Сергей Добрынин и Алексей Полишко: Иногда кость - это украшение

«Когда б вы знали, из какого сора. Растут стихи, не ведая стыда» - утверждала Анна Ахматова. Иногда бывает еще нагляднее – эффектные, стильные, обладающие своим особым обаянием украшения создаются рукою мастера… из банальных костей быка, оценивать которые с точки зрения эстетики многим и в голову не придет. Сегодня мир увлечен этническими мотивами и ценит все натуральное.

Свои мастера, создающие удивительные и оригинальные вещи, есть и в Томске. Сергей Добрынин и Алексей Полишко в основном работают с костью быка, по своей собственной технологии превращая ее в украшения. Причем среди их работ и стилизации символов  и оберегов древних племен.

!cut

- Сложно себе представить, как из обычной кости быка вдруг получаются такие украшения… Какие основные этапы у превращения?
Сергей: - Мы покупаем на рынке обычную кость, потом ее варим, распиливаем, и уже из вареных костей делаем заготовки. На них наносится рисунок, который потом выпиливается при помощи ювелирного лобзика. Потом украшение обрабатывается вручную, что-то делается на бормашине… !cut

- На такой же, которой лечат зубы?
Сергей: - Нет, на специальной ювелирной… Заключительные этапы - полировка и промывка от полировочной пасты в ультразвуковой ванне.

- И сколько надо времени, чтобы сделать из кости украшение?
Сергей: - Если достаточно простая вещь, то это быстро, около двух часов. Но часто мы не делаем единичную вещь, а речь идет о маленькой партии. Мы сразу поэтапно делаем 10 одинаковых украшений, так получается быстрее. Например, десять сережек можно сделать за 8 часов.

- Какие требования к костям, все ли подойдут для вашей работы?
Сергей: - Мы берем трубчатые кости быка. Размер неважен - раньше у нас были предпочтения, теперь их не осталось: мы научились обрабатывать любые форматы. Иногда работаем с костями барана – они более твердые.

- Говорят, есть у вас и бивень мамонта…
Сергей: - Он мало используется, но иногда мы с ним работаем.

- У такого материала  больше возможностей?
Сергей: - Он просто по-другому выглядит. В чем-то кость у него выигрывает. Сложно же сказать, какое дерево лучше: дуб или береза. Смотря для чего… Интересно, что бивень мамонта бывает разных цветов - от белого до коричневого. Это зависит от того, где и как он хранился.

- А из рогов тоже можно сделать украшения?
Сергей: - Да, из массивных оленьих рогов, из рогов косули. Мы со всеми природными материалами стремимся работать - с деревом, с капом (это нарост на березе), потихоньку начинаем осваивать металл, мех, кожу, валяную шерсть…У нас есть масса идей!

- Сергей, как вас вообще привлекло такое нетипичное направление? Вы из семьи художников?
Сергей: - Моя мама художник-реставратор, но дело не в этом. Я еще класса с седьмого начал работать с капом, делал из этого древесного нароста украшения. Затем надолго забросил свое увлечение. Но когда я начал практиковать буддизм, то стал сам делать четки. Потом мне привезли рог, а вскоре я попробовал работать с костью… Постепенно увлечение стало превращаться в профессию. Освоить все материалы самому невозможно, поэтому я нахожу единомышленников. У меня было человек семь учеников, но они по разным причинам бросали это занятие. А Алексей оказался настырным. Уже около года со мною работает.

- Чем вас привлек такой не самый типичный для украшений материал?
- Алексей: - Он очень интересный, живой, и, я бы сказал, теплый. Не дерево, не камень, а нечто среднее между ними. В кости можно найти необычный цвет. Я давно общался с Сергеем, и пришел к нему на учебу, потому что мне хотелось самому сделать украшение. Я начал с подарка  для своих знакомых, а уже потом решил, что хочу заниматься этим профессионально.

Сергей: - Мне нравится его оригинальность, и это очень благодарный материал. Меня больше привлекает графика, чем живопись и многоцветье. А белая кость как раз прекрасно подходит для экспериментов с графикой.

- Технологию обработки кости вы во многом сами разрабатывали?
Сергей: - Даже все сам. Только одно почерпнул из внешних источников - что кость надо варить с пищевой содой, тогда она хорошо отбеливается. Остальное - сам.

- А откуда берете рисунки? Это ваша фантазия, или есть какие-то известные образы?
Алексей: - Некоторые вещи у нас авторские, что-то предлагают те, кто заказывает у нас украшения, а также мы занимаемся стилизацией различных племенных оберегов. У нас есть кулайская линия. Кулайские племена несколько тысячелетий назад жили на территории Томской области. Около 2000 лет назад они исчезли, от них остались только бронзовые артефакты, по их мотивам мы и делаем стилизации.

- Насколько трудоемкий процесс работа с костью?
Алексей: - Усталость появляется в первую очередь от постоянной концентрации внимания, а не физическая усталость. Но зато постоянно открываешь для себя что-то новое. Каждый раз появляются новые образы. Бывают интересные заказы. Например,  недавно мы делали маленькую модель фотоаппарата из бивня мамонта.

- Обычно вы делаете новые работы, зная, кто их собирается приобрести? Или создаете что хотите, а потом ищите покупателей?
Сергей: - Раньше в основном работали на заказ…

Алексей: …а сейчас, скорее, второй вариант -  мы что-то делаем, и появляется интерес.


- А где больше всего интересуются вашими украшениями?
Алексей: - В неожиданных местах, вплоть до Америки и Японии есть интересующиеся люди. Чаще всего помогает «сарафанное радио». Кто-то видит наши украшения у своих знакомых, и хочет себе такое же… Бывает, что нас находят через Интернет. А четки, которые сделал Сергей, произвели большое впечатление в Непале, может, скоро мы будем поставлять четки в Катманду!
Сергей: - Просто наши друзья поехали в свадебное путешествие по буддийским странам, и в Катманду заинтересовались их четками, посетовали: «У нас такие не купишь!». Друзья рассказали обо мне, но пока я еще не делал четки в Непал.

- Ощущается, что сегодня этнический стиль в моде?
Алексей: - Это вечная тема, я не скажу, что этнический стиль в моде. Всегда есть люди, кому он интересен, те, кто любит природные материалы, амулеты…

- Кстати, амулеты «работают»?
Алексей: - Они скорее просто символы, чем магические вещи… Думаю, они «работают» в зависимости от того, какой смысл в них вкладывает тот, кто носит. Мы, конечно, никаких ритуалов не проводим, когда их делаем.

- У художников случаются выставки, а где вы можете представить свои украшения?
Алексей: - Мы тоже выставляемся. Например, когда были Дни Томской области и наши представители департамента культуры ездили в Нью-Йорк, то они возили туда наши работы. Когда в Томск прибывают иностранные высокие гости, то наши вещи им демонстрируют как вариант местного промысла.

- Есть ли у вас коллеги в Сибири, в России?
Алексей: - Мы в Сибири не знаем мастеров, которые занимались бы чем-то подобным. В России на Севере всегда была развита резьба по кости, но там все-таки немного другая техника - больше тонкой резьбы, филигранной работы. Мы создаем более утилитарные вещи – их можно смело носить, и не бояться, что они рассыпятся. И мы обращаемся к более древней истории – к символам племен индейцев майя, к алтайской культуре, к нашим кулайцам… Все они жили как минимум 2000 лет назад.

- В своей работе вы ставите себе какую-то сверхзадачу, цель, которую хотите непременно достичь? Что станет в вашем деле вершиной мастерства?
Сергей: - Нет. У меня есть идея для проверки своего мастерства – поработать с лошадиным черепом, сделать его резным. Но это просто идея. И волка я недавно первый раз нарисовал, он лежит и ждет своего часа. Я к нему долго не могу подступиться.

Алексей: - Задачи нет. Есть желание достичь мастерства в своем деле, и освоить новые материалы – металл, кожу, бронзу… В сочетании получаются необычные вещи. Мы делаем все максимально натуральным из природного сырья. Например, все наши подвески – они только на кожаных шнурках. И для меня важен момент популяризации истории – например, той же кулайской цивилизации, о которой в основном знают только специалисты. Наша задача - сделать узнаваемыми эти образы.


 

Текст: Мария Симонова

Фото: Варвара Жилякова