18+
18+
РЕКЛАМА
Дизайн, Не просто буквы: что такое леттеринг и можно ли на нем зарабатывать? Не просто буквы: что такое леттеринг и можно ли на нем зарабатывать?

Не просто буквы: что такое леттеринг и можно ли на нем зарабатывать?

Он сейчас повсюду: вы точно встречаете его на улицах, в журналах и даже на упаковках продуктов.

Вопрос в том, знали ли вы то, что «та причудливая композиция из слов», которую вы вчера увидели на приглашении на свадьбу своей подруги, именуется словом ЛЕТТЕРИНГ.

Что такое «леттеринг» и чем он отличается от понятий «шрифт» и «каллиграфия»?

Леттеринг — это графическое начертание букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Говоря более простым языком, это уникальное нарисованное слово, словосочетание или фраза, созданное для конкретной ситуации в конкретной стилистике.

Шрифт — набор из символов, которые могут использоваться в любом порядке и служат для написания слов, предложений и текстов большого объема.

В каллиграфии, в отличие от леттеринга, все буквы должны придерживаться единого стиля и образовывать читабельный блок текста. Каллиграфию обычно используют для написания крупных текстов в определенной визуальной стилистике (грамоты, письма).

В последние пару лет случился настоящий бум в части использования леттеринга в дизайне — его применяют и при верстке журналов, и при оформлении обложек и изготовлении афиш. Излюбленное применение леттеринга — при изготовлении свадебной полиграфии, будь то приглашения, или же схема посадки. Нередко сегодня можно встретить леттеринг и на упаковках различных товаров: их дизайн сегодня — это тоже целое искусство.

Буквально два года назад леттеринг появился и на Первом канале в виде новогодних поздравительных вставок, созданных с помощью доски и мела Игорем Мустаевым. На создание такой работы у автора, по его же словам, ушли четыре дня, при 6–9 часах работы в день.

Подробнее об этом проекте читайте в блоге автора

Но леттеринг — совсем не новое направление в дизайне и оформительском искусстве, достаточно вспомнить советские вывески, рекламу и даже титры из фильмов:

Больше томских вывесок советских времен >>

Дизайнер Олег Павлович: «Работать на томского заказчика сложно»

Наш автор Ян Дорошенко поговорил с дизайнером Олегом Павловичем о том, как же леттеринг снова стал популярным, можно ли на нем зарабатывать деньги и что делать, если очень хочется им заниматься, но не знаешь с чего начать.

Ян: Олег, в первую очередь мне интересно как ты пришел к леттерингу, откуда ты о нем узнал? И что ты вообще думаешь о леттеринге — сегодня?

Олег: История, наверное, началась как и у всех дизайнеров, которые интересуются леттерингом: я просто просматривал чужие портфолио и в потоке начали попадаться какие-то шрифтовые композиции. Начал интересоваться, интернет ведь такое пространство — здесь долго не надо искать.

Как раз проявился определенный тренд: 2014 год на моей памяти был важным годом для леттеринга и каллиграфии, много компаний активно начали делать ребрендинг именно с использованием леттеринга. Появилось представление, что это более прогрессивный вид айдентики и большое количество дизайнеров сразу бросились осваивать эту нишу. Чем изначально был привлекателен леттеринг для меня, так это тем, что в нем не было каких-то особо жестких правил.

Сейчас, как мне кажется, этот тренд уже пошел на спад, что на самом деле хорошо, потому что леттеринг наконец-то начали использовать рационально. Раньше его брали почти везде. Ну, например, представьте, серьезная компания, которая занимается анализом и цифирками, делает себе айдентику леттерингом — какой вообще в этом смысл, что это говорит о самой компании? Тем более леттеринг у них используется не какой-нибудь сдержанный, а достаточно агрессивный.

