18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Общественный транспорт, томск маршрутные автобусы маршрутки как проехать Новая маршрутная сеть Томска: что, когда, как

Новая маршрутная сеть Томска: что, когда, как

С 1 января 2017 года в Томске начнет действовать новая маршрутная сеть. В настоящее время проводятся аукционы на автобусные маршруты, активная подготовка к введению сети стартует с осени.

Как будет работать новая сеть, и что она даст горожанам «Томскому Обзору» рассказала председатель комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Томска Ольга Свахина.

Когда и как

Новая маршрутная сеть заработает с самого первого дня нового года — предполагается, что переходить на новую систему в выходные дни, когда пассажиропоток значительно меньше, будет проще. К тому же по закону после утверждения новой сети (май 2016 года — прим.ред.) должны пройти 180 дней с момента уведомления перевозчиков о прекращении работы прежних маршрутов. За это время городская администрация и перевозчики должны успеть подготовиться: провести аукционы, заключить муниципальные контракты и провести необходимую работу с населением.

1 января на рейсы выйдут специально оборудованные автобусы, по каждому маршруту будет заключен муниципальный контракт. Перевозчики, выигрывавшие аукцион, получат карты маршрутов, в которых будет прописан сам маршрут и все остановки на нем. Согласно этому документу, перевозчики и будут осуществлять свою деятельность. Маршрутные карты перевозчиков, с кем не были заключены муниципальные контракты, будет недействительны с 31 декабря 2016 года. То есть если автобусы этих перевозчиков выйдут в рейс в новом году, то фактически они будут действовать вне закона и могут понести соответствующее наказание.

— Новая маршрутная сеть формируется в соответствии с настоящими потребностями горожан. Мы изучили мнения томичей, провели встречи с перевозчиками. При разработке системы использовалось программа «Визиум» пермской фирмы, самая современная, последняя модель, — говорит Ольга Свахина. — Нашей целью было навести порядок в сфере пассажироперевозок, утвердить схему «один маршрут — один перевозчик». Конечно, нельзя сказать, что новая сеть идеальна, возможно, будут нужны какие-то дополнения, это выяснится в процессе работы.

Муниципальный контракт с перевозчиками заключается на три года. Однако это не означает, что на этот период маршрутная сеть будет «заморожена» — если того потребуют интересы горожан, схема может быть изменена (в пределах 10% от контракта). То есть при необходимости городские власти могут согласовать размещение новой остановки, продления какого-то маршрута до нового микрорайона или крупного социально значимого объекта.

Расположение существующих остановок и их количество пока останутся прежними. Правда, их могут немного пододвинуть в соответствии с принятыми нормами организации движения.

Что будет

Перевозчики, с которыми будут заключены муниципальные контракты, должны соответствовать ряду требований, и это соответствие должно быть подтверждено документально до 15 декабря 2016 года.

Первое требование — подключение всего подвижного состава (автобусов) к системе ГЛОНАСС. Именно благодаря этому Центр организации и контроля пассажироперевозок Томска сможет следить за исполнением перевозчиками одного из самых важных пунктов контракта — движения по расписанию. То есть если по согласованному графику автобус должен быть на начальной (конечной) остановке в 6.00, значит, он обязан быть там, и с помощью системы это можно будет проконтролировать. Так же специалисты смогут следить за интервалами движения автобусов (5–6 минут в пиковые часы, 10–12 минут — в межпиковое время). Особенно это актуально для поздних рейсов — от томичей продолжают поступать жалобы на то, что в вечернее время интервал не соблюдается. ГЛОНАСС поможет решить эту проблему.

Кроме того, система позволит контролировать и соблюдение водителями скоростных режимов, и время, которое они проводят на остановках. Это также одно из важных новшеств: предполагается, что с 1 января томичам больше не придется размахивать руками, чтобы остановить нужный автобус. Водители будут обязаны соблюдать правила посадки-высадки пассажиров: останавливаться на каждой остановке в 20–30 сантиметрах от края бордюрного края, чтобы пассажирам было удобно заходить в салон.

Вместе с ГЛОНАСС в автобусах должна появиться (а в некоторых уже появилась) система голосового объявления остановок. Называть остановки могут водитель или кондуктор, а также автоматическая система, привязанная к ГЛОНАСС. Еще одно обязательное техническое новшество — видеокамера в салоне, данные с которой по первому требованию будет передаваться в соответствующие контролирующие органы для разрешения конфликтных ситуаций.

Также на каждом маршруте будет действовать как минимум один специальный автобус для перевозки инвалидов. Такие автобусы будут выходить на рейс не каждый день — вопрос расписания их движения будет согласован с соответствующими общественными организациями. То есть люди с ограниченными возможностями здоровья будут знать о графике их движения и смогут ими пользоваться. Пока же в их распоряжении только троллейбусы и некоторые из пригородных автобусов, чего, конечно, недостаточно.

