Тибетские монахи построили в Томске мандалу Манджушри

На прошлой неделе в Томск прибыла делегация тибетских монахов во главе с ламой Тензином Чоклангом Ринпоче, одним из самых известных лам Непала, а также Геше Лобсанг Вангди, доктором буддийской философии, одни из старейших монахов монастыря Гоман Дацан, бежавшим из Тибета вместе с Далай Ламой ХIV. В составе делегации еще пять монахов из монастыря Дрепунг Гоманг – крупнейшего буддийского центра по изучению философии, медицины и астрологии, а также из тантрического монастыря Гьюмед.

!cut

В рамках «Дней тибетской культуры в Томске-2011» монахи построили песочную мандалу Манджушри.
Мандала является одним древнейших видов мозаики, которое до недавнего времени можно было видеть только в стенах тибетских монастырей. Эта удивительная мистерия позволяет всем желающим соприкоснуться с драгоценным опытом буддисткой традиции и познакомится ближе с самобытной культурой Тибета.

Песочная мандала является символическим изображением дворца (модели вселенной), а в широком смысле представляет поле активности того или иного бодхисаттвы. В древности мандала создавалась из измельченных полудрагоценных камней, в наши дни − из окрашенного в яркие цвета толченого мрамора или песка.
Мандала Манджушри – это мандала Знания, которую тибетская делегация построила для нашего студенческого города.

Манджушри - Будда Знания и Мудрости - одно из самых любимых просветленных существ (бодхисаттв) в Тибете. В правой руке он держит меч, объятый языками пламени - символ высшей мудрости, отсекающей неведение. В левой руке Манджушри - священная книга, излагающая путь достижения такой мудрости. Тибетцы традиционно обращаются к Манджушри за помощью в учебе, науках, освоении любых видов знания. Он устраняет препятствия на пути учения и интеллектуального труда, развивает мудрость и способствует освоению всех видов знания, приносящих пользу всем живым существам.

Построение мандалы длилось пять дней. На протяжении этого времени создавался великолепный орнамент, каждый час дополняемый новыми деталями, которые ламы и монахи осыпали миллиметр за миллиметром разноцветным мраморным песком. Сверху картина похожа на искусную рельефную вышивку гладью, в которой использованы только яркие чистые цвета, соответствующие пяти видам мудрости: красный, синий, желтый, зеленый и белый.

Ежедневно строительство мандалы предварялось и завершалось особыми ритуалами с использованием традиционных музыкальных инструментов и обертонного пения.
Как бы мы ни относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или к священному объекту, достойному поклонения, она дарит нам столько благословений, сколько мельчайших песчинок уходит на ее построение. Тибетцы традиционно выражают мандале знаки почтения, чтобы усилить тот положительный эффект, который она способна оказать на их жизнь: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.

После завершения строительства мандалы ее разрушают. Этот ритуал несет глубокий символический смысл: в мире нет ничего постоянного, и мы не должны привязываться к чему бы то ни было. Разрушение мандалы является освобождением заключенной в ней очищенной энергии. Песок, благословленный многодневными ритуалами, в красивой процессии относят к реке и приносят в дар воде с просьбой распространить благословение по всему миру.

Текст: Александра Тимонина

фото: Ольга Хорошилова