18+
18+
Бизнес, Люди, Томск эфирный дом эко-сообщество Эфирный дом.Как томичка Татьяна Макушева создает городское эко-сообщество
РЕКЛАМА

Эфирный дом.
Как томичка Татьяна Макушева создает городское эко-сообщество

Небольшой магазин на улице Гагарина знают не только отдельные любители натуральной косметики и средств ухода, но и салоны красоты, и аптеки.

Им Татьяна Макушева, официальный представитель в Томской области ряда «экологичных» и «натуральных» европейских и российских торговых марок, теперь поставляет продукцию, обучает и консультирует.

За пять лет эко-бизнес Татьяны, директора «Эфирного дома» разросся, и теперь уже хочется выйти за его рамки: создать городское эко-сообщество, рассказывать людям о натуральной продукции, формировать ответственное отношение к природе.

Органичный бизнес

— Тема натуральности, экологии вошла в мою жизнь очень органично, — рассказывает Татьяна. — Это не было так: «Теперь мы создадим бизнес натуральных средств ухода», нет. Просто это был мой образ жизни, я стремилась к чистоте, ответственному отношению к природе. После школы я некоторое время жила в Германии. И тогда, когда у нас в стране никто даже не помышлял о раздельном сборе мусора, о пристальном внимании к составам продуктов и косметики, там это уже было нормой жизни, была продукция марок «Weleda», «Stуx», которые сейчас известны и у нас.

Вернувшись в Томск, Татьяна решила приобщить к разумному отношению к миру и своих близких — просила сортировать мусор. Копили пластик, бумагу, а потом сами вызывали машины, которые этот мусор забирали.

— Получив в Томске экономическое образование, я вместе с партнёром открыла магазин с товарами для бани на Советской. А где баня, там и натуральность, и ароматы — многие любят «поддать» пару так, чтобы в парилке был запах сосны, кедра, мяты… Так жизнь вывела меня на тему аромамасел. Сначала это были простые масла — те, что и сегодня можно купить в аптеке за 50–100 рублей. Потом я получила образцы и каталоги австрийского масла «Stуx», оно мне очень понравилось, но я озадачилась «ошибкой» в прайсе и написала поставщику об этом: баночка масла розы стоила около 12 тысяч рублей. Ошибки не было, но моё удивление оттого, что так огромна разница в цене заставило меня обратиться к теме натуральных масел. И это было настоящее открытие!

Настольная и уже изрядно «зачитанная» книга Татьяны — «АромАлогия» Светланы Миргородской. Много прочитано и другой литературы по ароматерапии, натуральным маслам. Все это отличается, к примеру, от восточных практик — люди иногда задают вопросы, ведь в восточной медицине, в аюрведе тоже используются масла и ароматы. Ароматерапия и натуральный уход — это немного иной акцент. Все это доступно и, более того, рекомендовано и полезно каждому.

— Мы начали поставлять в свой магазин товаров для бани натуральные эфирные масла «Stуx», и я не была уверена, что люди поймут и вникнут в тему, ведь это недешевая продукция, — продолжает Татьяна. — Но неожиданно это стало востребованным. Мы начали искать других поставщиков, расширять ассортимент, и постепенно это превратилось в новый бизнес.

В собственное помещение на Гагарина, 10 эко-бутик переехал в 2013 году. До этого, в течение трёх лет, магазин располагался на проспекте Фрунзе. «Эфирный дом» сегодня:

Когда дело построено на определённых принципах (как то: натуральность, полезность), важная часть его продвижения — информирование людей, рассказ о продукции. Например, недорогое аромамасло, купленное в аптеке, может содержать 100% натуральное эфирное масло, но процент содержания этого масла в конечном продукте может составлять десятые доли процента. Закон не запрещает производителям крупно писать на этикетке о 100%-ной натуральности, а дальше кто будет читать текст мелкими буквами?

— Настоящее натуральное масло никогда не будет дешёвым, а его цена зависит от многих факторов. В частности, от условий добычи: например, из апельсиновой цедры масла получается гораздо больше, чем из такого же количества лепестков розы. На цену оказывает влияние и редкость самого продукта (растения, или дерева), а также ценность масла как такового. Например, масло розы дорого, потому что очень сложное по составу и позволяет решить множество задач в косметологии и даже в диетологии. Обо всем этом нужно рассказывать людям, — отмечает Татьяна.

