ОтСлушка с Александром Арляповым - HAPPY MONDAYS "Uncle Dysfunktional"

HAPPY MONDAYS "Uncle Dysfunktional" (Factory Records, 2007) В каком-то смысле это символично – то, что одна из самых ярких групп периода рэйв-истерии 80-х, распавшиеся в 1992-м году манчестерцы Happy Mondays, вернулись на сцену аккурат во время волны новой моды на так называемый nu-rave, то есть, попросту говоря, танцевальный рок. Вернулись, кстати, без лишней помпы и как-то даже по-партизански, не выпуская хит-синглов. "Uncle Dysfunktional" - их седьмой студийный альбом, записанный после пятнадцатилетнего перерыва. Фронтмен Шон Райдер в годы «затишья» занимался сольным творчеством и даже организовывал новую группу Black Grape, но особого успеха не имел. Однако захлестнувшая мир в последние пару лет волна реюнионов и камбэков оказалась способной разбудить даже мёртвого. Дополнительным стимулом послужила возродившаяся культовая популярность Мэдчестера вообще и Happy Mondays в частности после фильма Майкла Уинтерботтома “24 Hours Party People”. И вот недавно Шон в очередной раз реанимировал свою команду, на паях с ещё двумя участниками классических Happy Mondays – безумным торчком Марком «Безом» Берри и барабанщиком Гари Уэленом. Лишь брат Шона, Пол Райдер, наотрез отказался воссоединяться. Фишкой Happy Mondays всегда было несколько «хамоватое» звучание и лёгкая разбалансированость песен – будто их писали левой ногой, придуриваясь и не воспринимая всерьёз. Поэтому неудивительно, что при прослушивании "Uncle Dysfunktional" создается ощущение, что Райдер и компания откровенно глумятся не только над нынешней поп-музыкой, но и над слушателем. Расхлябанный тягучий фанковый грув, грязноватый саунд, квакающие гитары, госпел-распевки вперемешку с частыми речитативами – всё это снова на месте. Ну и конечно, фирменный вокал Шона Райдера: голос звучит так, как будто вокалисту выбили половину зубов и утешили его бесплатной жвачкой, потому что Райдер не пропевает, а словно прожёвывает слова. Единственное бросающееся с глаза отличие от былого звучания «Счастливых Понедельников» - куда большая, чем раньше, психоделичная вязкость, отсылающая скорее к Primal Scream. Особенно характерен тут рэгги с речитативом “Deviantz”, в котором Шон на пару с приглашённым мастером речёвок Микки Авалоном глумится над рэпом. А в "Cuntry Disco" он уже на фоне слайд-гитары шепелявым голосом передразнивает кантри-звёзд. Ещё одная «адская» стилизация – "Anti Warhole On The Dancefloor", которая вполне могла бы стать идеальным попсовым R&B-номером, если бы не обкуренный голос Шона, дурацкие бонги на заднем фоне и ёрническое название трека. Зато в "Rush Rush" отдает дань уважения фанку, сопровождая своё веселое бормотание подвижной басовой партией. Ну а, скажем, “Jellybean” и вовсе вещица с хорошим хитовым потенциалом – что твой Gorillaz! Пожалуй, Happy Mondays удалось то, чего тщетно пытаются достичь многие воссоединённые группы: несмотря на солидный возраст и изменившийся расклад на современной сцене, они сохранили свой сумасшедший кураж и наплевательское отношение к стандартам, звёздам и стилистическим рамкам. И это замечательно: великовозрастные шалопаи реанимируют заветы рэйв-сцены 90-х куда как более достойно, чем волна новомодных "ню-рэйв" команд.