"Техноопера" на Innovus: Как искусство завод «захватило»

Было ощущение полной нереальности происходящего. Ночь, проходная завода «Сибэлектромотор», дождь, двор, цех – и совершенно небывалое: картины, да арт-объекты, размещенные прямо среди станков и оборудования. В список событий-спутников XIV Инновационного форума попало такое удивительно событие, как «Техно-опера «вторая смена». За несколько часов завод превратился в галерею, где представлено современное искусство. Посмотреть на невиданное явление пришло более 600 человек.

!cut

Гости бродили по огромным площадям завода как зачарованные. Смелые фотографические проекты, экспериментальные картины, инсталляции со скульптурами. Импровизированные «кинозал» для видео-арта. Танцы причудливых двуглавых фигур. Музыканты  из новосибирской группы «Nuclear Losь» и «аккомпанирующие» им станки завода. Здесь было на что посмотреть! А при желании к искусству можно было и приобщиться лично: производственные конвейеры превратили в место для рисования, поставили краски и кисточки, и многие, вдохновившись работами художников, создавали собственные арт-объекты. !cut Другим своеобразным аттракционом для гостей стали советские автоматы с газировкой. Пришедшие посмотреть «Техно-оперу» восторженно подставляли стаканчики и смотрели, как те с шипением наполняются газированной жидкостью. Ретро-автоматы пользовались популярностью.

Само по себе сочетание современного искусства и фабричного пространство не ново. Приспосабливать старую промышленную архитектуру под арт-проекты начали на Западе, затем тенденция пришла в Москву (достаточно вспомнить «Винзавод», «Гараж», «Фабрику»). Но уникальность томского проекта в том, что речь шла не о переоборудовании здания в галерею, а о проникновении искусства на обычный, действующий завод.
Как же удалось воплотить такой проект? По заводу среди зрителей бродил и  

Андрей Курченко, известный новосибирский художник и деятеля современного искусства.

- Мне позвонил родной брат, он генеральный директор этого завода, - объяснил все Андрей. – Рассказал мне об этой идее и попросил помочь что-то придумать.  Такая роскошная внезапная галерея – это же интересно! Поучаствовать в проекте решили многие замечательные новосибирские художники и фотографы: Ваня Дыркин, Сергей Кристев, Дмитрий Ефремов, Константин Ощепков, знаменитые «Синие носы» со Славой Мизиным во главе и другие. Мы прислали в Томск грузовик работ и за несколько часов с помощью работников завода все развесили. Все делалось очень спонтанно, мы не успели продумать какой-то порядок работ, вешали как попало. Зато сразу возникло другое измерение. На фоне оборудования, всех этих «железяк», висят цветные кляксы. Превратить завод в галерею оказалось легко.

Многие из тех работ, что предстали ночью перед гостями «Техно-оперы», прежде выставлялись на западных выставках и в столице. Арт-группа «Синие носы» сегодня известна во всем мире. Куратор отдела современного искусства Третьяковской галереи Андрей Ерофеев даже назвал группу самым ярким явлением на горизонте российского искусства рубежа XX-XXI века, а на Западе их считают жемчужиной российского современного искусства. Нашумевшей и на некоторых выставках стараниями российских политиков запрещенной работы «Целующиеся милиционеры» в Томске не увидели. Зато увидели ее автора, фотографа Евгения Иванова, который не смог остаться в стороне от «Техно-оперы».

- Я очень люблю Томск, у меня здесь было достаточно персональных выставок, - пояснил Евгений. - Наша группа «Синие носы »очень многоплановая, у нас есть разные работы, начиная от видеоарта и заканчивая инсталляциями и перформансами. Выставка на заводе собиралась спонтанно, было не очень ясно, что везти. Мы решили показать в Томске видеопрограмму, которую в прошлом году демонстрировали в Москве на «Винзаводе». Думаю, томскому зрителю на выставке на «Сибэлектромоторе» было интересно. Здесь есть что посмотреть, а задачу переплюнуть Третьяковскую галерею мы не ставили. Просто хотели показать, что мы делаем. Проект, конечно, уникальный – такого, кажется, нигде не было. Правда, Слава Мизин вспоминает, что в 1991 году они проводили фестиваль на действующем заводе в Новосибирске, но то было совсем другое время, другая страна, чем сейчас.

От генерального директора ОАО «Сибэлектромотор» Константина Нотмана узнаем, что идея о ночи современного искусства возникла у одного из акционеров завода, Андрея Ушакова. Подготовить «Техно-оперу» удалось всего за две недели. Сначала ночь современного искусства хотели провести несколько позже, летом, но потом решили успеть к Инновационному форуму.

- Современное искусство у нас в городе не в почете, - заметил Константин Нотман. – Но это же часть современной жизни. Если мы говорим о Томске как об инновационном городе, то как обойтись без современного искусства? Выбор работ я доверил своему брату, художнику Андрею Курченко, хотя многих авторов я давно знаю. Мне не страшно было отдавать завод художникам и музыкантам. Я был уверен, что мои замы и другие работники «Сибэлектромотора», которые увлеченно готовились к проекту, постоянно высказывали новые идеи, легко решат все организационные вопросы. На трансформацию завода мы потратили всего несколько часов: смена закончилась в 16-15, в 23-00 началось действие, а в 7-30 утра завод вновь был запущен, начался обычный рабочий день. Ночью же завод посетили около 650 человек. Было роздано 450 пригласительных и составлены списки гостей. А потом нам начали звонить знакомые и знакомые знакомых, услышавших где-то о проекте, и говорить: «Мы тоже хотим прийти». Так что интерес к «Техно-опере» был заметный.

Среди гостей был замечен и Александр Гордон, московский журналист и телеведущий, прибывший в Томске на форум. Он признался, что сначала не был уверен, что задержится на заводе, но затем арт-проект показался ему достаточно интересным, и он пробыл до конца «Техно-оперы».

Энтузиазм арт-проект вызвал даже у самих работников завода, хотя им немало пришлось потрудиться для его реализации.
- Мне сказали: «У нас проведут «Техно-оперу», давай ты будешь волонтером, - рассказывает Александр, работник «Сибэлектромотора». - Я согласился. Мне дали задание – в такт музыке нажимать кнопку и педаль на станке. Даже удивился: многие наши работники, в том числе и пожилые, пришли на «Техно-оперу», и наблюдают за всем с заметным интересом. Заранее я опасался, что будет скучно, не ожидал, что придет столько народу, ведь у нас не было опыта подобных арт-проектов.

Но «Техно-опера» стала настоящим событием, хотя раньше в Томске обычно не случалось ничего похожего.
В Новосибирске больше интереса к современному искусству, чем в Томске, но в Гамбурге ему достается еще больше внимания, - философски заметил Андрей Курченко. – Да, я слышал уже не раз, что, хотя в Томске много студентов, тут ничего масштабного не происходит. Но думаю, это поправимое дело. Задумки есть всякие, посмотрим, вдруг подобные арт-проекты станут традицией? Такая ночь на действующем заводе может прозвучать на всю страну. Многие проекты рождаются спонтанно, трудно что-то планировать в нашем туманном мире…

Хотя, несмотря на всю непредсказуемость жизни, Вячеслав Мизин выразил надежду, что это не последний визит арт-группы «Синие носы» в Томск. В обозримом будущем художники хотят провести в нашем городе выставку своих работ.

Текст: Мария Симонова

Фото: Вячеслав Смирнов

Фоторепортаж на "Томском Обзоре"