Ян: Появляется ощущение, что леттеринг начал уходить в свадебную индустрию и в оформление заведений новой волны — бургерных, крафтовых пивоварен и барбер-шопов. С учетом того, что леттеринг появился далеко не в 2014 году, и это был лишь очередной скачок популярности, как ты думаешь, что будет с ним дальше?

Олег: Леттеринг станет более узконаправленным. Осознанным в использовании: его будут использовать к месту, а не просто потому, что это трендово. В принципе, для заведений новой волны использование леттеринга — правильная позиция: это сразу проводит аналогию с чем-то своим и рукодельным, не массовым. Аналогию, я бы сказал, с хендмейдом, а хендмейнд, опять же, сейчас — очередной тренд.

Ян: Хорошо, давай представим, что какому-то абстрактному человеку нравится леттеринг, чисто визуально, и он решает заняться его изучением. Что бы ты посоветовал ему почитать, что посмотреть и куда залезть — чтобы человек не забросил эту идею, а получил некие базовые знания, которые помогли бы ему понять окончательно, хочет он этим заниматься или нет.

Олег: На самом деле, как с леттерингом, так и с каллиграфией, больше важна набивка руки, чем теоретические знания. Я бы посоветовал какое-то время просто копировать — приемы, стили других авторов.

Пожалуйста: залезайте на Behance, заходите на Dribbble — работы по леттерингу легко ищутся по хештегам. Здесь вопрос лишь в том, сколько времени человек готов этому уделять.

В этом деле слишком высокая конкуренция, очень сложно показать какой-то «новый уровень», из-за которого тебя заметят. Я вот, например, от леттеринга сейчас отошел хотя бы по той причине, что это нужно превращать в свой основной род деятельности, если хочешь в этом чего-то достичь.

Если конкретно отвечать на вопрос «кого посмотреть» — Покраса Лампаса, он, пожалуй, самый именитый каллиграфист в России. Но внимание советую обратить не только на его работы, но и на его группу в VK — «Покрас плохому не научит» — там он регулярно делится полезными материалами и ресурсами. Все основные книжки по шрифтам я брал именно из этой группы. Плюс в ней есть альбомы, где авторы делятся своими работами и получают критику от других авторов — а критика очень важна в леттеринге, нужно четко понимать «рамки», понимать что такое хорошо, а что — плохо.

Ян: А если говорить о коммерческом леттеринге, что думаешь — можно ли в Томске на этом зарабатывать деньги? Может ли леттеринг быть основным делом и вектором дизайна, основным источником дохода?

Олег: Безусловно, деньги можно делать везде, мне так кажется. Но если это леттеринг и ты находишься в Томске, то работать придется точно не на томского клиента. Опять же, возвращаясь к себе, к своему опыту, скажу, что работать именно на томского заказчика — это либо вариант ответа «вряд ли», либо вариант «очень сложно».

Смотри почему: возьмем Москву, Санкт-Петербург, там все эти заведения новой волны, кофейни и барбер-шопы, открываются буквально каждый день, в Томске же тенденция увеличения количества таких заведений есть, но темпы роста совсем небольшие. Заказчики здесь зачастую не сильно понимают «дизайн» и вообще все происходящее с его трендами. Нужно объяснять, что это хорошо, красиво и правильно, что так можно и нужно делать. Соответственно, придется не только делать леттеринг, но еще и убеждать заказчика, хотя исключения бывают из любого правила. Да и если говорить уж совсем прямо: заказчик из нашего города, который хочет сделать леттеринг, будет обращаться к уже «проверенным ребятам» — в Томске, как нигде в другом месте, очень серьезно развито «сарафанное радио». Да и вообще, как мне кажется, весь леттеринг в Томске для новых открывающихся заведений делает пара-тройка ребят. И подвинуть их будет очень трудно.

Поэтому, если смотрите на леттеринг именно как на основной источник дохода, советую развиваться как минимум на Россию и больший упор делать на работу с портфолио.

Текст: Ян Дорошенко