временем — это хорошо известно нашим ведущим работодателям.

Городской кадастр

Что и где

Направление подготовки «Землеустройство и кадастры», профиль «Городской кадастр». Институт кадастра, экономики и инженерных систем в строительстве (ИКЭиИСС) Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ).

Чему учат

Сколько выпускников

Кафедра Геоинформатики и кадастра ТГАСУ была образована в 2004 году. Первый выпуск инженеров городского кадастра состоялся в 2009 году. С тех пор ежегодно выпускается от 25 до 40 человек.

Кто преподает

На кафедре работают опытные специалисты, многие преподают не один десяток лет. В преподавательский корпус входят профессора, доценты, преподаватели, которые обладают высокой квалификацией и профессиональным опытом. Кафедра также вовлекает в учебный процесс лучшие преподавательские кадры ТГАСУ и регулярно приглашает практикующих специалистов из учреждений. Так, в государственную аттестационную комиссию входят директор ФГБУ «ФКП Россреестра» по ТО и специалисты городской Администрации. Уже во время защиты выпускной квалификационной работы они имеют возможность выявить лучших студентов, чтобы затем пригласить их к себе на работу.

Где можно работать

Уже на 3–4 курсах студенты проходят практику в государственных структурах: ФГБУ «ФКП Россреестра» по ТО, Администрации г. Томска (Департамент архитектуры и градостроительства), а также на ведущих предприятиях региона: ООО «Газпром трансгаз Томск», ОАО «ТомскНИПИнефть» и других. После получения диплома многие остаются там работать.

Выпускники кафедры работают и в других регионах страны: Кемеровской области, Республике Алтай и даже, как Мария Криворучкина, в Москве, в Правительстве РФ. Некоторые выпускники находят себя в сфере бизнеса, так, например, геодезическая фирма ООО «Томкад» создана выпускником ТГАСУ направления «Землеустройство и кадастры» Сергеем Половинко.

Мария Имекова, доцент кафедры геоинформатики и кадастра Института кадастра, экономики и инженерных систем в строительстве

— Наши студенты подробно изучают современные геоинформационные системы, осваивают новейшие технологии. А также обязательно проходят геодезическую практику на полигоне и в городской среде. Так что, к моменту трудоустройства выпускники кафедры имеют все навыки, необходимые для работы по специальности.

Подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование

Что и где

Направление «Подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование». Механико-технологический факультет.

Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины востребованы сегодня в строительстве, нефтяной и газодобывающей промышленности, при освоении и обустройстве месторождений и трубопроводов, а также в дорожной, промышленности строительных материалов, лесной отрасли. Поскольку вышеперечисленная техника нашла применение в авиационной промышленности и предприятиях МЧС, Министерство образования отнесло это направление подготовки специалистов к приоритетным. Выпускники механико-технологического факультета ТГАСУ могут работать во всех вышеперечисленных отраслях.

Чему учат

Кто преподает

Ведущей кафедрой по этому направлению подготовки является кафедра «Строительные и дорожные машины». 77% преподавателей кафедры имеют ученые степени и звания. Кроме того, часть занятий проводят руководители с производства и преподаватели, имеющие большой опыт производственной работы. Заместитель декана механико-технологического факультета Владимир Васильев, ведущий курс технология машиностроения, более 10 лет работал главным конструктором Томского электротехнического завода. Часть лабораторных занятий студентов проходят на базе Управления механизации № 2, где в 2015 году создан филиал кафедры. Там учатся работать с машинами на практике.

Где можно работать

На кафедре строительных и дорожных машин обучалось большинство механиков строительной, лесной, нефтегазовой отраслей промышленности Томской области. Многие выпускники работают на предприятиях северных нефтегазовых месторождений, а также на Челябинском и Калининградском краностроительных заводах, КАМАЗе, Уралвагозаводе и других.

Среди известных выпускников кафедры — Даниил Добжинский, начальник главного управления механизации Госстроя России, Рахимжан Кабашев, ректор Казахского автомобильно-дорожного института, Аркадий Трайфлер, директор Томского управления механизации № 2, Андрей Ласковенко — генерал полковник, герой Советского союза, герой Вьетнама.

Владимир Ананин, доктор технических наук, профессор, декан механико-технологического факультета, заведующий кафедрой строительных и дорожных машин

— Данное направление подготовки специалистов определено Министерством образования как приоритетное. Это дает право успевающим студентам на дополнительные повышенные стипендии. Кроме того, две именные стипендии предоставляет наш партнер, Томское управление механизации № 2. Эти стипендии распределяются среди наиболее успешных студентов по конкурсу. На этом предприятии открыт филиал кафедры, где студенты выполняют часть лабораторных работ.

Текст: Катерина Кайгородова