18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения.Вячеслав Гуливицкий: «Книги меня вдохновляют!» Принцип чтения.Вячеслав Гуливицкий: «Книги меня вдохновляют!»

Принцип чтения.
Вячеслав Гуливицкий: «Книги меня вдохновляют!»

АВТОР
Мария Симонова

Вячеслав Гуливицкий, актер, режиссер, в прошлом КВН-щик из легендарных «Детей лейтенанта Шмидта». Сейчас в Томске, в краеведческом музее, ставит спектакль «Восстание».

Мы воспользовались его длительным приездом в наш город, чтобы поговорить о книгах, которые Вячеслав увлеченно читает с детства. И узнали, чем нашего героя привлекли Куприн и Гиляровский, почему он читает медленно, и как книги действуют на Гуливицкого-режиссера.

— Книги в моей жизни появились с самого детства. Когда я был маленьким, по телевизору шло всего три канала; если показывали мультфильмы, это становилось просто событием! Полчаса мультиков — потом опять на улицу. А ещё я читал. До сих пор из детства вспоминаются некоторые книги. Одной из моих любимых были «Приключения воздухоплавателя Редькина» Леонида Треера. Я ее взахлеб читал, много раз к ней возвращался.

Теперь думаю: слава Богу, что меня в детстве приучили к чтению. Есть такая фраза: «Тот, кто читает книги, управляет теми, кто смотрит телевизор». Но я читаю с удовольствием, конечно, не только ради того, чтобы управлять другими. Просто книги — это же опыт предыдущих поколений. Часто лучше пользоваться чужим опытом. Например, необязательно совершать преступление самому, лучше прочитать «Преступление и наказание» Достоевского и все об этом понять.

Когда «Дети лейтенанта Шмидта» играли в КВН, у нас были свои авторы, мы называли их «живые классики». Для нас писали Дмитрий Зверьков, Иван Филиппов, Максим Туханин, так что мы постоянно обращались к творчеству наших современников. А до КВН был театр миниатюр «Люкс», там мы искали новые театральные формы. Нам хотелось чего-то большего, чем миниатюры. И мы поставили спектакль «Кукиш нищете или комбинация из трёх» по рассказам Аркадия Аверченко. Его, кстати, можно посмотреть на youtube на канале команды. Там играли Григорий Малыгин, я, Дмитрий Бакин, Владимир Плешаков (он же, кстати, режиссер и идейный вдохновитель), Татьяна Гришаева, Евгений Корепин, Олег Игрушкин… Такой «звездный» был состав.

В те годы, когда мы постоянно ездили на гастроли, было не до чтения. Слишком плотный получался график. Я посчитал: за три года гастролей мы были дома всего шесть месяцев. В переездах, перелетах, на сцене не было возможности и времени читать. Когда возвращались — тем более. Было не до книг.

Удобных гаджетов для поездок тогда еще не было. Когда появились электронные книги, я немедленно купил себе это устройство, и чтения в моей жизни стало больше. Сегодня в основном читаю в цифровом формате. Мне он подходит.

Сейчас я много нахожусь в Москве, а в метро удобнее достать телефон, чем бумажную книгу.

Да, тактильность, запах книги — это тоже важно. Я люблю очень старые книги. У меня есть несколько. Одной уже 123 года, я ею всем хвалюсь! Это Чарльз Диккенс, «Лавка древностей», еще дореволюционное издание. Купил ее в интернете отчасти случайно. Смотрю периодически, что из старых книг представлено, не очень дорогие и любопытные покупаю.

Есть у меня и собрание сочинений Чехова — тоже дореволюционное. Книги не в очень хорошем состоянии, но так даже интереснее. Меня привлекают вещи с историей, особенно книги. Подробностей об их прошлом я не знаю, но когда издание старое, то необязательно знать, кому оно конкретно принадлежало. Меня сама мысль о том, что книге больше 100 лет, очень греет.

Задача режиссера в том, чтобы обрести свое видение, собственное прочтение произведения, и заразить им актеров. Можно же, например, «Вишневый сад» поставить совершенно по-разному, чуть ли не в панк-стиле.

