В театре "Скоморох" состоялась премьера спектакля по пьесе Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего"

«Спектакль сделан!» – заявил Олег Пермяков после предпремьерного показа «Записок сумасшедшего» 5 мая.В рекордно короткие сроки – за 20 дней – в театре куклы и актера «Скоморох» родился новый спектакль по произведению Николая Васильевича Гоголя. Выбор пьесы В беседе с журналистами перед «сдачей» спектакля, говоря о причинах выбора именно этого произведения к постановке, режиссер Олег Пермяков охарактеризовал сегодняшний день как время социальной и жизненной апатии, порождаемой незащищенностью, неверием в завтрашний день. «Я вижу, как голодают люди, всю свою жизнь посвятившие труду. Государство не может нас защитить». «Гоголь прячет за сумасшедшим домом пронзительного человека», - считает режиссер – постановщик. Аксентий Иванович Поприщин умеет любить, и он способен понимать механику жизни. А как только герой явственно формулирует, что такое уклад – любовь/нелюбовь; начальник/подчиненный… - это сразу попадает в зрителя. Об актёрах Спектакль сделан специально под двух актеров театра «Скоморох», учеников Олега Ремыча, - Елены Дзюбы и Юрия Орлова. «Через 12 лет я увидел повзрослевших людей, безумно любящим свою профессию, владеющих ею», - признается Пермяков. По мнению Олега Ремыча, режиссер должен быть педагогом, а у актеров должна быть школа. Художественное решение «Сначала всегда придумывается атмосфера спектакля, а потом она воплощается в декорации, которые являются лишь приспособления для актёров», - рассказывал на пресс-конференции художник – постановщик спектакля Николай Вагин. «В «Записках…» мы хотели сделать так, чтобы пространство могло мгновенно из замкнутого превращаться в безграничное. Мне кажется, что это удалось». По первоначальной задумке предполагалось вытащить на сцену кукол из прошлых спектаклей. Но, увидев площадку, постановщики решили, что прошлое театра обладает слишком мощной метафизикой, через которую сложно будет пробиться новым смыслам. У «Скомороха» есть зритель, хорошо знающий все его куклы. «Намоленность» в зале, в куклах не дает использовать прошлое театра. Поэтому решено было сделать всё новое. Мат.часть спектакля была создана в кротчайшие сроки – рождение нового пространства состоялось. О тандеме режиссера и художника Пермяков и Вагин работают в тандеме уже много лет. Николай Николаевич замечает: «Еще учителя Ремыча и мои учителя работали вместе. Наверно, поэтому, как только мы встретились, нам не нужны были слова, мы сразу стали общаться на полувздохах…». Об этом же говорит и Пермяков: «Мы с художником ползаем по сцене. Нюхаем кулисы, выходим на берег реки… Мы почти не говорим о пьесах. Говорим о жизни». Есть мнение Герои гоголевских произведений со школы мне представлялись односторонними чиновниками-честолюбцами, мечтающими об ордене или богатстве. Считая, что Аксентий Иванович не способен любить, что Софи интересует Поприщина исключительно как генеральская дочь, после просмотра спектакля я устыдилась такой плоской трактовки образа. Поприщин в исполнении актера Юрия Орлова - это не мелочный, злобный чиновник. Наоборот, он размышляет об устройстве жизни, понимает людские пороки. Аксентий Иванович на сцене театра «Скоморох» - чрезвычайно темпераментное воплощение мужества и свободы. В таком исполнении зрители понимают, отчего Поприщин сходит с ума, соглашаются, что быть нормальным в подобном обществе невозможно. В этих «Записках» зрители «читают» о себе и своих сводящих с ума проблемах. После просмотра на вопрос «какая фраза из спектакля Вас особенно зацепила?» все отвечали охотно и по-разному: «Достатков нет – вот беда»; «Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»; «Женщина влюблена в черта»… Поэтому, замечание Пермякова о том, что явственные формулировки механики жизни попадают в зрителя, оказалось абсолютно верным. Мастерски расставленные режиссером акценты помогли тексту Гоголя взволновать публику. Текст и фото: АнКу