18+
18+

Распределение внимания при пилотировании самолета

9 сентября 2011

Известно, что процесс пилотирования самолета при выдерживании установившегося режима полета заключается в том, что летчик стремится предотвратить отклонение самолета от положения равновесия, а если отклонение все же произошло - действиями рулей вернуть его в это положение.

Отклонение самолета от положения равновесия показывают авиагоризонт и вариометр (приборы пилотирования). Они практически безынерционны. А показания приборов контроля режима запаздывают, и следовательно заметить по ним нарушение равновесия самолета можно только тогда, когда накопится уже значительная ошибка. Поэтому, чтобы с максимальной точностью пилотировать самолет, следует больше внимания уделять приборам пилотирования, предотвращая малейшее стремление самолета к отклонению от положения равновесия, а вот приборам контроля режима уделять тем меньше внимания, насколько точнее пилотируется самолет. При распределении внимания между приборами пилотирования следует предпочтение отдать авиагоризонту, так как он дает возможность отслеживать положение самолета по крену и по тангажу, а вариометр используется только для уточнения степени этого отклонения от равновесия в продольном отношении. Кроме того, к этой паре приборов можно применить ту же логику рассуждений, что и к двум группам приборов (пилотирования и контроля). Если наблюдается многократное одностороннее отклонение показаний авиагоризонта, нужно переключить внимание на вариометр и устранить начавшееся нарушение режима.

В связи с тем, что авиагоризонт безынерционен, а показания вариометра запаздывают, пилотирование будет более точным, если за отклонениями самолета по тангажу следить по показаниям авиагоризонта. Для этого нужно, установив заданный угол тангажа, запомнить положение отметчика тангажа на шкале авиагоризонта и следить за тем, чтобы он не уходил с этого места. Частота перехода от наблюдения за приборами, к наблюдению за приборами контроля будет определяться данными условиями полета. Навыками летчика, устойчивостью самолета, состоянием атмосферы, задачей, стоящей перед летчиком по выдерживанию режима, и т. д. В общем же виде это правило сформулировать можно так: чем точнее летчик пилотирует самолет, т. е. чем меньше, реже и кратковременное будут отклонения самолета по крену и тангажу от заданных значений, тем реже можно переводить внимание на приборы контроля режима полета.

На какой же из приборов контроля режима следует посмотреть в первую очередь? Если летчик заметил, что в процессе выдерживания режима полета чаще возникает левый крен, и стрелка вариометра равномерно с незначительными отклонениями колеблется около нуля, то, прежде всего, нужно проверить курс самолета, т. е. перевести взгляд на компас, тем скорее, чем существеннее и продолжительнее отклонения по крену. Если же отклонения небольшие и происходят равномерно в обе стороны, но вариометр при этом отклоняется значительно и преимущественно в одну сторону, то в первую очередь необходимо обратить внимание на высотомер и тем раньше, чем больше и долговременнее одностороннее отклонение стрелки вариометра.

Итак, на основании анализа режима горизонтального полета нами выявлены основные принципы разделения внимания в полете по приборам. Эти принципы дают возможность путем несложного логического анализа выбрать наиболее рациональный порядок переключения внимания на приборы и в любом другом установившемся режиме: наборе высоты, снижении, развороте (вираже).

Источник: http://www.npmavia.ru/