Роману Виндерману исполнилось бы 65

В октябре исполнилось бы 65 лет Роману Виндерману, режиссеру, превратившему обычный томский театр кукол в «Скоморох», чьи спектакли становились событием далеко не только в Томске. Об удивительно дружной для театрального мира труппе «Скомороха» слагались легенды. Роман Виндерман приехал в Томск из Екатеринбурга, будучи одним из ведущих режиссеров «уральской зоны», из тех реформаторов, кто вывел актера из-за ширмы и изменил представления о жанре театра кукол. Если раньше «в куклах» играли простые детские сказки, то Роман Виндерман со своей супругой, художником Любовью Петровой ставил Булгакова, Платонова, Шекспира, Горина и других классиков. В «Скоморохе», где Виндерман проработал 18 лет, в честь юбилея устроили капустник памяти Мастера. А мы попросили рассказать яркие истории о режиссере его артистов и коллег. Дмитрий Никифоров, заслуженный артист России, актер Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино», в 1988-2009 году актер «Скомороха»: - Первый раз я встретился с Романом Михайловичем, когда учился в Екатеринбурге (тогда Свердловске). В то время Виндерман еще работал в местном театре кукол и преподавал в нашем институте. Вскоре он переехал в Томск, но согласился поставить для нашего курса дипломный спектакль. Я сразу понял, что хочу работать именно с ним, но Роман Михайлович пригласил в Томск двух моих однокурсниц. Я не стал напрашиваться, расстроился, и поехал в другой театр. А через год одна из этих однокурсниц рассказала мне, что слышала от Виндермана, мол, с вашего курса я бы взял студента Никифорова, но у него было столько приглашений из других театров… Тогда я решился, написал ему письмо и получил ответ: «Дима, приезжайте!». Когда я приехал в этот театр, увидел труппу, репертуар, то подумал – так просто не бывает, как же мне повезло! Еще и удалось задержаться в труппе, что-то начало получаться - удачнее не придумаешь. 13 лет сотрудничества с Романом Виндерманом – это были лучшие годы в моей творческой жизни. Роман Михайлович был великой души человек, безумно интеллигентный, умный. Он и научил нас актерскому мастерству, и привил культуру. Не научил только плести интриг – этого он сам не умел. Наверное, не было другого режиссера, который бы так любил своих артистов. За ним мы действительно были как за каменной спиной. В 1996 году наш театр проводил фестиваль «Безграничный театр», и губернатор Кресс подарил «Скомороху» некоторую сумму денег. Роман Михайлович тогда настоял, чтобы эти средства пошли на помощь артистам. Нам с женою (она тоже тогда работала в «Скоморохе», бутафором) купили квартиру – до этого мы с детьми ютились в крошечной комнатушке. Когда в 1990 у «Скомороха» отобрали здание, и поползли слухи, что наш театр закроют, Роман Михайлович собрал у себя дома всех артистов. И предложил такой вариант – если случится худшее, то все равно сохранить нашу компанию, а где играть - неважно. Продумал, что можно было бы на полгода разбегаться и где-то работать, а потом собираться, в течение месяца репетировать новый спектакль и с ним какое-то время гастролировать (кстати, это в духе европейской системы, когда труппы существуют без своих постоянных площадок). Хотя у Виндермана всегда было достаточно предложений по работе, его звали в различные театры, даже в известный петербургский Большой театр кукол, но он не уехал, не бросил Томск и своих артистов. Здесь, в отличие от Свердловска, он был свободен в творческом плане. Наверное, какие-то проблемы с администрацией все-таки возникали, неслучайно с 1990 года по 1998 мы жили без своего здания. Играли по детским садикам, школам, в ДК и на других площадках, но в основном ездили «по заграницам» на фестивали и гастроли, куда нас постоянно звали. В итоге, когда мы переехали в Дом