Книжный день.
Шкатулка с двойным дном: «Ночное кино» Мариши Пессл
Эту осень хорошо начинать с таинственной истории Александры Кордовы — виртуозной пианистки и дочери гениального режиссера Станислава Кордовы.
Смерть молодой девушки всколыхнула киноманов Америки, все строят свои версии произошедшего, одна другой безумнее. Но что же
Читаем роман американской писательницы Мариши Пессл «Ночное кино».
Немного об авторе: Мариша Пессл родилась и несколько лет жила с родителями в штате Мичиган, затем переехала с матерью и сестрой в Северную Каролину. Интересный факт: мать читала девочкам вслух книги из списка «Западного канона» Гарольда Блума, и это, конечно, повлияло на интеллектуальное развитие будущей писательницы.
Образование Пессл получила в
Второй роман не только посвящен кино как виду искусства и процессу, но и по структуре напоминает фильм. Пессл активно использует классические приемы триллера, хоррора, нуара и психологической драмы, и добивается невероятного эффекта: книга успешно заменяет любую возможную экранизацию, просто потому, что написана в расчете на людей с крепкими нервами и хорошим воображением.
«В темноте быть собой проще»
Главный герой романа, журналист Скотт Макгрэт, узнает, что дочь знаменитого режиссера Станислава Кордовы покончила с собой. И эта новость прошла бы незамеченной для Макгрэта, если бы он совершенно точно не знал, что видел девушку незадолго до ее смерти, и было в их встрече нечто загадочное.
Помимо обычного журналистского желания раскопать интересную историю героем движет еще и чувство незавершенности:
«Поработав с Кордовой, ты возвращаешься в реальную жизнь — а ей как будто добавили яркости. Красный краснее. Черный чернее. Ты чувствовал глубже, будто сердце твое разрослось, распухло, лишилось кожи. Ты грезил. И какие грезы!».
Чем дальше Макрэт заходит в своем расследовании, тем больше оно напоминает один из ночных фильмов Кордовы — таинственная смерть молодой женщины, загадочные обстоятельства ее жизни, вообще атмосфера недосказанности вокруг всей этой истории. К тому же Александра оказалась даже более интересным персонажем, чем ее отец — и желающих раскопать истинную причину ее смерти тоже оказалось немало.
Повествование кидает героев из одной странной ситуации в другую, свидетели сплошь ненадежны, улики пропадают, охотник превращается в жертву, а преследователь замечает за собой слежку. Реальность вокруг становится все более зыбкой, а Макгрэт осознает, что он уже в мире Кордовы, что погоня за знанием привела его в пространство, где истины нет.
«Все мы поголовно храним свои шкатулки — темные покои, где под замком прячется то, что копьем пронзило нам сердце. Там скрывается ответ на вопрос „зачем?“ — то, к чему стремишься, во имя чего ранишь все вокруг. И если ее открыть, наступит ли свобода? Нет. Ибо неприступная тюрьма с неуязвимым замком — твоя собственная голова».
Роман Пессл на первый взгляд напоминает шкатулку с двойным дном. Но как в любом хорошем триллере, есть в нем загадка внутри тайны, нечто, что заставляет лихорадочно читать страницу за страницей в надежде, что все
Кроме того, Пессл включила в текст два дополнительных измерения: на одном уровне она исследует тему отцовства, пытаясь понять, что такое отец в современной культуре — тот, кто пожирает своих детей или тот, кто трансформирует мир ради потомства; на другом — пробует на прочность зыбкие границы реальности, заставляя и читателей вслед за героем на себе испытать проникновение искусства и художественного гения в реальную жизнь.
Плюс эта книга, конечно, рай для киноманов — отсылки к деталям биографии знаменитых режисеров (угадай всех) и фактам со съемок культовых фильмов ужасов спрятаны внутри текста буквально на каждой странице. Сама структура книги ведет к тому, чтобы воспринимать Кордову не как вымышленный персонаж, а как реально существующего человека, который творит свое ночное кино прямо у нас под боком.
Ну, а закончить хочется цитатой из романа, которая в целом характеризует его довольно точно: «Какова ни есть правда о Кордове, его пятнадцать страшных фильмов учат, что глаза и разум постоянно обманывают нас и познанное никогда не бывает подлинным».