18+
18+
РЕКЛАМА
Здоровый город, Люди, Здоровый город.Катерина Манькова: как добежать до небес и стать спортивным журналистом Здоровый город.Катерина Манькова: как добежать до небес и стать спортивным журналистом

Здоровый город.
Катерина Манькова: как добежать до небес и стать спортивным журналистом

«Томский Обзор» продолжает рассказывать о молодых томичах, которые выбрали здоровый образ жизни и приобщают к нему окружающих.

Наша сегодняшняя героиня — Катерина Манькова, девушка, которая взбирается в горы бегом и пропагандирует спорт и правильное питание среди всех, кому это интересно.

— До 22 лет я спортом не занималась, если не считать школьных уроков физкультуры. Но однажды мне захотелось бежать. Нужно было себя оживить, взбодрить, чтобы в голове зародилось что-то новое. Чисто интуитивно я поняла, что нужно начать со спорта.

Стала потихоньку бегать в парке. Просто приходила туда и наматывала круги в одиночестве. Я поняла, что бег помогает услышать саму себя. Длительные пробежки, особенно по лесу, приглушают весь этот городской шум, и становится слышен голос изнутри.

Потом после горного фестиваля я познакомилась с известным в Томске с альпинистом Александром Кириковым. Он мне рассказал про скайраннинг — скоростное восхождение в горы. И убедил попробовать себя в восхождении на Борус: мол, пока сама не почувствуешь, ничего не поймешь.

Борус — гора в Красноярском крае высотой 2318 метров над уровнем моря. По меркам скайраннинга, средненькая высота. Но это было мой первый опыт скоростного восхождения, и он напоминал, скорее, заползание. Помню, сижу я посреди горы, а мимо меня вверх и вниз пробегают спортсмены, такие легкие, без признаков усталости. А я сижу и думаю: «Неужели я такая слабая? Неужели не смогу так же бегать, так же хорошо чувствовать себя в горах, как они?». Эта мысль меня очень разозлила и мне захотелось доказать самой себе, что я все-таки смогу!

В том году я больше не поехала на один из этапов по скайранингу, я просто готовилась. Бегала все лето, осень, зиму и весну.

Как следует потренировавшись, уже на следующий год я прошла почти все этапы российской серии скайраннинга, не попав только на самые удаленные. Этапы проходят в разных частях России — это и Алтай, и Кавказ, и Урал, и Крым — всего 8 этапов. Еще через год я уже начала участвовать в соревнованиях. В Актру закрыла первый взрослый разряд по альпинизму, заняла третье место на чемпионате Томской области в дисциплине «вертикальный километр».

Почему мне нравится скайраннинг? Да, это тяжело. Но он закаляет дух и волю, повышает выносливость, открывает перед тобой совершенно иные горизонты. Тот заряд, то вдохновение, которое получаешь после гонки, невозможно описать, его нужно пережить. Для меня каждый старт — как еще одно рождение.

Скайраннинг не требует какого-то особого снаряжения, но для бега по горам нужны качественные кроссовки со специальной подошвой. Я последний раз купила кроссовки с победитовыми шипами, которые совершенно не стираются и прекрасно держат как на скальных поверхностях, так и на грунтовых дорожках и даже на льду.

Еще во время высотных гонок многие спортсмены используют питьевую систему. Это гидрорюкзачок с трубочкой, который позволяет пить воду, не отвлекаясь на то, чтобы достать бутылку, открутить крышку… Больше особых вложений скайраннинг не требует. Конечно, нужно еще добраться до стартов, которые проходят в разных частях России. Мы это успешно проворачивали с небольшими затратами: где-то на поезде, где-то находили попутчиков на BlaBlaCar. И все получалось.

До мая этого года я успешно совмещала занятия скайраннингом с обычной офисной работой с 9 до 17:30. К тому, что раз в месяц на несколько дней я уезжала в горы, мой руководитель подходил с пониманием и большим уважением. Думаю, он видел, с каким приливом сил и вдохновения я приезжала с каждого старта, и какую отдачу это давало в работе.

Но однажды наступил переломный момент. Мне нужно было на две недели ехать на соревнования в Алматы, а сразу после этого еще на две недели — в Горный Алтай. Получалось, что меня месяц не было бы на работе. После долгих разговоров мне пришлось уволиться, и почти все лето я провела в горах. После забега «Алтай Ультра Трейл» я осталась работать гидом на базе «Высотник» и до конца лета водила группы иностранных туристов к подножью Белухи. Один треккинговый круг составляет примерно 150 километров, он преодолевается за 12 дней. Я по этому маршруту провела три группы. Подготовка у членов группы была очень разной. Но в целом европейцы очень «фит»: подтянутые, в хорошей физической форме. Передвигались мы неплохо, без длительных остановок. Но все же гораздо медленнее, чем скайраннеры, и для меня это был особый опыт.

Я просто шла и любовалась видами вокруг, наслаждалась тем, что можно просто стоять и не бояться, что тебя догонит соперник, что ты не уложишься в контрольное время.

Соревнования и трекинг — это две противоположности, которые дополняют друг друга. Трекинг хорош в качестве восстановительных тренировок. А соревнуясь, ты уже смотришь на свой результат: насколько ты его улучшил, а над чем еще надо поработать.

