Томские лоси хранят ДНК древних животных

Ученые Биологического института ТГУ выяснили, что на территории Западной Сибири сохранились лоси, ДНК которых практические не менялись в течение тысячелетий, сообщает пресс-служба вуза.

Уникальные лоси обнаружены в юго-восточной части Западной Сибири. Помощь в их открытии оказали охотники Томской области, которые вместе с лицензией на добычу животных получали набор для взятия опытных образцов и небольшую анкету.

После проведения генетического анализа образцов ученые систематизировали данные и сравнивали их с данными из международной компьютерной базы Генбанк (GenBank). Так зоологи ТГУ обнаружили неисследованные ранее генетические линии, на основе сходства которых и смогли сделать вывод о существовании новой западно-сибирской гаплогруппы лосей, близких по строению ДНК.

«Западная Сибирь остается „белым пятном“, молекулярные исследования животных здесь почти не проводятся. Это открытие подтверждает наличие рефугиума, то есть места с благоприятными условиями, на юге нашего региона, где во время глобальных похолоданий могли сохраняться группировки лесных видов животных», — отмечает сотрудник кафедры зоологии позвоночных и экологии БИ ТГУ Ольга Немойкина.

По ее словам, для анализа использовался фрагмент митохондриальной ДНК, которая не подвергается рекомбинации, то есть за все время — от древних лосей до наших современников — в нем происходили только мутационные изменения. При этом, согласно гипотезе о молекулярных часах, мутационный процесс идет с определенной скоростью: на появление и закрепление одной мутации в использованном учеными фрагменте ДНК требуется порядка трех тысяч лет.

Ученый подчеркивает, что лось Западной Сибири отличается высоким для лосей уровнем генетического разнообразия. Это позволяет предположить, что у других лесных видов Томской области можно найти необычно высокое генетическое разнообразие.

«В силу того, что высокое генетическое разнообразие популяций повышает вероятность их выживания при изменениях условий среды, дикая природа именно Западной Сибири может выступать „хранилищем“ такого разнообразия для тех видов, которые здесь широко представлены», — говорит Ольга Немойкина.

Следующим шагом зоологов станет выявление закономерностей между генотипом и обликом нового вида лосей.

Хроники томского парламента.
Третий созыв. 2002-2007 годы.
Звездный состав

8 апреля 2024

В Томске появился новый арт-маршрут с заплатками о литературной истории города

В Музее истории Томска появился Rönisch 1926 года

22 апреля 2024

Время возможностей. В Томской области прошла Всероссийская ярмарка вакансий

18 апреля 2024

Хроники томского парламента.
Четвертый созыв. 2007-2011 годы.
Многопартийная Дума