Трудности перехода

Начав с аромамасел, Татьяна пришла и к кремам, шампуням, бытовой химии — неизменно и принципиально натуральным и экологичным. В «Эфирном доме» сегодня представлено около 12 натуральных брендов, в основном европейских, но уже появились и зарекомендовавшие себя российские. К примеру, компания «Mi&Ko», которая уже семь лет на нашем рынке продвигает натуральную косметику и бытовую химию, предлагает доступную по цене и конкурентоспособную на фоне европейских брендов продукцию.

В середине марта директор «Mi&Ko» Екатерина Матанцева по приглашению Татьяны приехала в Томск с тем, чтобы не только представить свою торговую марку, но и прочитать лекции и поучаствовать в «Эко-марафоне». Масштабное мероприятие собрало томских производителей, поставщиков и продавцов экологичной и натуральной продукции на площадке. Кто-то уже давно знает друг друга и сотрудничает, кто-то только знакомится. В любом случае происходит что-то новое: формируется эко-сообщество, объединённое общими задачами — производить и предлагать людям натуральное.

— В Кирове, где находится наше производство, нас знают очень хорошо не просто как производителей, — говорит Екатерина. — Мы ведём активную просветительскую работу: рассказываем людям через СМИ, в школах, в ходе экскурсии у себя на предприятии о натуральной косметике и бытовой, как мы говорим, «НЕхимии», о принципах жизни в гармонии с природой. Мы устраиваем акции посадки деревьев, выступаем против тестирования косметики и бытовой химии на животных (ведь существуют этичные и технологичные альтернативные способы тестировать продукцию). Нас знают и во властных структурах и даже присылают на консультации начинающих предпринимателей: мы рассказываем им о современном, успешном и экологичном производстве.

Екатерина, которая сама является опытным ароматерапевтом, рассказывает, что с помощью запахов можно создать самую разную атмосферу: эффективных продаж для бизнеса (лаванда), комфорта и тепла в доме (корица), согласия в семье (иланг-иланг), бесконфликтных переговоров (грейпфрут), переговоров активных и даже агрессивных (лимон). Можно активизировать и оптимизировать интеллектуальную работу (эвкалипт), сделать комфортной монотонную работу (лаванда). Оказывается, масло грейпфрута позволяет мужчинам видеть девушек и женщин в самом прекрасном свете. А во время эпидемий можно устраивать профилактику инфекционных заболеваний (можжевельник, кедр, бергамот, эвкалипт, чабрец, ромашка). С малом левзеи можно высыпаться за шесть часов…

У каждого масла свои акценты, свои нотки. Важно, чтобы запах нравился, тогда можно создавать и индивидуальные решения: например, в небольшой бутылочке с пульверизатором создавать аромаспреи на основе воды и спирта. Эфирные масла даже можно употреблять внутрь как лекарство или биологически активную добавку, они используются в диетологии и в кулинарии. С помощью ароматов можно справляться с чувством голода, да и вообще со многими другими (в особенности, негативными) чувствами.

В наше время большинство привыкли к синтетическим запахам, которые искажают природную реальность, говорит Екатерина. Но стоит только почувствовать очарование натуральности, и трудно от этого уже отказаться. Хотя порой нужно терпение, чтобы перейти на натуральную косметику. К примеру, натуральный шампунь не будет так сильно пениться, как сделанный на основе химических веществ, с использованием сульфатов (хотя есть и натуральные экстракты, к примеру, экстракт черемойи, которые эффект пены все же создают, но в меньшей степени). Натуральный зубной порошок или зубной крем тоже не будут такими пенистыми, как привычная зубная паста.

— Важный момент, который многие упускают из виду, — различие понятий «экологично» и «натурально», — подчёркивает Екатерина. — Люди видят на упаковке слова «эко» и, удовлетворённые, покупают продукт. Экологично то, что безвредно для окружающей среды, но тем не менее может быть получено химическим путём. А натурально то, что имеет природное происхождение. Натурально и экологично — то, что мы выбираем в качестве своего принципа.

Натуральное и эффективное

Российская натуральная косметика вполне может составить конкуренцию европейской и на территории европейских стран. К примеру, «Mi&Ko» готовится в ближайшее время стать экспортёром. Но здесь важно понимать, что у европейских женщин, и у русских есть особенности, и об этом тоже важно помнить.

— Русские женщины на первое место при выборе косметики ставят её эффективность, — рассказывает Татьяна. — Косметика должна давать быстрый и очевидный эффект. А о пользе и вреде её для здоровья наши женщины думают уже во вторую очередь. Но ведь это не менее важное обстоятельство! Просто об этом нужно говорить, нужно показывать, что косметика может и должна быть и натуральной, и эффективной одновременно.

Существующий стереотип о том, что если натурально, то неэффективно, современные торговые марки полностью развенчивают. Есть натуральные, эффективные и сильные компоненты (даже сильные консерванты — натуральные компоненты, к примеру, экстракт жимолости), важно грамотно разрабатывать рецептуру продукта — этому уделяют большое значение на производствах, торговые марки которых Татьяна отбирает для своего «Эфирного дома». Сейчас здесь активно развивается новое направление — биокосметология (в июле прошлого года получили лицензию).

— Когда мы только развивали это направление, то есть начинали использовать в косметологии эфирные масла, натуральные косметические средства, я видела некоторый скепсис косметологов. Они, конечно, его не показывали, но он все же, бесспорно, был, — улыбается Татьяна. — Потом мои косметологи ездили на учёбу в Москву, стали вникать в тему, а главное — увидели результат! И сейчас у нас это направление в бизнесе очень востребовано, мы расширяемся, работает два кабинета. Для наших клиентов очевидно, что натуральная косметика — это не просто огурцы на глаза (что, конечно, тоже неплохо), это высокоэффективные современные средства, произведённые с использованием только натуральных природных компонентов.

Казалось бы, рынок косметологии и ухода очень конкурентный. А в отдельном сегменте, в котором «Эфирный дом» занял прочные позиции, место есть, и достаточно.

— Конечно, мы будем развиваться, у нас большие планы. И обучение, и SPA, и косметология, и продажи… Я уверена, что все будет складываться благополучно, — говорит Татьяна. — Ведь для меня отправная точка — не деньги, не прибыль (хотя это, конечно же, важно), а идея, концепция, личные убеждения. Это делает мой бизнес органичной частью моей жизни. Я с радостью утром иду на работу, с радостью узнаю новое; каждый день к нам приходят новые решения и новые люди. Когда есть команда, разделяющая твои устремления, то будет и результат. А нам есть что рассказать и что предложить людям.

Эко-бутик «Эфирный дом»: Томск, ул. Гагарина, 10.

Информацию о мероприятиях «Эфирного дома» можно узнавать на сайте efirnidom.ru и в группе ВКонтакте.

Текст: Екатерина Криволапова

Фото: Владимир Дударев, Сергей Стёпин

Краеведение

Томская «Лампочка». Как в городе появился новый завод

25 февраля 2024
Люди

Новое поколение. Марина Зайкова: «Я чувствую себя графиком среди эмальеров и эмальером среди графиков»

23 февраля 2024
Бизнес

Лаборатория предпринимательства. Как кадровый центр помог управленцу открыть свой центр косметологии

18 марта 2024
Бизнес

Лаборатория предпринимательства. Как запустить производство спортивных масок для подводного плаванья в ластах

12 марта 2024
Бизнес

Лаборатория предпринимательства. Как получить субсидию и открыть детскую развивающую студию

28 февраля 2024
Бизнес

Лаборатория предпринимательства. От частной практики к центру передовой косметологии с помощью субсидии

14 марта 2024
Краеведение

Томская «Лампочка». Как завод пережил 90-е и не выжил в 2010-х

25 февраля 2024
Бизнес

Лаборатория предпринимательства. Как получить финансирование и запустить мастерскую аналитической психологии

28 февраля 2024
Краеведение

Харитон Славороссов. 7 историй из жизни выдающегося летчика и инженера ХХ века

27 февраля 2024