18+
18+
Жизненное пространство, Бизнес, Томск эфирный дом эко-сообщество Эфирный дом.Как томичка Татьяна Макушева создает городское эко-сообщество

Эфирный дом.
Как томичка Татьяна Макушева создает городское эко-сообщество

Небольшой магазин на улице Гагарина знают не только отдельные любители натуральной косметики и средств ухода, но и салоны красоты, и аптеки.

Им Татьяна Макушева, официальный представитель в Томской области ряда «экологичных» и «натуральных» европейских и российских торговых марок, теперь поставляет продукцию, обучает и консультирует.

За пять лет эко-бизнес Татьяны, директора «Эфирного дома» разросся, и теперь уже хочется выйти за его рамки: создать городское эко-сообщество, рассказывать людям о натуральной продукции, формировать ответственное отношение к природе.

Органичный бизнес

— Тема натуральности, экологии вошла в мою жизнь очень органично, — рассказывает Татьяна. — Это не было так: «Теперь мы создадим бизнес натуральных средств ухода», нет. Просто это был мой образ жизни, я стремилась к чистоте, ответственному отношению к природе. После школы я некоторое время жила в Германии. И тогда, когда у нас в стране никто даже не помышлял о раздельном сборе мусора, о пристальном внимании к составам продуктов и косметики, там это уже было нормой жизни, была продукция марок «Weleda», «Stуx», которые сейчас известны и у нас.

Вернувшись в Томск, Татьяна решила приобщить к разумному отношению к миру и своих близких — просила сортировать мусор. Копили пластик, бумагу, а потом сами вызывали машины, которые этот мусор забирали.

— Получив в Томске экономическое образование, я вместе с партнёром открыла магазин с товарами для бани на Советской. А где баня, там и натуральность, и ароматы — многие любят «поддать» пару так, чтобы в парилке был запах сосны, кедра, мяты… Так жизнь вывела меня на тему аромамасел. Сначала это были простые масла — те, что и сегодня можно купить в аптеке за 50–100 рублей. Потом я получила образцы и каталоги австрийского масла «Stуx», оно мне очень понравилось, но я озадачилась «ошибкой» в прайсе и написала поставщику об этом: баночка масла розы стоила около 12 тысяч рублей. Ошибки не было, но моё удивление оттого, что так огромна разница в цене заставило меня обратиться к теме натуральных масел. И это было настоящее открытие!

Настольная и уже изрядно «зачитанная» книга Татьяны — «АромАлогия» Светланы Миргородской. Много прочитано и другой литературы по ароматерапии, натуральным маслам. Все это отличается, к примеру, от восточных практик — люди иногда задают вопросы, ведь в восточной медицине, в аюрведе тоже используются масла и ароматы. Ароматерапия и натуральный уход — это немного иной акцент. Все это доступно и, более того, рекомендовано и полезно каждому.

— Мы начали поставлять в свой магазин товаров для бани натуральные эфирные масла «Stуx», и я не была уверена, что люди поймут и вникнут в тему, ведь это недешевая продукция, — продолжает Татьяна. — Но неожиданно это стало востребованным. Мы начали искать других поставщиков, расширять ассортимент, и постепенно это превратилось в новый бизнес.

В собственное помещение на Гагарина, 10 эко-бутик переехал в 2013 году. До этого, в течение трёх лет, магазин располагался на проспекте Фрунзе. «Эфирный дом» сегодня:

Когда дело построено на определённых принципах (как то: натуральность, полезность), важная часть его продвижения — информирование людей, рассказ о продукции. Например, недорогое аромамасло, купленное в аптеке, может содержать 100% натуральное эфирное масло, но процент содержания этого масла в конечном продукте может составлять десятые доли процента. Закон не запрещает производителям крупно писать на этикетке о 100%-ной натуральности, а дальше кто будет читать текст мелкими буквами?

— Настоящее натуральное масло никогда не будет дешёвым, а его цена зависит от многих факторов. В частности, от условий добычи: например, из апельсиновой цедры масла получается гораздо больше, чем из такого же количества лепестков розы. На цену оказывает влияние и редкость самого продукта (растения, или дерева), а также ценность масла как такового. Например, масло розы дорого, потому что очень сложное по составу и позволяет решить множество задач в косметологии и даже в диетологии. Обо всем этом нужно рассказывать людям, — отмечает Татьяна.

Трудности перехода

Начав с аромамасел, Татьяна пришла и к кремам, шампуням, бытовой химии — неизменно и принципиально натуральным и экологичным. В «Эфирном доме» сегодня представлено около 12 натуральных брендов, в основном европейских, но уже появились и зарекомендовавшие себя российские. К примеру, компания «Mi&Ko», которая уже семь лет на нашем рынке продвигает натуральную косметику и бытовую химию, предлагает доступную по цене и конкурентоспособную на фоне европейских брендов продукцию.

В середине марта директор «Mi&Ko» Екатерина Матанцева по приглашению Татьяны приехала в Томск с тем, чтобы не только представить свою торговую марку, но и прочитать лекции и поучаствовать в «Эко-марафоне». Масштабное мероприятие собрало томских производителей, поставщиков и продавцов экологичной и натуральной продукции на площадке. Кто-то уже давно знает друг друга и сотрудничает, кто-то только знакомится. В любом случае происходит что-то новое: формируется эко-сообщество, объединённое общими задачами — производить и предлагать людям натуральное.