Но на меня-читателя режиссура пока не повлияла. Не читаю «с прицелом», поскольку не часто ставлю спектакли. «Восстание» в Томском краеведческом музее — только вторая моя самостоятельная работа. Прежде была комедия в театре «Версия». Оба произведения выбирал не я. Меня приглашали, просили помочь, я чувствовал в себе силы и соглашался. Своего желания непременно поставить какое-то произведения пока нет.

Не скажу, что во время репетиций мое восприятие произведения кардинально меняется, но мысли новые появляются. Иногда даже происходит озарение.

Когда был еще первый вариант пьесы «Восстание», я его прочитал и подумал: «Зачем же я согласился это режиссировать?!». А потом мы с автором — публицистом, историком, специалистом по документальному театру Михаилом Калужским — плотно поработали, немного изменили структуру пьесы. И было у меня несколько вечеров, когда вдруг сами приходили идеи: «Можно вот так ведь сделать!» Потом музыка подходящая появилась, стало ясно, где она должна звучать. Появилась атмосфера. Естественно, такая работа — это процесс не одного дня. Пьесу я прочитал первый раз в феврале или марте, а премьера «Восстания» — в конце сентября.

Современных авторов я читаю нечасто. Предпочитаю классику. Это то, что неоспоримо, признано во всем мире. Когда начинаешь ее читать, то понимаешь, что не разочаруешься. А когда берешь произведение раскрученного нового автора, то можешь только время потратить и не почерпнуть ничего нового. Достоевского перечитал несколько раз. Мне его произведения очень нравятся. Те, кто говорит, что его романы скучные — почитайте «Бесов», это же детектив! Иногда думаешь, перед сном прочту одну главу и спать лягу… Какое спать лягу! Не можешь оторваться, читаешь дальше.

Толстого с удовольствием прочел: «Войну и мир», «Анну Каренину».

Куприна недавно всего прочитал. И поразился, какой он прекрасный писатель. Его стилистика впечатлила. И какие потрясающие пейзажи, как он живописует атмосферу! Еще у него много произведений, которые он написал уже при советской власти, живя в СССР. Там сильно чувствуется гражданская позиция. Куприн — не только писатель, но и гражданин. У него есть рассказ «Ленин». Он в 1919 году был на приеме у вождя и тогда же написал о нем все то, что мы только в 90-е, когда стало можно, осмелились сказать.

Несколько любимых современных авторов у меня все-таки есть. У Виктора Пелевина я не пропускаю ни одной книжки, что-то больше нравится, что-то меньше, но читаю все.

Например, его «Граф Т» необычная вещь. Ее главный герой — граф Толстой. Однако он представлен в образе супергероя американского боевика, постоянно кого-то спасает, участвует в погонях, перестрелках, засадах. Вероятно, можно назвать это стебом. Такой постмодернизм. Мне понравились «Чапаев и пустота», «Числа»… Можно многое перечислить.

Недавно открыл для себя Людмилу Петрушевскую. Фантастическая, инфернальная писательница. Она так умеет писать, что ты читаешь, и тебе все время хочется закрыть книгу, но ты просто не можешь этого сделать. Затягивает. «Случай в Сокольниках», например.

Еще Сергей Довлатов мне близок из относительно современных авторов, его язык. Особенно те произведения, которые он писал в СССР. После эмиграции его тематика, интонация изменились. Но «Заповедник», «Компромисс» — это шикарно, юмор у него потрясающий. Например, как много можно сказать одной фразой: «Тотчас высунулась багровая рожа, щедро украшенная синими глазами». Или это: «Я закуриваю лишь тогда, когда выпью, а поскольку пью я постоянно, то все ошибочно думают, что я курю».

Книга для меня — источник вдохновения. Люблю литературу. Во время чтения ко мне мысли приходят, поэтому часто перечитываю — на некоторые вещи сразу не обращаешь внимания, только потом замечаешь.

Не все перечитываю. Это к Достоевскому хочется вернуться, а Герцена и один раз тяжело читать. Но он меня в историческом аспекте интересовал. Любой писатель — это же срез определенной эпохи…

Сейчас читаю Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Узнаю много фактов. Оказывается, на месте Охотного ряда был рынок, где торговали мясом, дичью. Он описывает, что прилавки-то были нормальными, а в подсобных помещениях жили крысы, стояла вонь. Атмосферу ярко передает. Прочитаешь Гиляровского, пойдешь гулять по центру столицы, и представишь, как жили наши предки.

