18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Городской транспорт: как в Томске учат водителей трамваев и троллейбусов Городской транспорт: как в Томске учат водителей трамваев и троллейбусов

Городской транспорт: как в Томске учат водителей трамваев и троллейбусов

Ежедневно тысячи томичей пользуются услугами муниципального общественного транспорта. День изо дня на улицы города выходят десятки трамваев и троллейбусов. Безусловно, сердце этого механизма — водители.

Как набирают и учат водителей городского электротранспорта, «Томскому Обзору» рассказал генеральный директор Трамвайно-троллейбусного управления Томска Григорий Шульгин.

Кто может стать водителем

К будущему водителю трамвая или троллейбуса предъявляется целый ряд требований. Главное — будущий кандидат должен быть возрастом старше 21 года и не иметь судимостей. При себе также необходимо иметь стандартный для оформления водительского удостоверения набор справок (заключение нарколога, психиатра и тому подобное). Стать водителями могут и граждане другой страны, которые имеют права соответствующей категории и не нарушают миграционного законодательства.

При приеме на работу в ТТУ нет верхнего возрастного ценза. То есть водителем может стать даже человек, вышедший на пенсию. Однако стоит учитывать, что его ожидает не только тяжелый график работы, но и регулярные проверки здоровья: плановые медосмотры водителей возрастом старше 60 лет проводятся чаще. Правда, стоит отметить, что в большинстве случаев учиться на водителей трамваев и троллейбусов идут молодые люди до 30 лет.

Но, пожалуй, самое главное требование к будущим водителям — готовность после обучения отработать по новой специальности в ТТУ. Дело в том, что предприятие вкладывает в обучение каждого водителя от 100 до 125 тысяч рублей. Соответственно, если обучающийся,спустя какое-то время отчисляется, то он обязан компенсировать потраченные на него средства.

Новых водителей ТТУ набирает каждый год, однако потребность в них по-прежнему остается острой. Впрочем, по словам Григория Шульгина, такая ситуация характерна не только для Томска, но и для большинства российских городов. А кадровый голод существовал всегда, даже в советское время, когда одновременно на линиях работали порядка 300 водителей:

— Сейчас водителей хватает на выпуск имеющихся 64 единиц транспорта (при максимально возможном размещении в депо 105–110 единиц). Для обеспечения оптимального графика при текущем подвижном составе нам необходимо дополнительно 30–50 водителей. Сейчас же у нас 130 водителей троллейбусов и 86 водителей трамваев.

Как и где учат

Обучение водителей троллейбусов и трамваев проводит Томский автодорожный техникум. Для кандидатов, прошедших простое собеседование, оно бесплатно. Кроме того, обучающиеся получают стипендию в размере 6 тысяч рублей (около 5 300 за вычетом подоходного налога). Понятно, что на одну стипендию прожить сложно, поэтому руководство ТТУ готово помочь со временным трудоустройством обучающимся (например, работа вечером, на полставки).

Обучение занимает 6–7 месяцев и включает в себя две стажировки. Программа построена на базе госстандарта. По окончании курса студенты получают права определенного образца и документ об образовании (квалификация). В дальнейшем, если желающих стать водителями станет больше, ТТУ сможет учить их дистанционно в Новосибирске (некоторых так учат уже сейчас).

Обучение начинается когда формируются группы — обычно по 25 человек. Техникум способен готовить до 4 групп в год, это порядка 120 желающих. При этом выпускаются, как правило, только 12–17 студентов из одной группы. Всего за 10 лет ТТУ выучило более тысячи человек.

— Сейчас права для водителей трамваев, троллейбусов и автобусов разные. Раньше были совместные, но порядка 4–5 лет назад это отменили. Тогда существенно снизилось количество желающих учиться, — говорит Григорий Шульгин.

Водители трамваев и троллейбусов учатся отдельно.

— По трамваям мы сейчас не испытываем сейчас такого острого кадрового дефицита. «Управлять трамваев легче, чем троллейбусом в потоке», — рассказывает Григорий Шульгин.

Наборы на курсы проходят постоянно. Как правило, обучение начинается после того, как будет сформирована группа. Если желающих набирается на две группы — вторая начинает учиться чуть позже. Сроки обучения зависят от прохождения группой общеобразовательной программы. Так в августе на стажировку вышла группа из 17 человек и 5 сентября приступила к обучению другая. В идеале в год должны запускаться четыре группы, но на деле получается меньше.

Чему учат

В техникуме будущих водителей учат не только управлению транспортным средством. Им также подробно рассказывают об устройстве трамваев или троллейбусов, охране труда, дают общеобразовательные предметы.

Для получения прав им необходимо сдать необходимые зачеты и экзамены — по «классической» для большинства учебных учреждений схеме.

Как работают

После выхода на стажировку обучающиеся будут получать ученические зарплаты — 75% обычной ставки. Затем вчерашнему студенту предстоит приготовиться к довольно жесткому графику работы. Из-за нехватки людей водители почти на всех маршрутах троллейбусов и трамваев работают по разрывному графику и находятся на линии по 12 часов. Сюда входит не только время непосредственно перевозки пассажиров, но и обед, разрыв (например, водитель может находиться за рулем с 6.00 до 10.00 и с 14.00 до 18.00), а также подготовительное и заключительное время. В подготовительное время водитель принимает транспорт, экипировку, получает маршрутный лист и проходит медосмотр. То же самое — в заключительное время. Таким образом, работник ТТУ может выходить на работу в пять утра, а возвращаться домой около восьми вечера. Но, стоит отметить, что на конечных остановках длительных маршрутов есть диспетчерские пункты, где можно отдохнуть.

Водитель, отработавший по такому графику и без замечаний месяц, может рассчитывать на зарплату в размере 22–25 тыс. рублей. Позже, примерно через два года, он может повысить свой класс — в этом случае повысится и его зарплата. Новичкам присваивается 3 класс, высшим классом считается первый. Водитель такого уровня может получать более 50 тыс. рублей в месяц, но — при соблюдении ряда условий (отсутствие замечаний, сверхурочные и так далее). Кстати, даже новички, работающие сверхурочно или в свои выходные, могут рассчитывать на двойную ставку.

— Конечно, новичок получает меньше, чем более опытные коллеги. Важно понимать, что для повышения зарплаты, ему нужно будет много работать, — поясняет Григорий Шульгин. — Возможно, он получит высшее образование и останется в отрасли. У нас немало инженеров среди сотрудников, которые начинали водителями и кондукторами. Например, инженер по безопасности движения приходила к нам водителем, потом была инженером по эксплуатации, получала среднее образование профильное, уже не водительское. Мы не против, чтобы люди получали высшее образование. Если есть потребность закрыть место квалифицированным специалистом, можем обеспечить целевое обучение.

Также новичок может рассчитывать на материальную помощь предприятия. Ее могут получить те, чей доход (семейный, разделенный на всех ее членов) не превышает прожиточного минимума. То же касается матерей-одиночек. Кроме того, ТТУ помогает материально в случае потери родственников или рождения детей. Более того, водитель относится к категории «вредных» профессий. А это значит — более высокие пенсионные отчисления, длительный отпуск (42 дня) и более ранний выход на пенсию.

А еще водители могут принимать участие в жизни профсоюза ТТУ: культурных и спортивных мероприятиях, встречах с ветеранами или отдыхать на курортах по профсоюзным путевкам.

Текст: Егор Хворенков

Фото: Владимир Дударев