ОтСлушка с Александром Арляповым - RADIOHEAD "In Rainbows"

RADIOHEAD "In Rainbows" (Radiohead, 2007) О той буре, которую произвели Radiohead самим способом выпуска своего нового альбома через Интернет, написано уже много, копий (не экземпляров, а "оружия") в полемике поломано немало, эпитеты применены самые высокопарные (про "новую революцию", "конец музыкальной индустрии" и прочее). Я, пожалуй, даже не буду особо останавливаться на всех этих вещах, тем более, что 1 января альбом наконец-то увидел свет на традиционном CD-носителе, и теперь есть смысл говорить собственно о нём самом - как музыкальном произведении. Если описывать его буквально в нескольких словах, то это своеобразная квинтэссенция всего того, что Radiohead дали современной музыке за годы своего существования: туманный меланхолический рок с внятными фортепианными мелодиями и непритязательными гитарами сочетается с чётким упругим битом и шероховатой индитроникой. Группа во главе с Томом Йорком по-прежнему столь же хорошо владеет "живым" инструментарием, сколь и сэмплерами, грув-боксами и прочими "умными машинками". Уже открывающая альбом вещица "15 Step" становится яркой иллюстрацией к этому описанию. Столь же взрывные (местами - чуть ли не до эпилептической припадочности) "Bodysnatchers" и "Jigsaw Falling Into Place" - практически готовые инди-рок хиты. Красивые, хоть и неравнозначные (иногда доходящие в этой красоте до эпического просто размаха, иногда скатывающиеся к банальной слезливости) медляки "Nude", "All I Need", "Reckoner" и "House Of Cards". Может, этот альбом и не шедевр - но это, безусловно, диск, которого ждали многие (и я в их числе), и который ожиданий ничуть не обманул. Непросто быть группой с таким багажом и такими достигнутыми высотами - и при этом не разложиться заживо и не уйти в небытие, решив, что всё, потолок достигнут. В каком-то смысле, альбом показателен: группа преодолела некую "клиническую смерть" и по-прежнему более интересна и изобретательна, и менее пафосна, чем многие коллеги (от U2 и R.E.M. до Muse и Coldplay). Пациент скорее жив, чем мёртв, да ещё как жив: пепел Клааса всё так же стучит в его беспокойное сердце, заставляя делиться с нами всем сокровенным и задавать вопросы, не боясь отсутствия ответов.