Про бани у него же интересно рассказано: какие были бани, какие люди туда ходили, как им там, кроме мытья и пара, ещё и кровь пускали, пиявки ставили.

Гиляровским я увлекся потому, что хотелось больше узнать о прошлом Москвы, и потому, что меня очень привлекает дореволюционная Россия. Хочется узнать, как люди жили, какие они были, какими моральными нормами руководствовались. Человек мог в те времена из-за оскорбления застрелиться… Кто у нас сегодня по такой причине покончит с собой? Я, конечно, об этом говорю не к тому, что надо стреляться из-за мелочей. Просто люди были с другими моральными нормами, воспитанием. Барышни легко в обморок могли упасть. В тех же «Бесах», например, инженер Гаврилов, нигилист, собирается застрелиться. И мне интересно разобраться в этом человеке (возможно, это включаются и режиссерские навыки). А от самой сцены, где он стреляется в темноте, в углу, у меня мурашки.

Всегда, когда я читаю книгу, у меня в голове идет «картинка», видеоряд, я представляю себе то, о чем рассказывается. Неудивительно, что читаю я медленно. Это моя сестра может за день книгу прочитать, а я не спешу — стремлюсь ощутить атмосферу, все в голове прокручиваю.

Люблю читать вслух. Своим детям книжки-сказки с удовольствием по ролям читаю. С радостью бы поучаствовал в создании аудиокниги. У меня уже был опыт, когда роман Юлия Буркина и Константина Фадеева «Осколки неба или подлинная история the Beatles» мы начинали записывать. В процессе работы поменялась концепция, и в итоге ее выпустили в прочтении самих авторов.

Мне было бы интересно почитать какие-то книги, например, того же Достоевского. Волей-неволей ты включаешься в историю, чувствуешь настроение, энергетику какую-то

Пока предложений по изданию аудиокниги у меня нет, но, думаю, все еще впереди. Да и при желании самому можно попробовать запись сделать, Профессиональные микрофоны и другое необходимое есть в продаже. Главное — начать!

Если мне понравилась книга, я рекомендую ее тем, кто любит читать. А с кем-то другим говорить о прочитанном случается нечасто. Такое время сейчас, никто уже ничего не обсуждает. Раньше фильм вечером все дома посмотрят, а утром на работе весь день обсуждают. Теперь все обсуждения и дискуссии ушли в социальные сети. И происходят они так же, во время работы в основном…

Я на фейсбуке про книги не пишу. Я вообще предпочитаю инстаграм — люблю фотографировать. Не заражен особо вирусом соцсетей, хотя, когда только начал пользоваться фейсбуком, то по несколько часов в день мог проводить за компьютером. Пока все прочитаешь, всем напишешь… Однажды мы с друзьями сходили в горы, и после этого я пересмотрел свое отношение к виртуальной жизни. Решил больше к реальной склоняться. Виртуальная — она никуда не ведет. Ты в любой момент можешь нажать кнопку и отключиться. Не странно, что в сети много троллей, сказочных персонажей, как я их называю. Написал кому-то что-то неприятное, и радуешься, и ничего тебе за это не будет.

Определенного принципа чтения у меня нет. Любые 20 свободных минут выпадут — читаю книги. Иногда перед сном что-то интересное беру почитать, а иногда нет совсем на это времени. Нет у меня такого, что «с 8 до 10 я читаю». Я человек не очень организованный. Могу, если надо, себя заставить и заставляю… Много раз пытался составить себе график дня. Когда много дел накопится, это работает. Запишешь все на бумажке, как сделаешь — вычеркиваешь. А потом снова про график забываешь. Я планирую дела на год, а не на день.

То, что мне хочется прочитать, я обычно скачиваю и читаю сразу. С помощью гаджета сейчас что угодно можно найти. Было бы больше времени, читал бы больше. Оно будет когда-нибудь… На пенсию пойду, тогда начну читать, а пока — разминаюсь!

Фото: Саша Прохорова