ОтСлушка с Александром Арляповым - GOGOL BORDELLO "Super Taranta!"

GOGOL BORDELLO "Super Taranta!" (Side One Dummy, 2007) Если в пост-советском кинематографе вдруг появится свой Кустурица, ему можно дать совершенно беспроигрышный, хотя и гипотетический совет: за заводной и небанальной музыкальной дорожкой обращаться стоит не к Сергею, например, Шнурову, а прямо к Евгению Гудзю и его вызывающе неформатному ансамблю Gogol Bordello. Карпатский фольклор, цыганская вольница, панковская стихия, карибская расслабленность, еврейская застольная печаль - всё бурлит и пенится в его музыке, которую он сам называет цыганским панком, а Gogol Bordello - нью-йоркской командой. С одной стороны, в этом есть своя глобалистская правда, а с другой - антиглобализма тут не меньше, чем в иных творениях Ману Чао (кстати, актуальной проблеме глобализации посвящен агрессивно-металлический и немножко карикатурный гой-плач "Your Country"). Что до Нью-Йорка, то вряд ли где-то ещё мог бы появиться ансамбль, в котором - на момент записи четвёртого альбома "Super Taranta!" - играли китаец из Шотландии и американка родом из Таиланда, эмигранты из Эфиопии, Эквадора, Израиля, России и Украины. И всё это во главе с украинским эмигрантом, который поёт: "Я не еврей, но кое-что похоже, соврать не даст ни Юра, ни Серёжа". И тут же рифмует с классической фразой: "Да, я шут, я циркач, так что же?" Гудзь явно знает о музыке и жизни нечто такое, "что и не снилось нашим мудрецам", и отголосками самых разных культур пропитался, как крестьянин трудовым потом. И "зажечь" может не только эмигрантский кабачок, но и многотысячную толпу на британском Гластонбэри или на фестивале "Live Earth" (где Gogol Bordello выступили, ни много, ни мало, вместе с Мадонной). На "Super Taranta!" в фирменный цыганско-гуцульско-панковский замес добавились новые компоненты: та самая тарантелла вкупе с лезгинкой (в заглавном треке "Super Taranta!"). Музыканты, особенно скрипачи, то и дело теряют географическую ориентацию и приписывают гуцулам еврейскую скорбь, а цыганам - панковскую удаль. Полный "Tribal Connection"! Правда, главной новостью стали некие печальные нотки - такого количества тоски подспудной раньше вроде не отмечалось. Впрочем, грусть-тоску "гоголевский бордель" успешно заливает водкой ("Alcohol"), заедает женщинами и вымещает в безудержном диком танце. Рвения и энтузиазма при этом у команды столько, что хватило бы на небольшую электростанцию. Самая безумная вещь - это, вероятно, "Suddenly... (I Miss Carpaty)", кудряво закрученный клубок страстей, в котором так и непонятно, где кончаются Карпаты и начинаются Балканы, где замолкают гуцулы и всем табором вступают сумасшедшие цыгане, и наконец, причём тут Римский-Корсаков? У музыкантов Gogol Bordello нет никакого академического пиетета к "народной сокровищнице", зато есть страстная до помешательства любовь к фольклору как к живой стихии, что характерно, взаимная. "Super Taranta" - это ещё одна маленькая, но едкая капля, которая должна подтачивать булыжник глобализации, подвешенный над нашими головами.