18+
18+
75 лет томской промышленности, Предприятие, 75 лет томской промышленности.ТЭМЗ - место, где рождаются отбойные молотки 75 лет томской промышленности.ТЭМЗ - место, где рождаются отбойные молотки
РЕКЛАМА

75 лет томской промышленности.
ТЭМЗ - место, где рождаются отбойные молотки

В этом году «большой» томской промышленности исполняется 75 лет. Официальный отсчет ведется с 1941 года, когда после начала Великой Отечественной войны в Томск были эвакуированы крупные столичные предприятия. В нашем спецпроекте «Томская промышленность» рассказываем о крупнейших предприятиях региона. Часть из них — наследники перевезенных предприятий, часть — родились и росли в Сибири, но все они полны интересных людей и историй.

Наш новый герой - ТЭМЗ, Томский электро-механический завод им. В. Вахрушева. Это один из томских промышленных патриархов: через четыре года предприятие отметит свое 100-летие.

Тогда, в 1920-м, оно называлось "Первый Томский машиностроительный завод Совнархоза" - "Машинострой" и было создано на базе открытых в 1902 году мастерских Томского технологического института. Если считать с момента создания мастерских, то тогда в 2016-м ТЭМЗу и вовсе сравнялось 114 лет. В "Машинострое" работало всего 30 человек.

В 1927 году завод был переименован в «Металлист». В те годы он выпускал весы, дорожные катки, нефтебаки, бревнотаскалки и сверлильные станки. Кроме того, именно здесь по чертежам конструкторов-любителей из ТПИ здесь построили самолет с мотором оригинальной конструкции.

«Металлист» и авиэтта

В 1910 году в Томске был создан второй в России и первый в Сибири аэротехнический кружок. Именно в этом кружке начинал будущая звезда отечественной авиации Николай Камов. В революционные годы кружок практически перестал функционировать, полноценно возобновить его деятельность удалось только во второй половине 1920-х годов. Самым масштабным проектом кружковцев 1920-х годов стало строительство первого сибирского самолета - авиэтты «СТИ 1».

Авиэтта представляла собой двухместный моноплан из сосны и фанеры с двадцатисильным мотором «ТУЖКУТ-АУ-2». Впервые в истории отечественной авиации на самолете был установлен двигатель, сконструированный профессором Квасниковым и студентами Сибирского технологического института. Ранее на отечественных самолетах, использовались двигатели иностранного производства.

Мастера "Машиностроя" в бывшей кузнечной мастерской ТПИ как раз и помогли в создании мотора для авиэтты.

Авиэтту строили с учетом томского бездорожья, отсутствия специальных «гаражей» и аэродрома. Крылья ее легко складывались, и она перевозилась обычной одноконной тягой. На старт ее могли выкатить два-три человека.

В создании мотора самолета принимал участие мастер-инструктор по токарному делу М.С. Бирюков, глава рабочей династии, позднее приложивший усилия к зарождению в Томске движения за ударный труд, рационализаторство и изобретательство. Его именем была названа улица Бирюкова.

Завтра была война

В 1931-м "Металлист" вошел в состав треста «Кузбассуголь» и превратился в производителя горно-шахтного оборудования. В середине 1930-х гг. был построен литейный, кузнечный, ремонтный, инструментальный и модельный цеха, расширен механосборочный цех, построен гараж и склад, на заводе начали выпускать электроотбойные молотки, электросвёрла и электробуры.

В 1933 году директор Томского индустриального института Шмаргунов разработал конструкцию электрического отбойного молотка КНШ-3, и на заводе было организовано их производство, которое к 1941 году достигло 1553 шт. в год.

Газета "Красное Знамя", 1 января 1942 г.

В январе 1939 г. "Металлист" передали в ведение Главгормаша и переименовали в Томский электромеханический завод им. Рухимовича.

Моисей Рухимович, в честь которого первоначально назвали предприятие, в 1931—1934 гг. был управляющим трестом «Кузбассуголь», в 1934—1936 гг. — заместителем наркома тяжёлой промышленности СССР. С 8 декабря 1936 г. был назначен народным комиссаром оборонной промышленности СССР, в 1937-м снят с должности, осужден и летом 1938-го года расстрелян.

После начала Великой Отечественной войны, когда в Томск были эвакуированы многие промышленные предприятия, три из них - Ленинградский завод «Пневматика», Конотопский завод «Красный металлист» и Харьковский завод маркшейдерских инструментов влились в томский "Металлист".

Сведения директора Томского электромеханиханического завода т. Булуева о заводе "Пневматика". 2 декабря 1941 г. // ЦДНИ ТО. - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 75. - Л. 64.

В тот момент на электромеханический завод из Красноярска прибыли 300 человек, 200 - из Донбасса, 175 - с Ленинградской «Пневматики». Больше половины из них были семейными. Для прибывших необходимо было изыскивать жилье и даже строить землянки. Параллельно летом 1942-го разворачивались строительные работы по возведению цеха электромашин - требовались стройматериалы, горючее и транспорт.

Письмо от Папанина

В годы войны рабочие электромеханического завода получили благодарственное письмо от знаменитого исследователя Севера Ивана Потанина, работавшего тогда начальником Главсевморпути, а с 15 октября 1941 года еще и Уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море:

"Дорогие товарищи, шлю Вашему замечательному коллективу от имени армии советских полярников привет и благодарность за успешное выполнение специального заказа для Арктики. Желаю вашему коллективу завода новых производственных успехов в общем деле трудящихся нашей любимой Родины, скорейшей победы над трижды проклятыми фашистскими зверями. Крепко жму Ваши руки. Ваш Папанин".

Газета "Красное Знамя", 10 июля 1941 г.

За годы войны завод выпустил 1170000 единиц пневмоинструмента и более 60 000 электромашин различного направления, ну и конечно, ту самую продукцию для фронта, без которой было бы не победить:

Из архива Томского горкома партии // ЦДНИ ТО. - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 75. - Л. 68.

Имени Вахрушева

Министр угольной промышленности СССР Василий Вахрушев много сделал для развития в Сибири шахтного приборостроения. Вахрушев ценил Томск и планировал посетить студенческий и промышленный центр, но внезапная кончина 13 января 1947 г. не дала ему осуществить эти планы. В результате, в память о нем томскому электромеханическому заводу присвоили имя Героя Соцтруда Василия Вахрушева.

Тамара Постникова, ветеран ТЭМЗа, проработала на заводе с 1946 по 1984 год:

Шестнадцатилетняя выпускница Ремесленного училища №4 была принята на завод в механический цех №2 слесарем-сборщиком. Война закончилась, но нужно было изготавливать оборудование для кузбасских шахт. Их представители ждали свой груз, прямо не выходя из цехов - приходилось обжигая руки, перетаскивать тяжелые детали к печке-буржуйке, чтобы быстрее сушить на них краску и собирать механизмы. Бывало, что еще непросохшие толком, горячие изделия грузили на машины и увозили на шахты.

После войны завод начал обзаводиться своей инфраструктурой - работал заводской детский сад, был построен свой дом культуры, одна из самых известных в Томске построек в духе советского классицизма.

Детский сад ТЭМЗа, начало 1970-х. Фото: А. Попов

ДК ТЭМЗа в советское время. Фото: http://chapters.comsoc.org/tomsk/smex/temz.html

В 1960-х годах завод стал выпускать мощные вентиляторы, молотки, электросвёрла. В 1980-х годах на заводе была проведена масштабная реконструкция, повышен технологический уровень и начат выпуск более совершенных машин.

В 1993 году ТЭМЗ преобразовали в акционерное общество и приватизировали — 38 % акций перешло в руки государства, 51 % — в руки заводских и внешних акционеров, остальные были переданы в фонд имущества на продажу.

Текст: Елена Фаткулина

Использованные материалы: