Первая томская мультипликационная студия: интервью с организатором Артуром Шугуровым

Первая в Томске мультипликационная студия «На облачке» открылась неподалеку от театра «Версия» в начале сентября. Ее организовал специально для детей художник Артур Шугуров. Здесь на листах бумаги зарождаются диковинные существа – слоны с ногами кузнечика или птицы-лошади. Их с увлечением рисуют дети, а потом вырезают, клеят на картонки и так скрепляют, чтобы фантазийные герои двигались. Хотя занятия начались совсем недавно, ученики (а их уже 35 человек) признаются, что у них уже есть сюжеты для первых мультфильмов и утверждают, что рисовать «для мультиков» куда интереснее, чем выполнять академичные задания в обычной «художке». - Артур, расскажите о вашей киностудии. Вы стали томскими мультипликаторами первопроходцами? - Да, до этого в городе подобных студий не было. Мы открылись недавно, в сентябре и сейчас работаем над нашими первыми мультиками. Дети из студии станут первыми томичами-авторами мультфильмов. Пока готовых работ у нас нет - за месяц «с нуля» хороший мультфильм не сделать. Первые мультики появятся после нового года – за это время дети успеют подготовиться, освоить азы рисования, придумать и нарисовать персонажей и декорации, на фоне которых будет разворачиваться действие. Хочется, чтобы это были качественные работы, которые нестыдно было бы представить на фестивалях. - Тот факт, что ваша киностудия первая в Томске – это скорее приятно или сложно? Чего больше – проблем или гордости, что кроме вас никто мультфильмами не занимался? - Особых сложностей нет, разве что я пока в студии один, хотелось бы помощников. Но мне всегда хотелось сделать что-то, чего в нашем городе не бывало. Может, по нашему примеру кто-то тоже захочет открыть киностудию. Тогда я готов помочь советами, поделится своим опытом. - Понятно, что затратна аренда, а во что еще приходится вкладываться тому, кто затевает подобное дело? - В расходные материалы – бумагу и краску на уроки закупаю я. В оборудование - компьютеры, штативы, камеры – чтобы уже непосредственно снять, смонтировать и озвучить мультфильм. - Какую работу вы делаете – один большой мультфильм, в создании которого поучаствуют все ученики? Или будет много маленьких мультиков? - Каждая группа снимет свой отдельный мультфильм, дети примут участие и в написании сценария, и в озвучке. Длиться наши произведения будут от 1 до 5 минут. Ребята смогут выбирать любую технику рисования. Сейчас мы на занятиях как раз и осваиваем разные варианты – рисуем фломастерами, карандашами, затем займемся живописью и красками, потом будем лепить из пластилина. Большинство тех персонажи, которых дети придумывают на уроках, пригодятся в мультфильмах. - А почему, на ваш взгляд, прежде в городе никто подобных студий не открывал? - Наверное, потому, что есть множество профессий, в которых можно гарантировать себе через скорое время неплохой заработок. Например, всем нужны фотографы, дизайнеры. Люди боятся браться за новое дело, потому что в него надо будет немало вложить. Заработал деньги - первое время тратишь их только на развитие. Конечно, и меня многие убеждали - мол, ты ничего не сделаешь, к тебе в новую студию никто не пойдет, в лучшем случае придут два человека, и ты просто не оплатишь аренду. Все пугали, что у меня не получится, советовали заниматься своей обычной работой и не рисковать. Но я считаю, надо не бояться экспериментов и новых проектов. - У вас в студии дети возраста от 5 до 12 лет. А если взрослые захотят вернуться в детство с помощью создания мультфильмов? - У меня уже есть заявки от взрослых, которые тоже хотят снять мультфильм, так что, возможно, появится и старшая группа. - Почему киностудия называется «На облачке»? - Приблизиться к миру мультфильмов – словно оторваться от земли, оказаться в стране детства. Мне кажется, для взрослых мультфильмы – это попытка вернутся туда, где их уже быть не должно, где только дети. - Когда замыслили свою студию, то на чьи работы ориентировались? У вас есть любимые авторы мультфильмов? - Мне близко то, что выпускала студия «Союзмультфильм», причем мультфильмы, которые снимались прежде, с 1960-х по 90-ые годы. Тогда не было нынешних технических возможностей, компьютеров, и люди создавали все вручную. Меня это очень привлекает - смотрю и восхищаюсь: какая ручная работа! Особенно мне нравятся мультики Федора Хитрука и Юрия Норштейна – например, «Шинель», всем известный «Ежик в тумане», наш классический «Винни-пух». Они очень красивые! На творчество таких мастеров и стараюсь опираться. Кстати, у этих людей не было специального мультипликационного образования, они многое освоили сами. Я тоже стараюсь сам искать свой стиль и манеру. - А вы как зритель анимацию любите? - Да, причем увлекся несколько лет назад. Раньше спокойно смотрел мультфильмы, а потом вдруг понял, что это же очень красиво, и, главное, у жанра много возможностей с художественной точки зрения. Многие ребята любят смотреть мультфильмы, но мало кто догадывается, что может и сам создать анимацию. Надо только, чтобы его кто-то направил и помог в этой работе. - Сегодня в российской анимации дела идут непросто - некоторые студии оказались на грани закрытия из-за того, что министерство культуры оставило их без поддержки… - Признаться, я стараюсь следить только за оптимистичными новостями. Тем более, меня подобные истории непосредственно не касаются - я рассчитываю только на свои силы. Были бы какие-то субсидии, поддержка – был бы рад, но если нет, значит, справлюсь сам. Зато не буду ни от кого зависеть. Главное, чтобы студия была интересна самим начинающим авторам мультфильмов и их зрителям. - Как, кстати, собираетесь знакомить зрителей с творчеством студии? - У нас будет свой сайт. А еще есть план обсудить с кинотеатрами возможное сотрудничество. Хотелось бы, чтобы там наши мультфильмы показывали перед фильмами. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш