Кинотеатр и галерея "Куб": для любителей немассового искусства

В Томске появилось новое арт-пространство. Галерея и арт-хаус кинотеатр «Куб» созданы для тех, кто не боится задумываться о серьезных вещах, кому интересно смотреть и обсуждать нестандартное кино, знакомиться с работами молодых талантливых художников и фотографов. О новом проекте, а также о том, почему в Томске непросто открывать галереи и киноклубы, рассказывает директор «Куба» Максим Малинников. - Как возникла идея создать киноклуб «Куб»? Вам не хватало в Томске возможности смотреть небанальное кино? - Я занимаюсь фотографией и меня интересовал формат «галерея и киноклуб», причем галерея для начинающих фотографов и художников. В Томске, на мой взгляд, не было места, где можно было бы собраться и посмотреть интересное кино. Несколько киноклубов есть, но они не очень известные, часто переезжают. Также негде было показывать свои работы молодым фотографам и художникам, с чем я лично как фотограф сталкивался. Есть и молодые интересные художники, которые пока еще не доросли до уровня выставки в областном музее, но уже хотят показывать свои работы не только друзьям. Некоторые фотографы не могут выставиться в музеях по цензурным соображениям, а в «Кубе» цензуры нет. - Но ограничения у вас есть: на двери «Куба» висят значки-запреты: это ваш принципиальный подход? - Да, в наших стенах нельзя пить алкоголь, курить, ругаться матом (речь идет не о мате как о художественном средстве, а об общем уровне культуры). А четвертый знак – моя дизайнерская находка: здесь мы ждем людей определенного уровня интеллекта. И поэтому человек определенного склада, находящийся в «Кубе», может чувствовать себя как бы в безопасности, «в своей тарелке». - Пока ваш проект не вызвал большого интереса со стороны томичей? - Мы открылись 1-го сентября. В начале у меня были амбициозные планы, я предполагал, что место будет востребовано, о нас заговорят. Пока все немного не так, и на это есть ряд причин. Все настоящие творческие художники и фотографы в Томске не очень обеспечены. И оказалось, что в городе мало людей, которым действительно важно донести до зрителя свое искусство. Как оказалось, многих интересуют только деньги. Этот проект, конечно, не задумывался прибыльным, но он не задумывался и настолько убыточным. Возможно, проблема еще и в недостатке информации. У «Куба» мало оборотных средств. Все мои наблюдения вполне подтвердили люди, имеющие непосредственное отношение к культурной политике: они согласны, что для развития подобных проектов нужны гранты, фестивали, налоговые послабления… - Как проходят в «Кубе» непосредственно кинопоказы? - Я пригласил специалиста, он рассказывает о фильме до показа и после тоже структурирует беседу-обсуждение. Это Александр Марков, он настоящий знаток кино, у него психологическое и культурологическое образование. Его рассказы всегда интересно слушать. - Как вы выбираете, какой именно фильм показывать? - Мы обсуждаем этот вопрос с Александром и с Дарьей, нашим менеджером по общим вопросам. Мы не ограничиваемся какими-то хронологическими или географическими рамками. У нас можно увидеть и корейское кино, и комедию Вуди Аллена. Главное, чтобы фильмы были разные и стоящие внимания. Но надо заметить, оказалось, у нас очень консервативная публика. Например, к фильму «Харви Милк», посвященному жизни борца за права гомосексуалистов, первому политику США, публично заявившим о своей нетрадиционной ориентации, томские зрители оказались не готовы, почти никто не пришел на показ. - Обсуждать фильмы в «Кубе» можно с комфортом, вполне по-домашнему – здесь есть мягкие подушки и даже большая кровать. Как долго обычно идут дискуссии? - Один раз общались до часа ночи. Обычно все заканчивается где-то в 23 часа. Вообще у нас абсолютная свобода. Необщительному человеку тоже будет комфортно. Можно уйти с обсуждения, заснуть на обсуждении, либо активно участвовать в беседе…Нам интересны мнения всех зрителей. Иногда здесь просто захватывающие истории рассказывают. Все же разные, у каждого свой опыт. - В век скоростного Интернета, когда многие скачивают фильмы с торрентов, наверное, киноклубам непросто конкурировать с домашним просмотром картин? - Меня изумляет, когда человек говорит «У меня есть Интернет, зачем я буду смотреть кино в клубе» Во-первых, у нас есть ведущий, который рассказывает столько интересных вещей, которых в Википедии не прочитаешь. Во-вторых, стоит послушать и мнения других людей. Например, во время дискуссии после фильма «Малхолланд Драйв» выяснилось, что один из зрителей серьезно занимается медитацией. А режиссер этой картины, Дэвид Линч, тоже занимается медитацией. Нам было наглядно показано, что такое медитация, это помогло по-новому взглянуть на некоторые моменты. - Что еще можно организовать в «Кубе», кроме кинопоказов и выставок? - Можно провести здесь концерт (на одном открытие выставки уже звучала гитара), или литературный вечер, хотя не знаю, удастся ли собрать на чтения зрителей. - Если молодые авторы захотят выставиться в вашей галерее, то о каких суммах для участников идет речь? - Если они представляют интерес для публики, то мы и бесплатно вывесим их работы, зарабатывая на билетах на вход. А если пока совсем неизвестны, то речь идет о сумме около 2-3 тыс р. Для тех, кто совсем не может найти таких денег, у нас есть альтернативные схемы сотрудничества. Например, устроить у нас выставку, а за это организовать нам зрителя на несколько дополнительных кинопоказов: пригласить друзей, единомышленников и т.д. - Какие выставки ожидаются в ближайшее время? - Вероятнее всего это будут работы совсем юных томских фотографов, а также художественная графика. И у меня есть большое желание привести в город работы известных в России скандальных фотографов и устроить выставку, которая вызвала бы большой резонанс. - Вы считаете, что в Томске сегодня достаточно ваших единомышленников? - Я на это надеюсь. Сегодня, например, на кинопоказе собралось 15 человек, не знаю почему их не 30 или не 100. Недавно на собрании в комитете по культуре Томской области я услышал две противоположные точки зрения: один человек сказал: «Томск - это Сибирские Афины», а другой с ним не согласился: «У нас культурная периферия». После того, как я взялся за свой проект, то стал больше склоняться ко второму мнению. Большое количество молодежи в городе, это, как оказалось, не залог развитой культуры. Также как и пять университетов на одной улице. - Какое будущее вы видите в таких условиях для «Куба»? - Возможно, удастся начать сотрудничество, например, со школами. Если здесь хотя бы 3-4 раза в неделю будет собраться полный зал, то этот проект сможет существовать. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш и из архива киноклуба