Интервью с художником Александром Кнэхтом: "Томск то люблю, то ненавижу"

По нему сразу видно – настоящий художник. Немногословный, с задумчивым взором, словно уже мысленно пишущий новую картину. Александр Кнэхт - художник в Томске известный, его работы можно увидеть на различных выставках с 1985 года (а сейчас его «Рождественский вернисаж» проходит в выставочном зале Российско-Немецкого Дома). На его пейзажи и картины, посвященные Томску, хочется смотреть долго-долго. Тем более, что на холстах Кнэхта город какой-то иной – ностальгический, немного сказочный, со старыми трамваями, машинами, очарованием старинных домов. В интервью «Афише» Александр Кнэхт рассказал о своих непростых взаимоотношениях с городом, а также о музыке, литературе и канувших в Лету томских романтических трамваях. - Александр, работы многих современных художников часто выглядят очень эпатажно, абсолютно не похожими на классическую живопись. А ваши картины ближе к традициям. Вы не стремитесь к экспериментам? - Я в столице не был и сам не видел, что именно там сегодня представлено в галереях. Но слышал, что сейчас в искусстве особенно востребовано то, что может ошарашить. Я же занимаюсь тем, к чему душа лежит. Не отслеживаю модные тенденции, не задумываюсь о коммерческой выгоде. - Меня с первого взгляда очаровали ваши томские пейзажи. Вы часто рисуете городские виды - это от любви к Томску? И за что вы как художник любите этот город? - Признаюсь, я его иногда люблю, а иногда ненавижу. Люблю за то, что порою он преподносит приятные сюрпризы, интересные виды. Бывает, даже чувствуешь, что какая-то сказка в нем заложена. А случается, здесь неприятно находиться, хочется бежать прочь… В последнее время я пишу меньше городских пейзажей. Бывает, возникает нехороший осадок от города - этот транспорт, безликая толпа, суета… Раньше не было такого в Томске. Теперь же эти пробки, загазованность и другие приметы мегаполиса добрались и до наших краев. Тот прежний городок где-то еще и существует – например, если пройтись по улице Никитина, то начинаешь узнавать старый Томск. Но центральные места, по мне, просто неприятны. Взять, например, Новособорную площадь. Вроде бы ее облагородили, сделали фонтан, гранит, все блестит, но души там нет. Это вызывает у меня внутренний протест и желание бежать куда-то загород… - Но выезжать вы не спешите… Некоторые художники признаются, что без путешествий просто не могут творить… А откуда вы берете вдохновение, если обходитесь без поездок? - Наверное, Муза приносит. В любом случае – надо же чем-то заниматься. Недавно были такие длинные выходные – если ничего не делать, мне кажется, можно было бы с ума от скуки сойти. А у меня живопись как отдушина, я и в выходные могу работать. - Вижу у вас в мастерской синтезатор. Вы играете классические вещи, или сочиняете свое что-то? - По-разному. Есть и собственные мелодии, но музыкой я занимаюсь непрофессионально - невозможно везде успеть. Также невозможно постоянно заниматься живописью - это тяжело, очень устаешь (если, конечно, речь идет не о копиях известных чужих работ, а о самовыражение). Надо как-то отдыхать. Хорошо было бы на лыжах сходить или на коньках, но зима выдалась холодной… Вот и отвлекаюсь с помощью музыки. - А есть записи тех вещей, что сами сочиняете? - Главным образом я играю для себя. Хотя однажды увидел в интернете автопортрет московской художницы, меня он впечатлил и так вдохновил, что сразу музыка родилась, я ее наиграл на синтезаторе, записал и отправил этой девушке. - Вы еще и стихи пишите, причем выкладываете их на сайт в сочетании с собственными рисунками. Обычно что возникает первым – стихотворение или картина? - По-разному бывает. Иногда не могу подобрать к стихотворению рисунок. Но в любом случае, стихи, это, как и музыка, «отводной канал», отдых от живописи. Может, еще и прозу писать начну… Но пока удерживаюсь. Как говорят, если можешь не писать, не пиши. - Перед тем, как заняться творчеством, вы учились в электромеханическом техникуме… - Да, было такое. Я обучался на специальности «Электромашиностроение». После окончания техникума успел поработать инженером-конструктором в отделе главного технолога на Электротехническом заводе. Но вскоре в строительном вузе появилась специальность «Архитектура жилых и общественных зданий». Для нее главными предметами были рисунок, живопись, архитектурное проектирование, студентам читали даже такие предметы, как история искусства, история архитектуры. На эту специальность я и поступил. Мои родители были против того, чтобы я стал художником, но потом смирились, потому что у меня уже была полезная специальность, которой можно было бы себя при необходимости прокормить. - А вам как художнику первая профессия что-то дала? - Не могу сказать, что знания, полученные там, абсолютно не пригодились. Но мне жаль, что мне пришлось получить слишком многостороннее образование. Я недавно как раз жалел – сколько же времени ушло на ветер, сколько у меня ненужных знаний. Время, отпущенное нам жизнью, увы, так непродолжительно. А если бы я сразу целенаправленно занимался своим делом, может, был бы совсем другим художником, и достиг большего. - Вы считаете, что как художник достигли малого? Но я не раз слышала от специалистов, что вы сегодня один из самых востребованных томских художников, и ваши работы покупают не только томичи, но и европейцы… - Люди в интернете видят мои работы, иногда, действительно, что-то покупают. В основном предпочитают томские пейзажи. Но отправить картину за границу очень нелегко. Приходится долго оформлять разрешение в Новосибирске, а потом нервничать – наша почта месяцами доставляет посылку. - На многих ваших томских пейзажах есть удивительные трамваи. Чем они вас так привлекают? - Это трамвай мечты… Были такие прежде в Томске и мне нравились. Особенно хороши они были изнутри – с деревянным полом, скамейками из светлого лакированного дерева… Возникала особая, романтическая атмосфера. Хотя, может, сидеть на деревянных лавках и не очень удобно. Увы, те трамваи были технически несовершенны, часто случались аварии, они сходили с рельсов. Со временем их заменили новые, но уже не такие интересные. - А что вы рисовали в детстве? - Пароходы, танки, самолеты, космические корабли... Пейзажи в детстве еще не писал. Теперь, наверное, мальчишки роботов рисуют. Хотя точно не знаю - рисуют ли вообще? - Может быть, только играют в компьютерные игры? - Надеюсь, совсем маленькие еще не играют. Это же вредно для здоровья! И для зрения, и для общего самочувствия. Поэтому я стараюсь пользоваться компьютером умеренно, в основном выхожу в Интернет для того, чтобы проверить почту. - И у вас есть свой сайт. - Да, для меня важно читать отзывы, мнения о своих работах. Тем более, что организовать выставку сегодня не так уж просто. А в Интернете есть «обратная связь». Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш