Гастроли Бурятского театра оперы и балета в Томске

Бурятский театр оперы и балета не приезжал в Томск более 25 лет. В 60-80-х годах творческие коллективы из Улан-Удэ выступали в нашем городе ежегодно, но с начала перестройки, из-за экономических проблем, все сошло "на нет". Решить сложившуюся ситуацию помог договор, подписанный Президентом Бурятии Вячеславом Наговициным и губернатором Томской области Виктором Крессом, о развитии экономических и культурных связей между областями. Более 80 человек, 2 фуры с костюмами и декорациями прибыли в Томск на прошлой неделе. Творческий коллектив Бурятского театра оперы и балета привез в наш город балетные постановки «1000 и 1 ночь», «Лебединое озеро», «Жизель» и «Буратино». В организации гастролей Томск решал вопросы по транспортному обеспечению, проживанию, питанию и рекламе. Министерство культуры Бурятии выделило средства на оплату проезда и минимальное содержание труппы в туре. В то время, пока артисты готовились к выступлению, нам удалось встретиться с Людмилой Намсараевой, директором Бурятского театра оперы и балета, и Екатериной Самбуевой, художественным руководителем труппы, и поговорить в каком положении находится балет в России в наши дни: - Вашего театра не было в Томске более 25 лет, за эти годы сменилось много танцоров в труппе. Как вы оцениваете нынешнее ее состояние? Е.С.: Наша труппа на сегодняшний день в довольно приличном состоянии. Я не хочу сказать, что это самая классная труппа: тут есть и маленькие, и большие, и длинные, и худые. В столичные театры подбирают, у них есть такие возможности. Очень многое также зависит от серьезности отношения педагога к своей профессии и работе с учениками. Обязателен жесткий контроль и большие жесткие требования. Самое главное - не упустить. - А как вообще обстоят дела с педагогами в России, трудно найти хорошего мастера? Л.Н.: Сегодня в России не хватает специалистов. Старшее поколение педагогов-репетиторов уходит, а их подготовка крайне редка, особенно на периферии. Так происходит, потому что профессиональное искусство нуждается в решении больших социальных вопросов: заработная плата, квартиры и т.д. Учитывая сложнейшую ситуацию, очень многие уезжают в зарубежные страны, происходит большой отток. Подготовкой кадров занимается Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Новосибирск… и все. Е.С.: Также кого-то сложно найти, потому что явление балета стало массовым. Заканчивают всякие ГИТИСы и т.п. очень много человек. Даже в школах, обратите внимание, педагоги вынуждены учить двоечников-троечников, потому что им нужно количество. Но это не означает, что все они - качественные специалисты, которые нужны. Раньше в балет делали наборы только с 15-летним стажем. Сейчас тенденция пошла: «Давай молодежь!» Но молодежи нужно сначала поучиться. - Разве это плохо, когда так много молодежи, они стараются, занимаются, происходит развитие техники? Е.С.: В том-то и дело, что Русский балет всегда славился душой. Но в последнее время это уходит в погоне за техникой. Лишь бы накрутить, навертеть, прыгнуть, чтобы зритель ахнул – все идет на эффект. А что он там изображает, кого он там играет – просто машина. К сожалению, это появилось. Когда мы были в Украине, зрители постоянно вздыхали: «Ах! Как они играют!» Потому что в Украине главное – техника, а мы их удивили игрой. - Если говорить о технике, классический балет начал использовать современные танцевальные течения? Л.Н.: В чистом виде сегодня остались балеты Петипа, хореография Горского и Иванова. Есть классическая школа, которую не стоит «марать» нововведениями. И есть определенные сложности при внедрении новых форм в классику: все «пальцевые» всегда телом настроены на классическую школу, и когда им приходится работать в новой форме, то приходится «ломать» тело, это очень сложно. В США жанр мюзикл готовит универсального артиста, в России методика обучения такова, что жанры классики и современного танца разделены, что усложняет задачи. Е.С.: Конечно, перво-наперво – это классика. Сначала ноги, потом все остальное. Тем не менее, нельзя же жить одним только «Лебединым озером», время меняется. Поэтому много чего привлекается, все нужно пробовать и уметь. И мы в нашем театре пытаемся это привнести. Каждый год выпускаем новые спектакли, встречаемся с новыми постановщиками. Сейчас популярно всякое шоу-моу. Всех приучают к зрелищам. И не важно: хорошее это или нет. Поэтому у нас процветает не классическое искусство, а фейерверки, представления, вот и приходится выкручиваться. - Выкручиваться из чего? Сложно обстоят дела с финансированием? Л.Н.: Финансирование происходит, но как и в прежние времена - по остаточному принципу. Театрам предоставлена возможность самим зарабатывать деньги. Но государственные театры сами заработать не могут, только потому, что профессиональное искусство не окупаемо. Сегодня очень трудно существовать, потому что много затрат на костюмы, на балетные пачки, на профессиональную одежду, пуанты. Е.С.: Спонсоры готовы вкладываться в шоу, а культура должна зарабатывать сама – крутитесь как хотите. - А гастроли помогают в плане зарабатывания денег? Л.Н.: Гастроли помогают заработать доходную часть, и мы не говорим о прибыли. Затраты, которые связаны с поездками, практически окупаем. Но это речь о городах, которые рядом. Если что-то дальше, то это уже проблематичнее. - Сколько стоит поставить один спектакль? Л.Н.: Один большой балетный спектакль обходится в 2 млн. Его окупаемость - 5-10 лет. - Как зритель относится к провинциальным балетным труппам? Ценят также, как столичные? Л.Н.: В Иркутске у нас полные аншлаги на все балеты, билеты были раскуплены заранее. У нас есть современная постановка «Кармина Бурана», на этот балет в Хабаровске не было билетов. Зритель будет аплодировать тогда, когда ему интересно и когда ему понравится зрелище. Если он оценит его с той точки зрения, что труппа выступает в хорошем состоянии, то это будет видно. Плохое и хорошее качество не спрячешь. Е.С.: Почему-то все думают, что раз в Бурятии, то там ничего такого хорошего быть не может. Ничего подобного. И когда московские критики оценивают нашу труппу, и в Донецке, и в Днепропетровске, и на Украине – все поражаются. - Тем не менее, в Томске на первые спектакли собирались не полные залы, а на имена Цискаридзе или Илзе Лиепа, ту же Аллу Духову – аншлаги. Может публика все-таки ценит «громкие названия»? Л.Н.: В Томске сейчас карантин и всем советуют сидеть дома, вот люди и не пошли… Е.С.: Конечно, зрители любят громкие названия. Даже за рубежом берут всегда обкатанные постановки – например, «Лебединое озеро», потому что знают, что это беспроигрышно. Причем о чем это, никто не знает. Весь спектакль у публики ассоциируется с "маленькими лебедями". Это такой фрагмент, который идет где-то минуту, но все сидят и ждут этих лебедей. И как только они выходят на сцену – все! Зал взрывается, все аплодируют. Или привезите «Спящую» или «Щелкунчик», особенно в Корею или Японию, Китай. Только музыка Чайковского – все, сразу с ума сойдут. У нас здесь тоже самое. Как «Лебединое» – зритель идет, как что-то другое – сразу смотрят с опаской, пока не познакомятся, и только потом решают ходить или нет. В Томске балетная труппа провела почти неделю, дав более 10 представлений. К концу гастролей томский зритель все-таки начал подтягиваться в БКЗ, чтоб посмотреть выступления артистов. По мнению начальника областного департамента по культуре Андрея Кузичкина, в Томске не хватает выступлений профессиональных хореографических коллективов, чтобы зритель привык к такому искусству. Для решения этой проблемы губернатор Виктор Кресс уже поддержал инициативу о создании у нас Театра эстрады. «Это очень востребовано, потому что современные танцы пользуются огромной популярностью». Когда решение вступит в силу – не известно. И пока томичам предлагается посетить еще один концерт гастролирующего коллектива – балет Аллы Духовой. Евгения Швецова