Премьера в ТЮЗе: "Темные аллеи" как ответ дефициту любви

В театрах летом привычное затишье, а ТЮЗ вновь в центре внимания, правда на сей раз по приятному поводу – премьера нового спектакля. В репертуаре театра появились «Темные аллеи». Это постановка режиссера из Иркутска Ксении Торской по рассказам Ивана Бунина в инсценировке Льва Проталина.
 

!cutЖанр определен как «былое», и на сцене – словно сон о давно минувшем, в полусумраке герои ходят в по-чеховски светлых одеждах (сценография Юрия Сопова). Вот появляются на сцене огромные белые шляпы, словно символы летней праздной неги, дачной красивой жизни XIX и начала XX века. Мерцают свисающие сверху железные цепи – то липы из темных аллей, то сети любви, опутывающие героев. Не раз они играют в спектакле свою роль. Время на сцене смешивается – страсти с дореволюционной подмосковной дачи, где большая семья постоянно принимает родственников и гостей, сменяются другими картинками из французского ресторанчика, где одинокий эмигрант средних лет молча слушает щемящие душу русские романсы, их поет другая эмигрантка.    
 
     

«Темные аллеи» - спектакль традиционный, в духе русского психологического театра. О том, что в этой постановке обойдется без режиссерских экспериментов над формой, решалось еще задолго до ТЮЗовского скандала. О «Темных аллеях», тогда еще директор театра, Светлана Бунакова и Ксения Торская договорились год назад, решив, что работа начнется летом, поскольку в графике  режиссера именно это время оставалось свободным. Сама Ксения этот спектакль хотела поставить два года.

- Спектакли по «Темным аллеям» в последние несколько сезонов появляются в репертуарах разных театрах, - отмечает Ксения Торская. – Знаю, что есть «Темные аллеи» в Красноярске, Нижнем Новгороде, в Петербурге и в Москве. С чем связан такой всплеск интереса к этим рассказам Ивана Бунина? Наверное, с обостренной потребностью в любви. Нехватка истинных чувств становится все острее. А Бунин писал о мимолетности любви и о том, как сложно ее сохранить. Любовь – это дар, но только от нас зависит, сумеем ли мы его сберечь.
 

 
Успех спектакля в русле психологического театра очень зависит от актеров. Главная мужская роль Жоржа досталась Антону Черных, это первая серьезная работа для молодого актера. Несмотря на некоторую робость на премьере, он справляется с нею достойно. Нерешительный искренний юноша, который не в силах разобраться в своих чувствах, находка для более решительных героинь (а женские образы и у Бунина, и в спектакле получились ярче, интереснее мужских). Но больше, чем Жорж, запоминаются его любимые девушки. Валерия (Марина Филоненко), в чьем обаянии есть что-то колдовское, и ей веришь, когда она кутается в серебряную ткань и сравнивает себя с русалкой. Взбалмошная девочка Зойка (Инна Непомнящая). Роковая, модная, опережающая свое время безапелляционная Муза (Ольга Райх). Нелепая, непосредственная  и очень настоящая Катя (Евгения Петрова).
Удается небольшой эпизод Данилевскому (заслуженный артист РФ Сергей Хрупин) и Надежде (Елена Ильина). Их случайная встреча влюбленных тридцать лет спустя, воспоминание о прошлом, обжигающее ощущение, что все проходит – молодость, любовь, красота получается горькой и трогательной.
 

Во втором действии выходят из тени и эмигранты – волею сценариста это повзрослевшие Валерия и Жорж. Валерия Андреевна (Евгения Поздеева), уже мудрая, тихая, пережившая достаточно трагедий. Жорж (Евгений Казаков из Северского театра для детей и юношества), ставший словно своею тенью, немногословный, уставший и печальный.

Говоря о «Темных аллеях», режиссер отмечала хрустальность, зыбкость, поэтичность этих рассказов. И многие сцены действительно получались такими. Разрушил эту хрустальную, хрупкую атмосферу лишь финал, слишком уж детальный и бытовой с затянувшейся прозаичной беседой и с пафосным решением в самом конце истории. Возможно, бунинские лаконичные несколько фраз, подводящие черту рассказу о судьбе героев, сработали бы острее. 
 
 
Текст: Мария Симонова
Фото: Евгения Швецова