ТОП-10 фильмов о космосе

С 4 по 10 октября весь мир традиционно отмечает Неделю космоса. Даты выбраны не случайно, а привязаны к конкретным событиям: запуск в СССР первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года) и вступление в силу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (10 октября 1967 года).

Человечество вырвалось в космос 54 года назад и до сих пор пытается осознать, что же таят в себе холодные глубины вселенной и что же находится за пределами видимости телескопа «Хаббл»? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, режиссеры создают разнообразные художественные произведения на космическую тему. Сегодня мы предлагаем вам ТОП-10 лучших зарубежных и отечественных фильмов, повествующих о различных приключениях в невесомости.

«Туманность Андромеды» (Евгений Шерстобитов, 1967)

!cutФильм «Туманность Андромеды» появился почти полвека назад. Стоит ли говорить о том, что современному не в меру искушенному российскому зрителю картина, снятая в лучших традициях коммунистического кинематографа и в условиях полного отсутствия привычных спецэффектов, покажется просто смешной. Однако, отбросив в сторону идеалы прошлого, можно разглядеть, что «Туманность Андромеды» - классическая фантастика с полетами на другую планету, иными формами жизни и борьбой за жизнь. Некоторые «ценители» даже проводят аналогии между советским фильмом и американскими «Звездными войнами» и «Чужим»: мол, именно НАША «Туманность» вдохновила ИХ режиссеров на создание Дарта Вейдера и зубастых чудовищ.

«Космическая одиссея 2001 года» (Стэнли Кубрик, 1968)

В фокусе фильма, несомненно, космос: тут вам и обитаемая Луна, виды туманностей и созвездий из иллюминатора. Тем не менее, основные сюжетные линии строятся на конфликте человека с машиной, произошедших на борту космического корабля «Дискавери». Искусственный интеллект переклинило, и он перебил почти всех пассажиров, кроме одного шустрого члена экипажа. Чем вам не «Матрица» разлива 60-х годов? Однако же и тема с пришельцами проработана просто на «ура». Внеземные цивилизации неявно присутствуют в виде загадочных монолитов. Они мудры и имеют какие-то непонятные для нас цели: понаставили своих артефактов не просто так, а пользы человечества для. В итоге главный герой вываливается в астрал и смотрит на Землю уже в качестве неземного существа. Эта смесь космического приключения, построенная на метафизике и сдобренная идеей противостояния человека и машины, признана кинокритиками одним из лучших фильмов в жанре научной фантастики.

«Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)

«Солярис» Андрея Тарковского, снятый по мотивам одноименного романа Станислава Лема традиционно включают список самых лучших фильмов о космосе, хотя и глубоко психоделичен. В центре внимания действительно находится взаимодействие двух разумов: человеческого и внеземного. Люди будущего пытаются постичь природу загадочной субстанции — океана «Солярис», тот же, в свою очередь, воздействует на них, вызывая из подсознания образы, так называемых «гостей», столкновение лицом к лицу с которыми порой невыносимо. Не мни себя богом, дружок: непостижимый Солярис повернет тебя лицом к лицу к собственной совести, вот тогда и посмотрим, как ты запоешь. В общем, кино не для любителей красочных зрелищ (их-то как раз в «Солярисе» нет), скорее для людей мыслящих и ищущих. 

О «Солярисе» говорили и говорят много, преимущественно акцентируя внимание на том, что сам Лем был недоволен экранизацией, сделанной Тарковским. Но рассуждения об истинных идеях автора и их режиссерском прочтении мы оставим в стороне, отметив, однако, что зарубежный вариант «Соляриса» с Джорджем Клуни еще более далек от творения Лема: уж слишком он американский. Но классика есть классика, пусть даже фантастическая: если понять совершенно невозможно, то ознакомься ради успокоения совести. 

«Москва-Кассиопея» (Ричард Викторов, 1973)

Из далекого космоса с очень далекой планеты получен сигнал от неких разумных существ.  На Земле собирают и отправляют в далекий полет команду, члены которой призваны вступить в контакт с инопланетным разумом. С этого начинается львиная доля фильмов, так или иначе связанных с космической тематикой. Однако в фильме «Москва-Кассиопея» в длинное и опасное путешествие отправляются не профессионалы, а советские школьники.  В самом деле, не все же летать в космос взрослым, тем более, если герои-школьники способны не только спорить на равных с маститыми учеными, но и выдвигать собственные теории мироздания. «Москва-Кассиопея» явилась художественным воплощением мечты не одного поколения советских школьников – напялив скафандр, лететь в неизведанные дали, поедая  борщ из тюбиков. Школьники давно выросли, но картина, которая в наше время кажется безгранично наивной и слишком «чистой», была и остается любимой картиной детства.

«Звездные войны» (Джордж Лукас, Ирвин Кершнер, Ричард Маркуанд, 1977 – 2005)

Пожалуй, ни один из фильмов космической направленности не оставил такого огромного следа в массовой культуре, как эта сага. Толпы фанатов по всему свету одеваются Скайуокерами, Ханами Соло, Чубакками и принцессами Леями, размахивают лазерными мечами из текстолита и пародируют слегка безграмотного магистра Йоду. Жаждущие прибыли производители не умудрились налепить символику из этого фильма разве только что на сливные бачки унитазов (хотя не удивлюсь, если узнаю, что с какого-нибудь на вас таращится Дарт Вейдер). Огромное количество компьютерных игр, пародий, литературных произведений. И успех, успех, успех, причем не ослабевающий, несмотря на прошедшие годы. О нем можно судить по количеству зрителей, которых собрал первый приквел «Скрытая угроза», снятый аж через 16 лет после завершения оригинальной трилогии. Фильмы Лукаса получили 17 «Оскаров» и 66 номинаций, 12 наград «Эмми» и 26 номинаций.

Почему «Звездные войны» так популярны? На наш взгляд, секрет в том, что в фильм состоит из многих очень удачных мелких деталей, которые отсылают зрителя к общеизвестным образам, культурным клише и стереотипам. Например, Империя по форме (знаки отличия, цветовая гамма окраски техники, униформа и т.д.)  напоминает Третий Рейх, по содержанию -Советский Союз (огромные размеры, император преклонных годов, зомбированные подданные) и является воплощенным представлением американцев о тоталитарном государстве. Естественно, по доброй заокеанской традиции демократия побеждает диктатуру в последней части и тогда наступает мир, плодится дружба и подается жвачка. От ордена джедаев исходит густой аромат самурайских традиций и дзен-буддизма. Некоторые вообще находят параллели между Энакином Скайуокером и Иисусом Христом.  В адрес новой трилогии звучали упреки в популяризации расовых и этнических штампов, отображением которых стали некоторые инопланетяне (не будем показывать пальцем на Джа-Джа-Бингса). Ну а круче всего то, что режиссер соединил средневековое фехтование с космическими кораблями. Какой же мальчишка от такого откажется?

«Чужой» (Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жене, 1979-1997)

Эти фильмы воплощают ужас землян перед тем, что может придти из космоса и пропагандирует лозунг: «если перед тобой какая-то неведомая дрянь – лучше просто пройди мимо, целее будешь». Мерзкие твари, которые паразитируют в теле человека, в итоге убивая его, а потом еще и устраивают форменный геноцид остальным людишкам – увидев такое во сне можно и не проснуться. Совершенная машина для убийства – это вообще мечта американцев, вспомните хотя бы «Хищника», или недавних «Трансформеров». А Чужой – ее воплощение. Американское общество на момент  снятия фильма увлеченно искало следы пришельцев на Земле. Понятно, что некоторые «контактеры» видели в «зеленых человечках» расу, приносящую в мир добро, мудрость, технологию и прочие прелести прогресса. Другие же, наоборот, считали, что пришельцы готовятся поработить нашу планету (кстати, некоторые индивидуумы до сих пор спорят на эти темы). В киноиндустрии есть множество версий того  и другого восприятия пришельцев. Фильм «Чужой»  - попытка поставить точку в интерпретации поведения инопланетян. Естественно, очень негативную точку. Что не отменяет зрелищности и захватывающего сюжета.

«Через тернии к звездам» (Ричард Викторов, 1980)

В глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает неизвестный космический корабль, на борту которого из живых осталась только испуганная большеглазая девушка. Как выясняется позже, Нийя, которая ничего не помнит о своем прошлом, не так проста: умеет двигать предметы и перемещаться с непостижимой скоростью. Наши товарищи-ученые, крепко взявшись за изучение инопланетянки, выясняют, что в мозг-то у нее зашит пульт управления, причем явно не для пущей красоты. Пульт приходит в действие, когда Нийя в составе земной экспедиции попадает на родную планету… И пошло поехало: выясняется, что Нийя клон; на ее планете царит олигархический террор и ее жителей надо срочно спасать; земляне в рамках своей спасительной миссии стараются помочь чем могут, но для некоторых это заканчивается смертью. Параллельно с фантастической борьбой между Нийей и землянином Степаном вспыхивает любовь. Сюжет закручен столь лихо, что пересказывать его просто бессмысленно, фильм надо смотреть. Ведь здесь тебе и фантастика и детектив и боевик и романтическая драма в одном флаконе. К тому же, в 2001 году была выпущена переработанная версия, приблизившая «Через тернии к звездам» к современным зрителям.

«Тайна третьей планеты» (Роман Качанов, 1981)

Гениальное творение советского мультоматографа. Почему? Да потому что «Тайна третьей планеты» появилась 30 лет назад, а ее популярность среди малышни и солидных взрослых упорно не сдает позиций. История, созданная по мотивам повести все того же Кира Булычева о приключениях школьницы Алисы и ее папы в межпланетном пространстве, начинается с простого полета за редкими зверями (типа крылатой коровы или невидимых рыб), но оборачивается загадочным и опасным путешествием. Для описания  мультфильмов не подходят классические кино-рассуждения о продуманности сюжета и первоклассной актерской игре, хотя и то и другое в «Тайне» присутствует. Собственно, поэтому мультфильм и стоит в одном ряду с лучшими фильмами о космосе. Говорящие птицы, невидимые рыбы, цветы-зеркала, космические пираты, резвый индикатор, который становится фиолетовым, если его стукнуть... И почему мы не живем в 23-м веке?! Мультфильм показывали в Штатах, он подарил нам не одну крылатую фразу («Если коровы станут летать, то мне в космосе делать нечего»), дал название питерской группе «Kim and Buran», по его мотивам создана аркадная игра и квест. Кажется, достаточно для всеобщего признания?
   
«Аполлон  13» (Рон Ховард, 1995)

Фильм про реальный космос. И основан на реальных событиях. Не все гладко бывает в космических программах, что в наших, что в иностранных: то ступени от ракет падают на головы несчастных алтайцев, то какой-нибудь аппарат не взлетает с мыса Канаверал. Кинолента описывает неудачный полет американского корабля «Аполлон-13». Он должен был стать третьим кораблем, доставившим людей на Луну, но не сложилось. Взлетели-то они нормально, но из-за технической неисправности одного из кислородных баков, уже на значительном расстоянии от Земли, возникла аварийная ситуация. Собственно фильм рассказывает об этих событиях и том, как экипаж при помощи наземных служб дотягивал до Земли. Можно сказать, что фильм полудокументальный, но в то же время и игровой. Во всяком случае, в нем нет ни капли фантастики. Зато показана реальная космонавтика, ее сложности и проблемы. Хотя сейчас запуски производятся по-другому, этот фильм будет полезно посмотреть, если вы хотите увидеть реальную космическую историю, но вас раздражают, чего уж греха таить, довольно нудные современные трансляции запусков.  

«Пятый элемент» (Люк Бессон, 1997)

Фильм, который ни под каким соусом не претендует на серьезное кино о космосе. И, тем не менее, дико любим в нашей стране. Кстати, несмотря на голливудский состав актеров, кино снято французом и на французской студии. Сюжет прост как мычание: Землю, в который уже раз хотят разбомбить недобрые гости из космических глубин, а спасти ее может только ветеран вооруженных сил в паре с красоткой и обязательным сопровождением мудрого старика (в принципе такой сюжет с небольшими отклонениями имеет где-то 70% всех боевиков). Оформлено это все в боевичок с элементами черного юмора. Фильм не забивает голову, смотрится на одном дыхании. Единственная философская идея, которую режиссер хотел в этот раз донести до зрителя – это ценность любви как пятого элемента, который объединяет четыре остальных. Не сказать, чтобы такая уж новая была идея, но согласитесь, цепляет. А еще всем прочно и надолго запомнилась партия оперной дивы - синюшного осьминога. Вот такими классическими вещами в современной обработке и надо рекламировать оперу.

Текст: Анна Жидкая, Сева Матвеев