— В Кирове, где находится наше производство, нас знают очень хорошо не просто как производителей, — говорит Екатерина. — Мы ведём активную просветительскую работу: рассказываем людям через СМИ, в школах, в ходе экскурсии у себя на предприятии о натуральной косметике и бытовой, как мы говорим, «НЕхимии», о принципах жизни в гармонии с природой. Мы устраиваем акции посадки деревьев, выступаем против тестирования косметики и бытовой химии на животных (ведь существуют этичные и технологичные альтернативные способы тестировать продукцию). Нас знают и во властных структурах и даже присылают на консультации начинающих предпринимателей: мы рассказываем им о современном, успешном и экологичном производстве.

Екатерина, которая сама является опытным ароматерапевтом, рассказывает, что с помощью запахов можно создать самую разную атмосферу: эффективных продаж для бизнеса (лаванда), комфорта и тепла в доме (корица), согласия в семье (иланг-иланг), бесконфликтных переговоров (грейпфрут), переговоров активных и даже агрессивных (лимон). Можно активизировать и оптимизировать интеллектуальную работу (эвкалипт), сделать комфортной монотонную работу (лаванда). Оказывается, масло грейпфрута позволяет мужчинам видеть девушек и женщин в самом прекрасном свете. А во время эпидемий можно устраивать профилактику инфекционных заболеваний (можжевельник, кедр, бергамот, эвкалипт, чабрец, ромашка). С малом левзеи можно высыпаться за шесть часов…

У каждого масла свои акценты, свои нотки. Важно, чтобы запах нравился, тогда можно создавать и индивидуальные решения: например, в небольшой бутылочке с пульверизатором создавать аромаспреи на основе воды и спирта. Эфирные масла даже можно употреблять внутрь как лекарство или биологически активную добавку, они используются в диетологии и в кулинарии. С помощью ароматов можно справляться с чувством голода, да и вообще со многими другими (в особенности, негативными) чувствами.

В наше время большинство привыкли к синтетическим запахам, которые искажают природную реальность, говорит Екатерина. Но стоит только почувствовать очарование натуральности, и трудно от этого уже отказаться. Хотя порой нужно терпение, чтобы перейти на натуральную косметику. К примеру, натуральный шампунь не будет так сильно пениться, как сделанный на основе химических веществ, с использованием сульфатов (хотя есть и натуральные экстракты, к примеру, экстракт черемойи, которые эффект пены все же создают, но в меньшей степени). Натуральный зубной порошок или зубной крем тоже не будут такими пенистыми, как привычная зубная паста.

— Важный момент, который многие упускают из виду, — различие понятий «экологично» и «натурально», — подчёркивает Екатерина. — Люди видят на упаковке слова «эко» и, удовлетворённые, покупают продукт. Экологично то, что безвредно для окружающей среды, но тем не менее может быть получено химическим путём. А натурально то, что имеет природное происхождение. Натурально и экологично — то, что мы выбираем в качестве своего принципа.

Натуральное и эффективное

Российская натуральная косметика вполне может составить конкуренцию европейской и на территории европейских стран. К примеру, «Mi&Ko» готовится в ближайшее время стать экспортёром. Но здесь важно понимать, что у европейских женщин, и у русских есть особенности, и об этом тоже важно помнить.

— Русские женщины на первое место при выборе косметики ставят её эффективность, — рассказывает Татьяна. — Косметика должна давать быстрый и очевидный эффект. А о пользе и вреде её для здоровья наши женщины думают уже во вторую очередь. Но ведь это не менее важное обстоятельство! Просто об этом нужно говорить, нужно показывать, что косметика может и должна быть и натуральной, и эффективной одновременно.

Существующий стереотип о том, что если натурально, то неэффективно, современные торговые марки полностью развенчивают. Есть натуральные, эффективные и сильные компоненты (даже сильные консерванты — натуральные компоненты, к примеру, экстракт жимолости), важно грамотно разрабатывать рецептуру продукта — этому уделяют большое значение на производствах, торговые марки которых Татьяна отбирает для своего «Эфирного дома». Сейчас здесь активно развивается новое направление — биокосметология (в июле прошлого года получили лицензию).

— Когда мы только развивали это направление, то есть начинали использовать в косметологии эфирные масла, натуральные косметические средства, я видела некоторый скепсис косметологов. Они, конечно, его не показывали, но он все же, бесспорно, был, — улыбается Татьяна. — Потом мои косметологи ездили на учёбу в Москву, стали вникать в тему, а главное — увидели результат! И сейчас у нас это направление в бизнесе очень востребовано, мы расширяемся, работает два кабинета. Для наших клиентов очевидно, что натуральная косметика — это не просто огурцы на глаза (что, конечно, тоже неплохо), это высокоэффективные современные средства, произведённые с использованием только натуральных природных компонентов.

Казалось бы, рынок косметологии и ухода очень конкурентный. А в отдельном сегменте, в котором «Эфирный дом» занял прочные позиции, место есть, и достаточно.

— Конечно, мы будем развиваться, у нас большие планы. И обучение, и SPA, и косметология, и продажи… Я уверена, что все будет складываться благополучно, — говорит Татьяна. — Ведь для меня отправная точка — не деньги, не прибыль (хотя это, конечно же, важно), а идея, концепция, личные убеждения. Это делает мой бизнес органичной частью моей жизни. Я с радостью утром иду на работу, с радостью узнаю новое; каждый день к нам приходят новые решения и новые люди. Когда есть команда, разделяющая твои устремления, то будет и результат. А нам есть что рассказать и что предложить людям.

Эко-бутик «Эфирный дом»: Томск, ул. Гагарина, 10.

Информацию о мероприятиях «Эфирного дома» можно узнавать на сайте efirnidom.ru и в группе ВКонтакте.

Текст: Екатерина Криволапова

Фото: Владимир Дударев, Сергей Стёпин

Тэги/темы: