18+
18+
Как это работает, Предприятие, Предприятия Томска и области, Томскнефть ВНК, Томскнефть роснефть классы образование школьники тренинги предприятие производство Молодая смена: как «Томскнефть» растит будущие кадры со школьной скамьи
РЕКЛАМА

Молодая смена: как «Томскнефть» растит будущие кадры со школьной скамьи

Подготовка кадров для собственных нужд — работа непростая, но крайне важная для любой современной компании.

В ОАО «Томскнефть» ВНК формированию кадрового резерва уделяют особое внимание. На протяжении многих лет образовательная политика компании строится по схеме «Школа — вуз — предприятие», что позволяет обеспечивать постоянный приток молодых квалифицированных специалистов.

Вести работу с будущими сотрудниками в компании начинают еще со школы. Так, в Стрежевом на данный момент существуют два «Роснефть»-класса, выпускники которых поступают в профильные вузы, во время учебы проходят производственную практику, а самые перспективные приходят на работу в «Томскнефть».

Создание РН-классов в регионах присутствия компании «Роснефть» носит имиджевый характер, но имеет практическую значимость. Основная цель проекта — реализация корпоративной системы довузовской подготовки. В настоящее время при поддержке компании открыты и успешно действуют 105 РН-классов в 57 школах на территории 50 городах и поселков РФ.

Нефтяные классы

Набор в первый «нефтяной» класс в Стрежевом состоялся еще в 2000 году. Сегодня в главном городе нефтяников открыты два «Роснефть»-класса — 11 «А» на базе 5-й школы и 10 «А» на базе 4-й школы, набранный в этом году. В 11-м классе обучается 28 человек, в 10-м — 26.

Будущие ученики РН-классов проходят обязательный предварительный отбор. Конкурс большой — 4–6 человек на место, поэтому шанс быть зачисленными получают только те, у кого средний балл составляет 4,5–5. В первую очередь это касается, конечно, математики, физики и химии — в РН-классах ведется углубленное изучение именно этих профильных предметов.

Специалисты Учебного центра ОАО «Томскнефть», как кураторы проекта по довузовской подготовке, работают, по сути, работают бок о бок с классным руководителем: принимают участие в отборе будущих учеников, проводят мониторинг учебно-воспитательного процесса и успеваемости.

Но главное направление их работы — профориентационная работа со школьниками, с учетом индивидуальных качеств и способностей каждого. В начале учебного года куратор формирует план, который насчитывает порядка 20–25 мероприятий, направленных на профориентацию и повышение интереса к специальностям, востребованным в «Томскнефти».

— План мероприятий, который составляется для РН-классов, достаточно насыщенный, — рассказывает Ирина Корчагина, начальник управления оценки и развития персонала ОАО «Томскнефть» ВНК. — В него входят тематические часы, тренинги в Учебном центре ОАО «Томскнефть» ВНК, профориентационные поездки в вузы Томска, экскурсии в Музей томской нефти. А также встречи с выпускниками школ, специалистами центра занятости и, конечно, сотрудниками «Томскнефти».

Так, в первый день сентября ученики РН-классов приняли участие в торжественном митинге у стрежевского мемориала «Первая скважина», где 10-классники прошли обязательное «помазание нефтью» — традиционный обряд посвящения в нефтяники. А 9 сентября школьники встречались с ветеранами производства — чтобы поздравить их с юбилеем Стрежевого (в этом году городу исполнилось 50 лет), и вручить памятные подарки. На осенних каникулах 10-классники из 4-й школы ездили в Тюмень на командообразующий семинар-тренинг «Лестница к успеху». А 11-классники в рамках профориентационной программы посетили вузы Томска — ТПУ, ТГУ и ТГАСУ.

Учиться и развиваться

Одним из ключевых мероприятий образовательной программы РН-классов являются тренинги. Для школьников они проходят на базе Учебного центра «Томскнефти» в течение года, и направлены на формирование самых разных навыков и качеств.

Так, в январе для 11-классников был проведен тренинг ЕГЭ-антистресс, разработанный ведущим специалистом сектора по оценке персонала. На тренинге ребята разбирали что такое ЕГЭ и как лучше всего к нему подготовиться, изучали разные способы работы с волнением и стрессом. Для 10-классников был организован тренинг «Искусство презентации и публичного выступления», где школьники изучали правила подготовки, планирования и успешного проведения деловых презентаций.

В сентябре для учеников свеженабранного 10-го РН-класса проходил тренинг, посвященный коммуникативным навыкам и умению работать в команде. А в декабре 11-классникам предстоит постигать науку управления временем — для них будет проведен тренинг «Эффективный тайм-менеджмент».

— Навыки, полученные в ходе тренингов, будут полезны ребятам не только в школе, но и в дальнейшей жизни — во время учебы в университете, в работе, — отмечает Ирина Шевченко, специалист 1 категории отдела обучения Учебного центра. — В конце каждого тренинга мы со всех собираем обратную связь — ребята прямо по пунктикам выделяют, что нового они узнали, что вынесли полезного. Конечно, поначалу у них зашкаливают эмоции, но по прошествии времени мы вместе с классными руководителями снова смотрим, оцениваем каких удалось добиться результатов.

Помню, как Евгений Гончаров приходил ко мне на тренинги, будучи еще учеником РН-класса, — рассказывает Ирина Шевченко. — А сейчас он работает трубопроводчиком линейным в Управлении эксплуатации трубопроводов, второй год подряд побеждает в конкурсе «Лучший по профессии». В прошлом году на уровне «Роснефти» в Самаре занял 3 место.

Знакомство с производством

Знакомство с производственными процессами — еще один из обязательных пунктов в программе подготовки будущих нефтяников. Для учеников РН-классов организуются экскурсии в подразделения «Томскнефти», чтобы ребята могли познакомиться с работой в нефтяной отрасли поближе.

А на учебном полигоне «Томскнефти» есть все необходимое оборудование для наглядной демонстрации профессий, необходимых для добычи нефти и газа: это и буровая вышка, и замерная установка, и станок-качалка, и техника для ремонта скважины.

— Экскурсии на полигоне проходят регулярно — и для взрослых, и для детей, и для студентов, и для специалистов, которые проходят курсы повышения квалификации, — рассказывает Виктор Голещихин, инструктор производственного обучения добыче нефти и газа.

Все «железки», которые показывают экскурсантам — точные образцы оборудования, которое можно встретить на любом промысле, никаких макетов здесь нет. Все, что находится на полигоне, можно рассмотреть в деталях и потрогать руками. Оборудование собрано так, чтобы наглядно продемонстрировать полный производственный цикл добычи нефти, от первого шага до последнего.

— Летом, когда каникулы, особенно много школьников, бывает, что проходит по три экскурсии в день. Особенно интересно малышам, у кого родители, родственники работают в нефтяной отрасли. На вопрос «Кем вы хотите стать?» — большая часть отвечает, что нефтяниками, — говорит Виктор Голещихин.

Молодые профессионалы

За 7 лет реализации проекта по довузовской подготовке в Стрежевом было выпущено 193 выпускника «Роснефть-классов», причем 52 из них — золотые медалисты, 38 окончили школу с серебряной медалью. На нефтяные и смежные специальности в вузы поступили почти 100 выпускников: 54 из них уже закончили обучение, а 26 трудоустроились в «Томскнефть».

Прием выпускников вузов в компанию проводится в основном на рабочие профессии: оператор по добыче нефти и газа, оператор обезвоживающей и обессоливающей установки, трубопроводчик линейный. Такова политика компании: чтобы прочувствовать на себе профессию, стать настоящим специалистом, грамотным руководителем, начинать нужно с нуля и самостоятельно пройти этот профессиональный путь.

Молодых специалистов, сумевших за короткий срок добиться серьезных успехов, среди выпускников РН-классов немало, говорит Ирина Корчагина. Например, Никита Рябченко, закончил школу с золотой медалью, затем специалитет УГНТУ, и в июле 2015 года пришел работать оператором ДНГ в ЦДНГ№ 3 — самый сложный цех предприятия. Уже в января 2016-го он был переведен на позицию технолога без категории, а в сентябре — технолога 2 категории. В этом году Никита заканчивает магистратуру «Нефтегазовое дело». Константин Шевяков закончил школу с серебряной медалью, он — выпускник ТПУ. В прошлом году он устроился оператором ДНГ в ЦДНГ№ 8, а этой осенью был переведен на позицию технолога.

Кристина Яковлева также закончила школу с золотой медалью, затем бакалавриат в ТПУ. В «Томскнефть» пришла на должность трубопроводчика линейного, а через год перешла на позицию инженера в группу промышленной безопасности и охраны труда. Еще одна золотая медалистка — Виктория Шереметьева — после окончания магистратуры с красным дипломом пришла в компанию сразу на инженерно-техническую позицию в отдел геоинформационных технологий, управление землепользования и маркшейдерских работ.

— «Томскнефть» делает очень много для развития и профессионального роста сотрудников, — отмечает Ирина Корчагина. — Речь идет не только о школьниках, но и студентах, которые проходят практику в компании, сотрудниках, повышающих квалификацию. Вот так и выращиваем специалистов со школьной скамьи до «Лучшего в профессии».

Текст: Анна Мацковская

Фото: Владимир Дударев