18+
18+
РЕКЛАМА
ИТ и телеком, Тонет, Бомба для провайдеров-2: Кое что о Public Relations Бомба для провайдеров-2: Кое что о Public Relations

Бомба для провайдеров-2: Кое что о Public Relations

Давно уже ничто так не волновало тонетовскую общественность, как события последних трех дней. Десятого марта газета «Томские новости» опубликовала материал, посвященный возможному вводу оплаты за внутриобластной трафик, и это послужило последней каплей для назревавших в течение последнего месяца «антителекомовских» настроений. Напомним, что первая волна обсуждений началась после публикации «Томским Обзором» материала «Бомба для провайдеров: "Сибирьтелеком" решил окончательно укрепить свои позиции монополиста на томском рынке». Именно на пресс-конференции томского филиала ОАО «Сибирьтелеком», состоявшейся 15 февраля, руководитель филиала В. Попов озвучил возможность отмены бесплатного обмена трафиком между томскими провайдерами. Моя коллега, побывавшая на том мероприятии, любезно предоставила мне фрагмент диктофонной записи (.wav) с данной информацией (расшифровка приводится дословно, во избежание обвинений в неверном толковании): «Томский Обзор»: - На Ваш взгляд, как долго просуществует в Томске практика бесплатного пиринга? В. Попов, генеральный директор томского филиала ОАО «Сибирьтелеком»: - Недолго, я думаю. Ну вот мы как раз сейчас столкнулись с этой проблемой, что бесплатный сыр в мышеловке, халявы не должно быть… Вот как бы эти слова не хотелось употреблять, но в свое время сыграло роль, а сейчас мешает не только нам, но и нашим партнерам, а кое-кто нас считает конкурентами, на общем этом рынке. И вот меня может быть, Алексей Иванович, коммерческий директор, добавить: первый шаг будет сделан о введении какого-то ну формально небольшого тарифа на территории Томской области вот, нас волнует Северск, Стрежевой, Колпашево, а потом это будет и в Томске. Потому что, упав до нуля, мы, тем самым, создаем большие проблемы тех, кто хочет выйти на этот рынок. Они вообще не могут преодолеть, позволить себе повторить нас. Вот тоже дилемма – клиентам это выгодно, а предприятиям не выгодно. «Томский Обзор»: - Вы поднимите цену - а остальные провайдеры в этой ситуации? В. Попов: - Ну, тут мы же не имеем права как и сотовые операторы, вводить единую тарифную систему. У них свои должны быть и тарифные планы, и предложения, они же пропорционально качеству услуги, надежности, туда все это вкладывается. Может добавить, это важный вопрос. А. Махорин, коммерческий директор томского филиала ОАО «Сибирьтелеком»: - У нас есть прецеденты, например, Стрежевой. Естественно, весь контент находится в Томске обычно, и просто-напросто, канал постоянно расширяем, и он постоянно забит, потому что люди, ну наверное владельцы серверов знакомы с этой проблемой, люди просто-напросто качают, и чем больше канал, тем больше, быстрее качают. Когда ничего трафик не стоит, естественно, страдают при этом клиенты, как бы мы не расширяли там канал, до Гигабита, все равно будет забито. Попробуем отследить ситуацию в развитии. Что происходит после месячных вялотекущих обсуждениий на томских форумах возможных грядущих изменений? Публикуется статья, в которой повторно задаются те самые «острые» вопросы, касающиеся всех пользователей Тонета. И, несмотря на то, что ответы на эти вопросы, по сути, даны не были – Алексей Махорин изящно «вырулил» из опасной зоны, материал оказывается той самой последней каплей, после которой начинается большая игра под названием «Мы против платного томского Интернета». Одним из возможных инициаторов, и, как минимум, игроков данной широкомасштабной PR-акции является фирма Kvadro.net, на хостинге которой размещается сайт http://freenet.kvadro.net. Момент выбран удачно – сайт, содержащий, по сути дела, только пару ссылок на вышеупомянутые материалы, призывы к «свержению тирана», а также баннер акции «Мы против платного Интернета» (оснащенный не самым приличным названием соответствующего IRC-канала), выполняет роль катализатора, объединителя возмущенных и виртуального штаба «большой игры». Блестящий пример использования кризисной ситуации в своих интересах. Вообще, вопросы «удачного» и «неудачного» PR так и витают над всей этой круто заваренной кашей, и мы еще вернемся к ним в этой статье. В течение субботы и воскресенья, возмущение в Тонете неожиданно начинает набирать обороты и разрастаться, как снежный ком. Видимо, сказывается нереализованная потребность в социализации у молодежи – человек, как ни крути, животное общественное. А после отмены пионерии, комсомолии и прочих советских объединительных институтов, ничего реально стоящего взамен, так и не возникло – если не считать редкие островки «Наших», «Ваших» и «Прочих» попыток политизировать юные умы. Зато возник Интернет. И стал почти религией для иных его пользователей, и тем самым объединяющим и сплачивающим началом, которое не признает придуманных «взрослыми дядями» границ, в чем бы они не выражались – в запрете ли публично материться, или в прекращении предоставления «халявного трафика». Не будем останавливаться сейчас на подробном разборе всех тех аргументов «за» и «против» отмены бесплатного трафика между томскими провайдерами, которые бурно выплескивались на страницы форумов и чатов в течение двух дней. Это тема для отдельной статьи, к которой я вернусь в самое ближайшее время. Речь сейчас о другом. О том, что происходит после массированной психологической атаки пользователей Интернета на томский филиал ОАО «Сибирьтелеком». Надо заметить, что выступления не ограничиваются только криками «Долой!», а начинают приобретать все признаки готовящейся «Зарницы»: активисты рисуют на коленк… пардон, верном планшете, свежие листовки и транспаранты, готовят письма во все возможные властные инстанции и союзы по защите прав потребителей, обсуждают предстоящий митинг (определение которого колеблется от гламурного флэшмоба до жесткого формата «Ленин на броневике»). В общем, развивают очень кипучую деятельность по подготовке революционного выступления против «душителей свободы». Конечно, в качестве одного из главных аргументов революционеров начинает прорезаться не завуалированный шантаж: «А вы (подразумевается видимо, не только филиал ОАО «Сибирьтелеком», но и все прочие «плохие злые дяди») помните про то, что саммит на носу? А вот мы как выйдем с плакатами на немецком языке, отольются вам наши пять копеек за мегабайт тогда горючими слезами!». Вполне, знаете ли, грамотный ход – скромно, и со вкусом. Даешь бесплатный Интернет… В воскресенье (!) вечером, после первой офф-лайн акции, проведенной пользователями сети Scalpnet, говорят, не отличившейся многочисленностью, но, тем не менее, имевшей место быть, неожиданно появляется официальная реакция томского филиала ОАО «Сибирьтелеком» на разворачивающуюся «большую игру». Пресс-релиз опубликован на сайте компании, и снабжен любопытным заголовком: «Кому нужна фальсификация о введении внутригородского трафика на территории г. Томска?». Далее следует еще более любопытный текст: «В ответ на появившиеся в СМИ публикации, о вводе оплаты за трафик в размере 5-10 коп./Мб, Томский филиал ОАО «Сибирьтелеком» сообщает: - введение данного тарифа запланировано только за внутриобластное продление - будет введена дифференцированная оплата в зависимости от расстояния от райцентра до областного центра (г. Томска). В интервью заместителя директора Томского филиала ОАО «Сибирьтелеком» А.И. Махорина о тарификации трафика внутри городской сети заявлено не было. Введение тарифа для г. Томска в Томском филиале никогда не планировалось и не рассматривалось». Возникает вопрос – как в таком случае интерпретировать данную фразу: «…первый шаг будет сделан о введении какого-то ну формально небольшого тарифа на территории Томской области вот, нас волнует Северск, Стрежевой, Колпашево, а потом это будет и в Томске»? Конечно, вполне вероятно, что никто (в том числе, и сами пользователи), не ожидал настолько сильного резонанса вокруг возможной отмены бесплатного внутригородского трафика. Но даже в этом случае реакция провайдера вызывает удивление. Худой мир, безусловно, лучше доброй ссоры, да еще и накануне саммита, но как же, в таком случае, пользователям теперь понимать действительную позицию компании касаемо пресловутой «халявы»? То, что переход на платный внутригородской трафик рано или поздно состоится, вызывает мало сомнений – законы коммерции еще никто не отменял, и даже самого горячего желания пользователей томской городской сети в их попрании, окажется недостаточно. На мой, сугубо личный, взгляд, ситуация в будущем будет развиваться примерно следующим образом – сейчас, когда скандал стихнет, а саммит благополучно состоится, будет введена минимальная тарификация за внутриобластной трафик, а ближе к осени, когда утомленные нарзаном и летними шашлыками пользователи подзабудут весенний гормональный зуд в крови, появится и внутригородская тарификация. Вероятнее всего, к этому моменту к вводу минимальной оплаты за томские мегабайты будут готовы и остальные операторы и провайдеры. Не суть важно, каким именно шоколадом обольют эту «конфетку», факт тот, что революции дважды на одном месте не свершаются. И так, постепенно, тихо и без лишнего шума, Тонет скользнет в новое измерение, в котором не будет «халявы». Во многом (рискую навлечь на себя гнев половины Тонета), это пойдет на пользу Томскому Интернету, вопреки всем утверждениям, что подобный шаг провайдеров убьет уникальную среду. Почему на пользу? Да потому, что Тонет, из всеобщей игрушки, наконец-то сможет превратиться в серьезную структуру, которая наконец-то обретет известность благодаря серьезным сетевым проектам, а не терабайтам перегоняемой музыки и фильмов. Почему это произойдет? Потому что отношение к коммерческой среде всегда будет серьезнее, чем к среде развлекательной и априори бесплатной, потому, что в Тонет наконец-то начнут вкладывать деньги, которых сейчас катастрофически не хватает на развитие нормального Интернет-проектирования, а не создания под копирку множества «хомяков» и «супир-порталов». Простите мне сей пируэт, глубокоуважаемые читатели – но сетевой журналист, как никто, в данной ситуации, имеет право на собственную, выстраданную точку зрения. И на ее озвучивание. Я глубоко сочувствую тем, кому окажется не по карману пользоваться услугами Интернета в прежнем объеме. Я точно так же сочувствую одной телекоммуникационной компании, которая не смогла удержать на своих плечах тяжесть борьбы с менталитетом Тонетовцев и странным образом отступила с поля боя. Я сочувствую тем коммерсантам, чей оплаченный канал забит чужими фильмами и «прогами», не позволяя нормально работать удаленным офисам. Ну а PR - с этой субстанцией раз на раз не приходится, сложная все-таки штука, связи с общественностью… Ипполит Недоверов, специально для "Томского Обзора"