Образование и наука, ТГУ, Томские новости, Томск ТГУ Красноярский край ученые палеонтологи динозавры мамонты раскопки останки Томские палеонтологи обнаружили в Красноярском крае новое местонахождение динозавров и мамонтов (ФОТО)

Палеонтологи Томского госуниверситета во время экспедиции в Ачинском районе Красноярского края обнаружили неизвестное ранее местонахождение динозавровой и мамонтовой фауны. В разрезе Большой Илек найдены остатки динозавров, а над ними — горизонт с костями мамонтов, сообщает пресс-служба вуза.

Главной задачей поездки группы под руководством заведующего лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Сергея Лещинского был не поиск ископаемых организмов, а детальное стратиграфическое описание всей толщи разреза. Но в процессе геологических исследований ученым удалось обнаружить остатки крупных травоядных (предположительно, зауроподов и стегозавров) и хищных динозавров. В «мамонтовом уровне» найдены кости мамонтов, носорогов и хищников.

«Относительно остатков мамонтовой фауны интересно отметить, что это, в основном, фрагменты, хотя их условия залегания субаэральные — то есть они захоронены не в воде, а на земной поверхности. Как правило, кости в таких случаях находят выветренными, но относительно целыми, а тут практически все сломаны. Погрызов хищников на них мы не нашли, поэтому, возможно, здесь „поработал“ и древний человек», — рассказывает Сергей Лещинский.

Исследовать обнажение ученым было сложно: разрез высотой от 40 до 60 метров на одних участках сильно зарос растительностью, а на других представляет собой отвесные обрушивающиеся стены. В результате участникам экспедиции приходилось много копать и одновременно использовать альпинистское снаряжение.

«До настоящего времени этот очень крупный разрез в мезозойской части палеонтологически был почти «немой», то есть в древних отложениях встречалась только редкая пыльца вымерших растений. Хотя местные жители иногда находили в осыпях обломки крупных костей и зубов, они принадлежат мамонтам и происходят из относительно молодых осадков плейстоцена — вероятно, не древнее 30 тысяч лет. Теперь мезозойская часть разреза имеет палеонтологическое обоснование своего возраста — раннего мела (вероятно, 120–100 млн лет назад), что очень важно для палеонтологии и стратиграфии. Изучая эти остатки, мы можем уточнить возраст отложений, — говорит ученый.

По своей структуре новое местонахождение напоминает Шестаковский яр в Кемеровской области, где находится одно из самых крупных скоплений динозавровой и мамонтовой фауны в России. Сергей Лещинский рассказывает, что эти два разреза очень близки по геологическому строению и единственное, чего пока не нашли в Большом Илеке, — это артефактов палеолита (древнекаменного века человечества).

Ученые ТГУ планируют продолжить исследование уникального разреза в Красноярском крае.

«Ростелеком» поддержал томскую Масленицу