18+
18+
РЕКЛАМА

Косово на Кавказе

Ситуация на Кавказе накаляется: Грузия и Россия могут вскоре начать войну за объявившую о своей независимости республику Абхазия. Исторический конфликт в регионе обостряет центральный вопрос: а правомерно ли отказывать абхазцам в независимости, которую совсем недавно получило Косово?

У Джона Маккейна появилась новая тема: "Мы должны показать России, что она не может свободно заниматься политикой, которая подрывает суверенитет Грузии", – заявил кандидат в президенты США от республиканцев и бывший военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях. Он имеет в виду Абхазию, непризнанную международным сообществом республику в горном регионе на Черном море.

Ситуация в Абхазии в последние месяцы постоянно накалялась: один член кабинета министров Грузии даже заявил об угрозе начала войны между Грузией и Россией. США также предостерегают Москву от эскалации. Москва усилила свое военное присутствие в мятежном регионе.

Регион, по своей величине сравнимый с территорией Гамбурга, входит, по определению ООН, в состав Грузии. Однако от Грузии ничего не осталось на границе между Россией и Абхазией, которая проходит по речушке под названием Псоу. Пограничники по абхазскую сторону границы говорят по-русски, зарплату они получают в российских рублях, а не в грузинских лари. Над их головами реет флаг, на котором на фоне зеленых и белых полос на красном прямоугольнике изображена белая рука: "Символ приветствия, адресованного гостям и друзьям", – как говорят абхазцы.

Де-факто государство из сталинской эпохи

В республике Абхазия есть все, что необходимо государству, начиная с народа, гимна и конституции, полиции, армии и спецслужб и заканчивая государственными школами и университетом в столице Абхазии Сухуми. И только посольств иностранных государств здесь нет.

Это де-факто государство возникло почти так же, как и признанное теперь многими западными государствами Косово. До момента развала Советского Союза Абхазия была "автономной республикой" в составе Грузинской ССР. Эту конструкцию создал Сталин, по приказу которого в регион было переселено большое количество грузин.

После Октябрьской революции в России Абхазия сначала стала отдельной советской республикой. Однако мнимая автономия в составе Грузии уже вскоре после смерти Сталина вызвала волну протестов со стороны абхазцев. После того, как в 1989 году Грузия захотела отделиться от СССР и тем самым от России, конфликт стал набирать новые обороты. Население Абхазии – а вместе с ним и многочисленные армяне – хотели остаться в многонациональном государстве вместе с Россией. Грузины, напротив, считали регион неотъемлемой частью своего будущего государства.

В июне 1992 года Грузия вошла в состав ООН – в советских границах.

Вторжение Грузии привело к войне

14 августа 1992 года Грузия ввела свои войска на территорию Абхазии, что тут же натолкнулось на массивное вооруженное сопротивление со стороны абхазцев. Грузины, переоценившие свои силы, не ожидали подобной реакции. Абхазия с настоящим фанатизмом мобилизовала мужскую часть своего населения, а также молодежь и женскую его половину, которые оказывали сопротивление. По ледяным горным ручьям женщины доставляли партизанам в горы оружие.

В ходе войны, продолжавшейся год, горному народу удалось победить грузинских интервентов. Абхазцы получали поддержку от русских и добровольцев с Северного Кавказа. Бои продолжались вплоть до конца сентября 1993 года. С обеих сторон погибли несколько тысяч человек. Как грузины, так и абхазцы избивали и калечили друг друга, убивали. Вскоре отношения между абхазцами и грузинами были полностью испорчены.

Страна и прежде всего столица Сухуми лежала в руинах. Более 200 тыс. человек, среди них большинство проживавших в Абхазии грузин, бежало в Грузию.

С 1994 года российские миротворцы, наделенные мандатом СНГ при поддержке ООН, гарантируют хрупкое перемирие. При президенте Владимире Путине 90% жителей Абхазии получили российские паспорта – единственный способ покинуть небольшую страну. Русские таким образом не только предотвратили кровопролитие. Они тем самым гарантировали и статус-кво и практически укрепили абхазскую государственность, что привело в ярость грузинских политиков.

Многие беженцы не вернулись обратно

Только около 45 тыс. грузинских беженцев, по оценкам ООН, вернулись в Абхазию, большинство из них осело в Гальском районе на юго-востоке региона. Абхазцы противились массовому возвращению беженцев – они опасались, что грузины могут вновь стать этническим большинством в республике.

Чтобы подтвердить эту аргументацию, абхазцы хитро ссылались на пример основанной 60 лет назад небольшой страны, власти которой до сих пор упорно и с успехом отказываются давать добро на возвращение беженцев. Речь идет об Израиле.

Но именно на это этническое неравенство и нацелена политика грузинских властей, которые осторожно предлагают республике "широкую автономию" – при которой абхазцы стали бы меньшинством в своей собственной стране, которым можно пренебречь. Авторитарный президент Грузии Михаил Саакашвили еще летом 2004 года продемонстрировал, как он относится к автономным регионам. Тогда он не долго думая приказал ликвидировать автономность республики Аджария.

То "братья и сестры", то "варвары"

Насквозь пропитанное шовинизмом грузинское руководство с трудом скрывает свое презрение в отношении абхазцев. Саакашвили время от времени публично обращается к абхазцам как к "братьям и сестрам", подтверждая во время этих выступлений "великую культуру" абхазского народа. По словам грузинского президента, он хочет защитить их "в воссоединившейся Грузии". Но насколько серьезны эти жесты примирения, демонстрирует его выступление перед грузинскими ветеранами абхазской войны в конце февраля.

Грузия, по словам Саакашвили, потеряла контроль над Абхазией только из-за "неспособности и предательства" – ни слова сожаления по поводу того, что именно грузинские власти пошли войной на обхаживаемых им сейчас "братьев и сестер". Он объединит Грузию в ближайшие 5 лет, пообещал Саакашвили. Он уже обещал сделать это в январе 2004 года перед своим первым президентским сроком.

Выбранное абхазцами правительство он назвал "сепаратистским руководством", которое "виновно во многих преступных деяниях". Выступая недавно перед молодыми "Патриотами", подконтрольной государству молодежной организацией, Саакашвили даже заявил о том, что Сухуми захватили "варвары".

Политическая элита Грузии не хочет признать, что в результате войны она потеряла Абхазию – примерно так же, как после Второй мировой войны Германия потеряла расположенную на востоке Шлезию и Восточную Пруссию. Абхазия предлагает начать переговоры по заключению договора об отказе от обоюдного применения силы, для того чтобы предотвратить еще одну войну. Грузия к этому не готова.

Территориальная целостность как фикция

Президент Грузии видит в абхазском де-факто государстве не равноправного партнера, а скорее разбойника с большой дороги. Тот факт, что в небе над Абхазией летают грузинские беспилотные самолеты-разведчики, он считает нормальным, поскольку это, по его словам, происходит "над нашей территорией". При этом договор о перемирии запрещает военные акции в приграничных районах.

В августе 2006 года по его приказу – с нарушением соглашений о перемирии – в верхнюю часть Кодорского ущелья на северо-востоке Абхазии, потенциальное место начала наступления на Абхазию, были направлены грузинские войска. Для Саакашвили это не представляет проблемы – ведь, с его точки зрения, Абхазия и так является частью Грузии.

Среди абхазцев укрепилось мнение, что Саакашвили стремится к "Абхазии без абхазцев". В ходе оживленных дебатов между властью и оппозицией "автономия" в составе Грузии вообще не обсуждается. В 1994 году в республике Абхазия появилась собственная конституция, в 1999 году население республики проголосовало в ходе референдума за независимость.

Дискуссии ведутся исключительно о том, как и при поддержке каких международных партнеров можно добиться признания этой независимости. При этом абхазские политики рассчитывают не только на поддержку России, которая отменила в середине апреля экономическую блокаду соседнего региона, но и на понимание в Европе.

Косово на Кавказе

В то время как официальная политика ЕС в отношении конфликта вокруг Абхазии все еще проходит под флагом "территориальной целостности" Грузии, который, однако, уже был приспущен в Косово, некоторые эксперты на Западе мыслят шире. International Crisis Group в результате одного исследования пришла к выводу, что "абхазцы чувствуют, что Грузия не может гарантировать их безопасность".

Немецкий дипломат и знаток реалий на Кавказе, бывший представитель генсека ООН по вопросам урегулирования грузино-абхазского конфликта Дитер Боден подверг критике политику Саакашвили, которая, по его словам, таит в себе "опасность нового вооруженного конфликта".

Боден критикует и "двоякую роль России", которая, с одной стороны, хочет выступать в качестве посредника, а с другой – оказывает сильное политическое влияние на абхазскую сторону. Дипломат задается вопросом, который отсылает в будущее: "А правомерно ли отказывать абхазцам в том, что косовары уже получили?"