18+
18+
Дизайн, Каллиграф Александр Боярский: «Слово можно написать так, что в нём будет звенеть каждая буква» Каллиграф Александр Боярский: «Слово можно написать так, что в нём будет звенеть каждая буква»
РЕКЛАМА

Каллиграф Александр Боярский: «Слово можно написать так, что в нём будет звенеть каждая буква»

В ноябре в Томске впервые откроется выставка «Обнаженная каллиграфия». Её автор — профессиональный каллиграф и художник Александр Боярский — проведёт в нашем городе серию интенсивных мастер-классов для всех желающих.

С Александром мы поговорили, как каллиграфия может круто поменять жизнь, почему никогда не поздно этим заняться и где это может пригодиться.

— Александр, а с чего всё началось-то? Как вы открыли для себя каллиграфию?

— Когда мне было 13 лет, мы с ребятами устроились на лето в местное ПТП работать слесарями. И буквально через неделю меня перевели в помощники художника — потому что я более-менее сносно рисовал. Тот художник и стал моим первым учителем по каллиграфии, а занимаюсь я ей, получается, уже всю жизнь. Раньше это было не очень популярное направление, а сейчас у нас, можно сказать, настоящий бум на каллиграфию. Сегодня её принимают как полноценное творческое направление, которое основывается не на рисунках, а на буквах, их объёмах и шрифтах.

— И с чем это связано, как думаете?

— Связано это, я считаю, с тем, что компьютерная культура, всё это «пластиковое» искусство всем уже приелось. Люди соскучились по рукодельным вещам. Вот и уходят в такие «ручные» виды творчества — то художниками становятся, то пироги пекут.

— Где вообще сегодня можно встретить каллиграфию?

— Каллиграфию условно можно разделить на коммерческую и некоммерческую. Первое направление — это роспись фасадов, стен; это интерьеры кафе и баров. Это свадебные приглашения, карточки для посадки гостей. Это леттеринг, который сейчас много где используется. Самый известный пример леттеринга — это всеми узнаваемая надпись бренда Coca Cola.

— С коммерческой каллиграфией всё понятно. А некоммерческая тогда что? Когда художник сам для себя что-то пишет?

— Художник никогда не делает что-либо для себя, его творчество всегда направлено на кого-то. Посредством краски и кистей он пытается донести что-то своё зрителю. Отнимите у меня каллиграфию — я, наверное, умру через день. Творчество — очень тонкое, фактически ювелирное понятие, это то, что идёт изнутри.

— Получается, вы сейчас только творчеством и занимаетесь?

— Я двадцать лет работал дизайнером-полиграфистом, пять лет назад ушел из профессии и основал «Новосибирскую студию каллиграфии». И параллельно с этим работаю сейчас как самостоятельный художник, провел уже много персональных и коллективных выставок.

— Кстати, о выставках. Одна из них, которая открывалась в новосибирском Академгородке, называлась «Каллиграфия — это просто!». Это действительно так? Можно ли овладеть каллиграфией, не имея художественного образования?

— Однозначно можно! Это вам мои ученики подтвердят. Уже после нескольких мастер-классов они создают такие работы, которые не стыдно потом повесить на стену. Причём 90% из них — это люди сторонних профессий, не имеющие специального художественного образования. Это бухгалтеры, домохозяйки, даже машинисты электровозов. Я ради интереса стал спрашивать людей, которые приходят ко мне на первое занятие — зачем вам это? Так вот, эти самые 90% отвечают — для саморазвития. И только 10% — это профессиональные дизайнеры и те, которые на моих курсах хотят прокачать свои навыки.

— И как у тех 90% с саморазвитием после ваших мастер-классов? Получается?

— Я вам больше скажу: каллиграфия настолько способна изменить сознание, что многие мои ученики очень круто поменяли свою жизнь. Есть, например, один парень, который раньше работал машинистом электровоза. Спустя какое-то время, походив на курсы, он оттуда уволился, стал дизайнером, переехал в другой город — и делает сейчас надписи для платных фотостоков. Еще одна девочка через три месяца стала свободным дизайнером, преподает сейчас в моей студии. Другой парень, выучившись, переехал в Москву и работает сейчас дизайнером на руководящей должности.

— То есть можно заниматься только каллиграфией и не думать о проблемах с заработком?

— Так и есть. Я уже лет пять, как самостоятельно каллиграфией занимаюсь, и о деньгах вообще не думаю. Ребята мои, которые студию окончили, тоже не переживают об этом, судя по всему.

Перья плоские, кисти острые

— Давайте ещё про инструментарий подробно поговорим. Что нужно, чтобы заниматься каллиграфией?

— Инструментов много: можно писать плоскими кистями, плоскими перьями, острыми перьями, острыми кистями, каллиграфическими рейсфедерами и много еще чем. Инструменты для каллиграфии я привожу и заказываю со всего мира и делаю сам. А вообще надо сказать, что инструменты в каллиграфии — это не только то, что у нас в руках, но и то, чем мы пишем: тушь, гуашь, акварель. И на чём пишем: на принтерной бумаге, с обратной стороны обоев, на крафте, на стене. В зависимости от инструментария мы видим от каллиграфии разные результаты. Хотя хороший каллиграф может и пальцем написать так, что в написанном им слове каждая буква будет звенеть.

— Это ещё как?

— Сложно объяснить, пока сам не увидишь. Это что-то сложное, из разряда визуальной музыки. Мне говорят иногда — «Александр, у нас мурашки бегут по спине, когда вы пишете буквы».

— А когда вы будете с мастер-классами в Томске, можно будет увидеть — или услышать? — эту самую визуальную музыку? Чего ждать тем, кто придёт к вам обучаться каллиграфии?

— Я всех сразу предупреждаю: с этих мастер-классов вы никогда не уйдете такими, какими были раньше. Мне уже на втором занятии говорят — «Александр, вы нам мозг ломаете!». По-хорошему, имеют в виду. Каллиграфия действительно меняет сознание, знайте же.
А на томских маcтер-классах, кроме того, ожидается очень мощная программа — c пятью-шестью различными шрифтами, теоретической и практической частью, экспериментальной каллиграфией и леттерингом. Томску в этом плане повезло.

— Вот интересно: вы можете посчитать, сколько работ написали за всю жизнь?

— За всю жизнь? Да у меня что ни день — так целые пакеты макулатуры выношу! Что-то студентам своим дарю. Опять же, работы разные бывают. Есть просто эскизы, а есть серьёзные серии к литературным произведениям. Вроде этюдов на тему Кена Кизи, Джерома Сэлинджера, Хемингуэя. В планах — поработать над Джеком Лондоном и Борхесом. Это очень интересная работа.

— А ещё что вас вдохновляет на такие объёмы работы?

— У меня есть такое понятие — «творческий поток». Если ты в него попал, то уже не выйдешь оттуда. Я работаю, можно сказать, по 24 часа в сутки — даже когда не за пюпитром. Постоянно что-то в голове обдумываю. Вот этот поток — он и есть вдохновение.

Александр Боярский — о своем выставочном проекте «Обнаженная каллиграфия»:

«Размышляю о вечном сиянии «Островным унциалом», увидев «Рустику», удивляюсь, словно впервые вижу, разглядываю, разглядываю и опять удивляюсь. Матерюсь «Бастардой», легкой как перистые облака. О любви пою «Итальянским курсивом». По-русски предпочитаю говорить «Полууставом», но если вина в бокале окажется слишком много, перехожу на «Скоропись» — дрожащую и тонкую, как прожилки на осенних листьях. Если молчу — то «Римским капитальным», смешивая его со «Спенсерианом», в разных пропорциях. Перехожу на то, чему учили в школе и что разобрать не сможет никто, даже я. А ведь кто-то предупреждал про наклон у курсива.
Увидев свое отражение, смотрю и задаю себе вопрос:
— Чем ты наполнен? Что у тебя внутри?
Отвечаю:
— Каллиграфия, — и сделав паузу, добавляю:
«Обнаженная каллиграфия».

Предварительное расписание мастер-классов и работы выставки Александра Боярского в Томске:

Страница каллиграфа Александра Боярского в ВК

Группа Новосибирской студии каллиграфии в ВК

Уже совсем скоро у нас состоится розыгрыш билетов на выставку и мест на МК Александра Боярского, а также другие интересные сюрпризы — следите за анонсами!

Текст: Полина Щедрина

Фото: из архива Александра Боярского