Со временем в Томске сформировалась большая команда скайраннеров и трейлраннеров (бегунов по пересеченной местности), родился проект «Сибирский трейл». Самый массовый выезд у нас пока был на Борус — в забеге участвовало порядка 20 скайраннеров из Томска. Трейлранннеров гораздо больше — около ста человек.

Мы самостоятельно организуем забеги по трейлраннингу в Томске. Бегаем на «Буревестнике», в Академгородке — там трасса проходит по пересеченной местности. Присоединиться к нам может любой человек. Найти нас очень просто: три раза в неделю в любое время года и любую погоду мы проводим открытые тренировки на стадионе «Буревестник». Собираемся в 19 часов по понедельникам, средам и пятницам перед входом на лыжную базу.

Новички приходят к нам постоянно. Кого-то приводят друзья и знакомые, кто-то узнает о нас по «сарафанному радио», кто-то — из нашей группы ВКонтакте, где уже порядка 700 участников.

Думаю, людей привлекает то, что когда-то и меня привело к бегу: единение с природой, возможность отключиться от информационного шума, побыть наедине с собой. И, конечно, команда единомышленников, которые поддерживают друг друга.

Мы всегда очень радуемся, когда ребята, которые только-только начинали бегать, уже через год выигрывают соревнования.

Второе мое увлечение — спортивная журналистика. Я — «человек слова». Не в смысле какой-то необычайной ответственности, просто я очень люблю слова. Ведь каждое слово имеет свой смысл, свой оттенок. Преподнести информацию можно тоже по-разному, и все это очень интересно.

Проект «Еда. Спорт. Люди», который мы делаем совместно с Катей Шубиной, родился как гармоничное продолжение моих увлечений. «Спорт» — это то, что неразрывно связано с моей жизнью, «еда» — потому, что я очень люблю готовить, а «люди» — так как среди моих новых друзей и знакомых очень много интересных людей, чей опыт может быть полезен многим. Мы хотим сделать интернет-площадку для общения по спортивной тематике, где новичок мог бы познакомиться со спортсменом и задать интересующие его вопросы, а спортсмен — поделиться своим опытом.

Конечно, мы много рассказываем о скайраннинге, так как этот вид спорта почти неизвестен в России. Например, не так давно была статья о замечательной семье спортсменов Дульцевых из Новосибирска — лыжников, бегунов и скайраннеров. О том, чем они занимаются в обычной жизни, что любят готовить. Оказалось, что у спортсменов нет каких-то необычайно строгих рамок. Это простые люди, которые так же могут есть после шести вечера, и на ужин у них может быть жареный картофель.

А вообще, из моего опыта, питание — это очень индивидуально. Среди спортсменов много вегетарианцев, есть сыроеды, и они отлично бегут, еще и всех обгоняют. Я и сама примерно год не ем мяса. Раньше у меня был стереотип: после тренировки надо обязательно есть куриную грудку, чтобы получить белок и так далее. Потом начиталась различных исследований, что на переваривание мяса организму требуется очень много энергии. А эту энергию можно потратить на качественную тренировку. В один момент просто расхотела есть мясо, с тех пор и не тянет. Стало однозначно легче. После мяса появляется тяжесть, на тренировку можно идти только часа через три. А после, например, гречки можно тренироваться уже через час, потому что она хорошо усваивается, и питательные вещества быстро уходят в нужном направлении.

Я никого ни к чему не призываю, это мой личный опыт. Кто-то, наоборот, не может жить без мяса, и при этом прекрасно бегает. Кто-то прекращает есть сахар перед выходом на соревнования, потому что он сильно закисляет мышцы. Кто-то, наоборот, ест сладкое, и быстрые углеводы ему помогают на дистанции. Организм уникален у каждого.

Сама я — любитель сладкого. Стараюсь не бороться с этим, а «принять и простить». Пытаюсь найти полезные рецепты десертов из яблок, бананов, винограда, которые можно есть без ущерба для физической формы.

По праздникам я могу съесть и кусок торта — и нормально к этому отношусь. Правда, потом приходится много бегать.

Очень важно все изменения вводить в свою жизнь постепенно. Человек, который в своей жизни никогда не занимался спортом и не задумывался о питании, при кардинальных переменах очень быстро может перегореть. Правда, я сама именно так — резко — и пришла к спорту. Но потом так от этого отходила! Новичкам я бы советовала не бросаться в омут с головой, а начинать с простых вещей, о которых мы и говорим в своем проекте. Научиться соблюдать режим дня, вовремя ложиться, потому что сон — лекарь всех спортсменов. Пить больше воды, потому что это помогает подпитать организм и так далее. Такие простые, на первый взгляд, вещи, очень помогают.

В обозримом будущем мне хотелось бы заниматься тем же, чем сейчас: бегать и развивать наш проект. А на несколько лет вперед я даже не загадываю. Тут за год моя жизнь полностью изменилась. Даже не решаюсь представить, что может случиться со мной через 10 лет!

Текст: Катерина Кайгородова

Фото из личного архива Катерины Маньковой