Некоторые из нововведений уже внедряются. В частности, в автобусах запрещены шторы, поскольку они ограничивают видимость пассажиров, особенно тех, кто едет стоя. В дальнейшем планируется ввести запрет и на музыку, потому как именно она часто становится причиной конфликтов между водителем и пассажирами. Кроме того, в автобусах в обязательном порядке должны появиться кондукторы, а в будущем, возможно, и электронная оплата проезда.

Введение новой маршрутной сети предполагает и появление на линии более новых автобусов. Так, по условиям контракта, в 2017 году перевозчик имеет право использовать автобусы не старше 12 лет. С 2018 года все автобусы на линии должны быть не старше 10 лет. Отчасти именно обновлением подвижного состава обусловлен длительный срок от момента заключения контракта до даты подачи последних документов: победителю торгов дают время подготовиться и обновить автобусы (или, например, взять в аренду).

— Все эти нововведения нацелены в первую очередь на повышение комфортности городского общественного транспорта. Тот же ГЛОНАСС и камера в салоне должны дисциплинировать водителя и пассажиров, повысить культуру их взаимоотношений и потенциально улучшить качество вождения, — отмечает Ольга Свахина. — Гарантировать этого, конечно, никто не может, мы не занимаемся подготовкой водителей, но будем обращать внимание руководителей маршрутов, чтобы они проводили инструктажи. Мы рассчитываем увидеть значительные улучшения.

Введение новой маршрутной сети неизбежно ставит вопрос о повышении оплаты за проезд в маршрутных автобусах. Это решение будет принято в ноябре когда городское управление муниципального заказа и тарифной политики предоставит мэру Томска соответствующие расчеты тарифов. Их, в свою очередь, будут делать исходя из затрат перевозчика, уровня инфляции и ряда других факторов (например, цена на бензин). На основании этих данных глава города примет решение о том, когда и на сколько будет повышаться тариф.

Как разобраться

Подготовительная работа к введению новой маршрутной сети ведется уже сейчас, когда определяются победители торгов на право заключение муниципального контракта на перевозку пассажиров. В частности, с перевозчиками разрабатывается расписание, оговаривается система работы, расположение диспетчерского пункта.

Подготовка к введению новой системы предполагает и работу с населением. Специалисты уже проводили встречи с жителями районов на этапе утверждения сети. Новый виток разъяснительной работы начнется в сентябре (после Дня томича), затем — в ноябре—декабре. К тому времени большая часть контрактов с перевозчиками будет уже заключена, также будет составлено расписание маршрутов.

Предполагается, что эти графики будут размещены на сайте Центра организации и контроля пассажироперевозок. Кроме того, ведутся разговоры о составлении соответствующих буклетов/брошюр с расписанием и схемой движения маршрута. Эти материалы будут распространять в автобусах и на социально значимых объектах. Также томичам будут рассказывать и о победителях аукционов, и о том, как с ними можно связаться.

— Специалисты центра и работники администрации готовы к работе с жителями. Вероятно, мы будет организовать какие-то встречи по районам. Возможно, подключим советы ветеранов, будет отдельно встречаться с теми, кто не пользуется интернетом и вести с ними разъяснительную работу, — отмечает Ольга Свахина.

С информацией о победителях торгов можно будет ознакомиться на сайте городской администрации. Позже в сети появится соответствующий реестр.

В Центре организации и контроля пассажироперевозок постоянно работает горячая линия: по телефону 28-29-06 томичи могут узнать о графиках и расписании работы всего пассажирского транспорта города, телефоны бригадиров отдельных маршрутов, а также оставить жалобу, замечание или предложение.

Что происходит сейчас

На сегодняшний день по итогам аукционов на новые автобусные маршруты определились уже семь победителей — это перевозчики из Томска или Северска, которые ранее работали на тех же маршрутах. К слову, эти же представители маршрутного бизнеса приглашались к обсуждению новой сети.

Победитель конкурса может отказаться от права на заключение контракта. В этом случае он попадет в список недобросовестных поставщиков и в течение нескольких лет не сможет принимать участие в конкурсных процедурах. Тогда право заключения контракта будет передано второму победителю, а в случае его отказа аукцион объявят вновь.

Но, стоит отметить, перевозчики проявили активную позицию: в каждом аукционе принимают участие по 6–8 претендентов. Максимальное их количество — 24 — было зафиксировано на торгах за маршрут № 24. При этом за все время проведения аукционов в них был зарегистрирован лишь один иногородний участник из Кемеровской области.

Текст: Егор Хворенков

Фото: Владимир Дударев