ОтСлушка с Александром Арляповым - R.E.M. "Accelerate"

R.E.M. “Accelerate” (Warner, 2008) Попавшие год назад в Зал Славы Рок-н-ролла отцы американского альт-рока R.E.M. явно не захотели почивать на лаврах. Результатом стал этот крайне живой и драйвовый альбом. Причём, что характерно, побудительный мотивом и катализатором к его записи послужила даже столько не политико-социальная озабоченность и анти-бушевское мессианство Майкла Стайпа, сколько элементарный инстинкт творческого самосохранения. Группа явно устала быть прихрамывающей «трёхногой собакой» и ходит на грани между пафосом и полной импотенцией. «Если мы сделаем ещё один слабый альбом – это конец, – откровенно высказывался Стайп. – Тут уже не до шуток». Он же признался, что лучше всего ему работается под давлением, будучи, так сказать, загнанным в угол. Результат не замедлил сказаться – 14-й студийный альбом R.E.M., записанный в состоянии продуктивной творческой злости на 25-ом году их рекординговой карьеры, стал и своеобразной самореализацией, и реабилитацией в глазах поклонников и критиков. За 25 лет R.E.M. совершили уже столько открытий в музыке и нахватали с неба столько звёзд, что соорудить нечто решительно новое и ни на что не похожее уже вряд ли могут. Но, во-первых, «руки-то помнят» и порох ещё, где надо, имеется, а во-вторых, вовремя поднесённой к их пороховому заряду спичкой явно послужил продюсер Джекнайф Ли. Общий саунд гаражного рока – это заслуга, в том числе, и его. Этот хитрый гений микшерного пульта – даром, что электронщик – известен своим умением делать простое сложным: превращать воду лаконичного гитарного звука в вино крепкого сколоченного и размашисто слепленных музыкальных полотен. Он проделывал такие фокусы с Kasabian, Bloc Party и U2 – теперь настала очередь R.E.M. Группа словно бы нырнула за вдохновением во вторую половину 80-х – и вынырнула с пачкой драйвовых гитарных риффов, чётких, рубленых ритмов, упругих мелодий, толковых, вдумчиво-политизированных текстов, уже расхватанных критиками на цитаты. Одно из самых коротких творений в дискографии группы, 35-минутный альбом, тем не менее, заключает в себе много интересного. Бодряческие боевики “Living Well Is The Best Reverence” и “Supernatural Superserious”, фирменные стайповские драматичные баллады “Houston” и “Until The Day Is Done”, явно наследующая Velvet Underground “Mr. Richard”, воинственно-красивая шумовая пьеса “Sign for the Submarine”, и наконец, совершенно бесподобное в своём шизофреническим драйве глэм-роковое творение “I’m Gonna DJ” (как будто Игги Поп записал песню T.Rex вместе с какими-нибудь The Horrors).