Премьера спектакля "Окаянные сны" состоялась в театре драмы

В Томском драматическом театре случился двойной праздник – премьера спектакля «Окаянные сны» и бенефис заслуженной артистки РФ Ольги Мальцевой. Уже 38 лет Ольга Александровна работает здесь одной из ведущих актрис труппы. В «Окаянных снах», постановке по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон», бенефициантке досталась роль Марии Александровны Москалевой, в прошлом первой дамы провинциального городка, ныне озабоченной поисками жениха для красавицы дочери. Спектакль поставил белорусский режиссер Сергей Куликовский, уже несколько лет постоянно сотрудничающий с томской Драмой. Среди его работ и классическая комедия О. Уайльда «Как важно быть серьезным», и «Стеклянный зверинец», принесший первый крупный успеха в середине прошлого века Теннесси Уильямсу, и «Психоаналитик» молодого автора Дианы Балыко. Теперь Сергей Куликовский добрался и до русской классики XIX века. «Дядюшкин сон» решен вполне в духе этого режиссера – современная музыка, много танцев, вневременные декорации. Тема «Дядюшкиного сна» весьма актуальна и сегодня – красавица Зина (Олеся Сомова) с подачи матери решает выйти замуж за богатого старого князя К. (народный артист РФ Дмитрий Киржеманов). То есть, говоря современно языком, собирается замуж за олигарха. Ради такого счастливого, с ее точки зрения, брака Мария Александровна, в исполнении Мальцевой хитрая и по-своему обаятельная, пойдет на обман влюбленного в Зину племянника старого князя (Максим Коваленко). Но пылкий поклонник найдет, чем ответить смекалистой даме – он убедит дядю, что сватовство было лишь сном… Практически любое произведение Достоевского богато страстями, доведенными до предела. Но «Окаянные сны» начинается как «холодный» спектакль – все герои очень сдержаны в эмоциях. Декорации лаконичны, для них хватило черного и белого, только ширма выполнена из холодного металла. Обильный грим Зины делает ее лицо похожим на маску. Экспрессия в монологах возникнет только к концу второго акта, когда дело будет приближаться к развязке. В «Окаянных снах» часто путаются явь и сон. Вот вполне комическая реальность. Колоритные соседки-сплетницы (Елена Саликова и заслуженные артистки РФ Валентина Бекетова, Елена Козловская) жадно выясняют свежие новости и продумывают свои козни. Приживалка Москалевых Настасья Петровна всерьез загорается идеей выйти замуж за старика-князя (тем более, что в воплощении нечасто в последние годы получавшего крупные роли Киржеманова князь К. получается обаятельным, обладающим интересной пластикой и подчеркно-комически немощным). Но историю периодически резко перебивают трагические сны. Под песни «Пикника» и Гарика Сукачева Зина переносится в прошлое и танцует с Василием (Антон Антонов), учителем своего младшего брата. Этого бедного юношу она любила несколько лет назад, и именно их болезненное расставание стало в итоге причиной острой чахотки Василия. Под музыку «Наутилуса Помпилиуса» тоскует племянник. Так, порою резко смешивая фантазии и явь, стремясь быть оригинальным, Сергей Куликовский рассказывает томским зрителям повесть классика. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш