ОтСлушка с Александром Арляповым - PORTISHEAD "Third"

PORTISHEAD “Third” (Island, 2008) Неясные слухи о том, что якобы впавшие в летаргический сон боги бристольского музыкального эскапизма, получившего название «трип-хоп», группа Portishead, на самом деле вроде бы работают над новый альбомом, витали в воздухи и кочевали по интернету и страницам профильных изданий уже несколько лет. И вот, наконец, плод нечеловечески долгих поисков себя (этакий абсолютный гимн перфекционизму) увидел свет. Третий студийным лонгплей за 17 лет существования группы, так и названный – “Third”. Сразу по появлении, продукт, оказался, мягко говоря, далеко не всеми понят. Преданные фанаты в частности и завзятые скептики вообще тут же нашли в нём массу изьянов. В вину альбому поставили многое: и то, что первый трек обрывается как-то вдруг; и то, что голос Бет Гиббонс, дескать, уже не такой надрывно трагичный и пронзительный, как раньше; и то, что исчезли привычные уху коллажи из меланхоличных сэмплов и винилового шороха. На самом деле, то, что всё будет иначе и не так, как раньше, можно было предсказать без особого труда, помня о ревностном отношении изобретателей трип-хопа к своему изобретению (которое за эти годы взяли на вооружение несметные толпы последователей, среди коих Morcheeba или Hooverphonic – далеко не худшие варианты). Проторенной дорожкой в такой ситуации не пошёл бы, наверное, всякий уважающий себя творец – и уж, тем более, такие перфекционисты, как наш объект разговора. Однако перфекционизм перфекционизмом, но нам-то, как настоящим меломанам, интересны не внешние обстоятельства и тараканы в голове Джеффа Барроу, а как раз особенности этого самого нового подхода. «Новое время – новый метОд», как пел когда-то один отечественный рокер. И тут, кстати говоря, многие упрёки можно, наоборот, записать в достоинства нового подхода и нового саунда. Альбом звучит столь свежо и ново, что не оставляет сомнений ни в том, что говорить о «творческой импотенции», по меньшей мере, глупо, ни в том, что, по большому счёту, перевёрнута новая страница в истории музыки под названием «трип-хоп». Главное новшество альбома – отказ от оркестровых сэмплов и строительства из них некоего звукового ландшафта. Теперь всё вживую, «ручками», теперь музыкант делает всё сам. По словам Барроу, «мы захотели стать группой в полном смысле слова». «Я убрал сэмплер на чердак ещё и потому, что боялся стать похожим на Мэдлиба». Музыка не складывается больше из кирпичиков, а нанизывается на ритмическую основу. Ритм стал отчётливее и жёстче. Мелодии отошли на второй план. Общее настроение альбома колеблется от мягкой меланхолии до по-настоящему зловещей атмосферы предчувствия то ли гипотетического, то ли вполне ощутимого конца. Звук тоже, как это ни странно прозвучит, по-хорошему зловещ (особенно в таких вершинах, как “We Carry On”) и местами винтажно психоделичен (как в “Small”). Что до вокала Бет – к своим 43-м годам она вышла на несколько иной уровень пения, голос теперь звучит не столь трагично, менее экспрессивно, но более человечно, и от того ещё более убедительно. Ведь в искусственно нагнетаемом трагизме остаётся лазейка для мыслей о том, что всё «понарошку», в нынешней же картине мира от Portishead всё так, как оно есть, и отступать некуда.