Макушина, то понадобилось года полтора, чтобы вернуть в театр зрителей. Конечно, за время нашего отсутствия в городе «Скоморох» подзабыли. А ведь до закрытия здания билеты на весь месяц раскупались за один день, и это не преувеличение! Помню, идешь на работу, заходишь во дворик театра, и с трудом добираешься до двери, такая огромная очередь стоит в кассы. На следующий день узнаешь, что все билеты уже проданы. О Романе Михайловиче можно вспомнить много историй-баек. Одна из «классических» – о миллионе долларов. Когда он первый раз побывал за границей, то там ему подарили сувенир - банкноту миллион долларов. Она выглядела так правдоподобно, что когда ее нашли таможенники, начался переполох. Все что-то обсуждали, вызвали милицию, а потом спросили: «Почему вы, когда заполняли декларацию, скрыли часть валюты?». Он сначала не понял, о чем речь, тогда его на полном серьезе спрашивают: «Почему вы умолчали о миллионе долларов?». Пришлось в итоге подарить эту купюру таможенникам. Михаил Митерев, артист театра «Скоморох»: - Я учился на курсе Романа Михайловича Виндермана и Марины Викторовны Дюсьметовой в Колледже культуры и искусств. Поступил туда случайно - я вырос в Парабели, и когда учился в старших классах, то мне рассказали про колледж. Причем посоветовали выбрать учебу попроще, а то «Есть там Виндерман, к нему лучше не попадать!». Я сразу же решил, что именно у него и хочу учиться. Когда пришел на экзамен, то увидел двух людей – кудрявого мужчину с бородой и женщину с удивительными голубыми глазами. Так я и познакомился со своими учителями. Есть в жизни кодовые слова, по которым можно распознать «своих» людей. Именно Роман Михайлович и Марина Викторовна однажды сказали мне очень простую вещь: актером можешь ты не быть, и режиссером, можешь не быть, а человеком быть обязан. Работу с Романом Михайловичем я бы даже не назвал работой. Он так сделал, что мы воспринимали ее скорее как призвание. Между какими-то заботами и делами, например, просмотром футбольных матчей (а Виндерман любил футбол), мы занимались своим призванием – театром. Давид Бурман, режиссер, президент международного фестиваля кукольных театров «КукАрт»: - Все знали, что у Романа Виндермана удивительно смешные анекдоты. Как я впервые с ним повстречался - это довольно нелепая и прикольная история. Я обычно находился рядом со своим учителем Михаилом Хусида (он, как и Виндерман, один из легендарных режиссеров «уральской зоны»). Благодаря этому однажды я видел, как Роман Виндерман блистательно показывал историю о том, кто как ходит по-маленькому. Больше я в жизни так не смеялся, причем миниатюра была эстетичной, а не пошлой. Рома вошел в мое сердце сразу и бесповоротно. Дальше мы уже тесно общались. Конечно, участвовал он и в нашем фестивале - в начале 1990-х привозил на «КукАрт» свой спектакль «Котлован». Та работа для всех стала потрясением, тем более, что Андрея Платонова в те годы никто еще не ставил. Дмитрий Вихрецкий, директор, главный режиссёр Кемеровского областного театра кукол имени А. Гайдара: - Роман Михайлович преподавал в ЛГИТМИКе, и однажды так случилось, что к выпускному году на его курсе не осталось мужчин. Ситуация для режиссера непростая, потому что пьес, рассчитанных только на актрис, практически не существует. Тогда Роман Михайлович придумал неожиданный режиссерский ход. Актриса играла «Женитьбу» Гоголя одна, как моноспектакль. Она была Агафьей Тихоновной, доставала из мешка кукол-женихов и выбирала… Это было гениально, за полчаса весь Гоголь был сыгран. Люди смотрели ту постановку с большим интересом. Потом мы несколько раз встречались на фестивалях, я видел его работы. Это был настоящий Мастер, и в его спектаклях все, абсолютно все, было неслучайно. Текст: Мария Симонова Фото: из архива театра "Скоморох"