18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Книжный день, Книжный день.Что такое буктрейлеры? Книжный день.Что такое буктрейлеры?

Книжный день.
Что такое буктрейлеры?

АВТОР
Катерина Маас

В последнее время в сети довольно часто можно встретить короткие видеоролики, представляющие книжные новинки или известные произведения в новом свете. По аналогии с анонсами к фильмам эти ролики назвали буктрейлерами.

Мы решили разобраться, что же это такое.

Что это?

Буктрейлер — видеоролик продолжительностью от одной до трех минут, состоящий из цитат или экранизированных фрагментов книги и нацеленный на привлечение внимания к конкретному произведению.

В мире

В США первый буктрейлер на книгу Кристин Фихан «Темная симфония» вышел в 2002 году, но широкое распространение этот жанр получил с развитием различных видеосервисов, позволивших людям делиться своими самодельными видео с другими. Постепенно качество роликов повышалось, а производство буктрейлеров превратилось в отдельную отрасль медиатворчества.

Однако производством роликов дело не ограничивается. Существует масса специализированных блогов на английском языке, посвященных технике создания буктрейлеров. Отдельное направление — критика подобных видео, обзоры новинок и фестивали буктьюберов (видеоблогеров, рассказывающих о книгах).

Также на сегодняшний день в США и Европе существует несколько премий за достижения в этой области. Две наиболее известные — Moby Awards (вручается американским издательством Melville House Publishing) и Book Video (учреждена лондонским книжным магазином Foyles).

В России

В России по разным данным массовое увлечение созданием видеоанонсов к книгам началось в 2010 году, но можно считать точкой отсчета и первый буктрейлер от издательства — в 2011 году «Азбука» выпустила первый профессионально снятый ролик к роману Алексея Маврина «Псоглавцы»:

Есть у нас и свой Всероссийский конкурс буктрейлеров — в 2015 году он собрал более 900 роликов из более чем 180 городов РФ и ближнего зарубежья. Интересных буктьюберов проще всего искать через онлайн-премию OZON.RU ONLINE AWARDS — каждый год жюри выбирает лучших из лучших.

Наиболее известный, и, кажется, единственный российский критик буктрейлеров — поэт и переводчик Лев Оборин. Он каждый месяц делает обзор новых видео и новостей в этой сфере. Причем следит не только за российским сегментом буктьюба, но и за новыми премиями и конкурсами буктрейлеров, а также за зарубежными новинками.

Для чего все это?

Главная цель всякого буктрейлера — привлечь читателей, создать уверенность, что именно эту книгу нужно прочесть прямо сейчас. С развитием рынка электронных книг, конечно, роль видеороликов сильно возросла: теперь разрыв между принятием решения о покупке и собственно покупкой сокращен до минимума, человек может закачать книгу в читалку сразу после просмотра ролика.

Кто занимается созданием буктрейлеров? Да практически все. Нет такого буктьюбера, который бы не сделал хоть одного буктрейлера. Подходы у всех разные: кто-то делится эмоциями от прочитанного, кому-то интереснее анализировать сюжет и композицию романа, другие просто объясняют «почему эту книгу стоит прочесть прямо сейчас».

Манера подачи и построение ролика зависит от личных пристрастий автора, никаких правил в этой области нет. Конечно, деньги на создание полноценного анимационного или игрового видео есть только у издательств или продюссерских компаний, но буктьюберы проявляют находчивость и компенсируют недостаток технических средств энтузиазмом.

Мнения

Возникает вопрос — не вытеснят ли буктрейлеры старые добрые текстовые обзоры и рецензии?

Ирина Распопина, книжный блог Букеанариум

- Общеизвестно, что люди разные по способу восприятия. При этом аудиалов и визуалов — значительное количество, поэтому так много любителей слушать аудиокниги и подкасты, а подписчиков у буктьюберов — тех же книжных рецензентов, только в видео-варианте на youtube — огромное множество.
При этом воспринять видеоролик намного проще, чем вчитаться в какой-то текст: удачная реклама в газетах и журналах всегда немногословная и броская, но реклама на ТВ всегда запоминается лучше, плюс у неё намного больше потенциальных зрителей.
Литература со времён Советского Союза основательно сдала позиции и перестала быть объектом повышенного спроса: если в 70-х важные книги перепечатывали и передавали из рук в руки «на один день почитать», дожидаясь своей очереди, а тиражи исчислялись миллионами, то сейчас обычный тираж книги — три тысячи экземпляров, а любой книжный обзор проигрывает в кликабельности подборке новостей.
Искать новые форматы донесения информации про книги — хорошая идея, а буктрейлеры — ещё и проверенная временем технология. Это только в нашей стране буктрейлеры — относительная новинка и пока не слишком распространённый формат (хотя уже были и конкурсы таких видео, и чего только не было).
А если буктрейлеры примутся делать талантливые люди, которых у нас много, то интерес к рекламируемым книгам может быть колоссальным: вспомните, как после каждой экранизации люди скупают в книжных магазинах тексты, по которым был снят фильм.
Так было с «Анной Карениной», с недавним мультфильмом «Маленький принц» и со многими другими произведениями. А плюс буктрейлера — в краткости, это же как трейлер к фильму. Посмотрите, сколько после удачного трейлера к «Отряду самоубийц» было скуплено билетов на премьеру! Вот бы так с книгами. Верю, что за буктрейлерами будущее.

Ольга Миклашевская, писательница и буктьюбер со стажем

- На мой взгляд, буктрейлеры имеют всего две самые благодарные аудитории — это участники бизнеса и фанаты автора. Книжные магазины с удовольствием будут крутить красочный ролик на своих мониторах, продавцы поймут, на какую полку ставить книжку, а читатель в очередной раз порадуется, какой молодец его любимый автор.
Буктрейлеры ищут намеренно — на них не натыкаются в сети случайно, когда переходят с одного видео про котиков на другое. В этом плане эффективность подобных роликов очень невысока, однако говорить о том, что жанр умрет, нельзя. Пока есть благодарная аудитория, пусть даже небольшая, они будут существовать.
Это полезный инструмент маркетинга, при условии что получится сделать качественное и цепляющее видео за маленькие деньги. Буктрейлеры едва ли могут стать вирусными роликами; такие примеры очень редки. Есть театральный пример: пользователи в свое время активно делились трейлером спектакля по Достоевскому, где на актерах были надеты маски персонажей из «Звездных войн». Но обычно такие творческие проявления граничат с черным пиаром.
Мой любимый буктрейлер — к «Убыру» Наиля Измайлова. Коротко, атмосферно. Лучше посмотреть один раз такой ролик, чем пятнадцать раз прочитать аннотацию. Но тут встает старая проблема: у буктрейлеров редко бывает хороший бюджет, потому что в нем нет смысла; а плохие ролики смотреть потенциальному читателю неинтересно.
Как общепринятая практика — нет, на мой взгляд, в буктрейлерах нет массовой необходимости. Тут должен работать принцип «или хорошо, или никак», иначе мало приученный к буктрейлерам пользователь и вовсе начнет считать этот жанр творчества рудиментом читательского мира.

Сделано профессионалами

А вот, например, игровой буктрейлер, сделанный по заказу новосибирской кинокомпанией и представляющий собой пример того, как может выглядеть хорошая реклама книги: