Лаборатория молодых режиссеров «DramUlёt»: как найти нового режиссера томской Драме

В ноябре томская Драма преобразилась. Никакой прежней размеренности. Новые режиссеры, новые пьесы, и отчасти новые зрители. Магическое число «три»: у трех постановщиков есть по три дня для работы над эскизом спектакля. Далее приходит время показа. И у каждого зрителя есть три варианта оценки того, что он увидел.
 
Все это лаборатория молодых режиссеров «DramUlёt». Именно вместе с нею в Драму пришли аншлаги и бурные обсуждения спектаклей, а главное – появилось ощущение, что театр словно ожил.
 
!cut

Руководит лабораторией ее автор Олег Лоевский. «Театральный монстр», как с восхищением представили его в драматическом театре, подчеркивая масштаб этой фигуры. Олег Семенович - критик, директор фестиваля «Реальный театр», лауреат международной театральной премии им. К.С. Станиславского, член экспертного совета Национальной премии «Золотая маска». А лабораторию он придумал во многом ради екатеринбургского ТЮЗа, где уже много лет работает заместителем директора по творческим вопросам и зарубежным связям. Поводом стали три абсолютно одинаковые постановки чеховских «Трех сестер» в разных провинциальных городах России, которые Лоевский посмотрел, отбирая спектакли на «Реальный театр». Это были работы одного и того же маститого режиссера. Тогда критик и задумался о том, что по провинции ездят одни и те же люди, а молодых режиссеров в глубинке катастрофически не хватает. Они сидят в Москве и регулярно названивают в легендарные театры, в тщетной надежде получить работу.
 

На первую лабораторию в екатеринбургский ТЮЗ приехали студенты Марка Захарова из Москвы, Григория Козлова из Петербурга и один молодой режиссер из Ярославля. Они поставили с артистами фрагменты спектаклей, для студентов эта лаборатория стала первым опытом работы с профессионалами. Оценить молодежь собрались режиссеры из разных городов Урала, Сибири и Поволжья, приятно удивленные, что, оказывается, есть люди, готовые ставить спектакли в провинциальных театрах. Все знакомились, договаривались о работе, а лучших ТЮЗ, естественно, приглашал к себе. Так продолжалось несколько лет, пока театр из другого города не попросил Лоевского организовать у них подобную лабораторию. Тогда пришло время выработать схему, как же проводить такие события.
Модуль лаборатории сегодня выглядит так: Олег Лоевский приезжает в театр с тремя молодыми (или не очень) режиссерами. Их задача – за несколько дней сделать эскизный показ, на котором зритель не заскучает, а также найти общий язык с артистами. Пьесы, над которыми идет работа, как и режиссеры, для театра новые. Это современная драматургия, которая в нашем репертуарном театре почти не встречается. Над какими текстами пойдет работа, решают приглашающие – Лоевский предлагает всем несколько десятков пьес на выбор.
 

Артиста лаборатория тоже преображает: за 3 дня он должен сыграть спектакль, подобрать штампы за это время не успеть, поэтому будет как никогда много творческой энергии. А неизбежные при таких сжатых сроках листы с текстом роли в руках помогут чувствовать себя свободнее: ведь это еще не спектакль, а эскиз. Технические цеха театра ждет непростое испытание: за 3 дня выпустить 3 спектакля, в оформлении, с костюмами и музыкой.

Еще надо и привлечь зрителя. В основном показы анонсируют в интернете, в социальных сетях. Так появляется новый зритель: 30-летние люди, которые обычно не бывают в театре, но их привлекает возможность увидеть скандальные пьесы в постановке новых режиссеров.

По такой схеме лаборатория существует уже давно. Олег Лоевский припомнил, что томский «DramUlёt» стал для него 61-ой подобной работой. Причем провалов не было ни разу! Театры увлекались авантюрным проектом, и порою спектакли, созданные за 3 дня, оказывались даже лучше тех, что вымучивались по 3 месяца.

- Когда нас пригласили в томскую Драму, был очень рад: я хорошо знаю этот театр, когда-то восхищался спектаклями Феликса Григорьяна (а сейчас иногда работаю с его сыном Филиппом), помню сезон, когда режиссером здесь был Борис Цейтлин, - поведал Олег Лоевский. – У нашей лаборатории в вашем городе есть дополнительная задача: театр остался без главного режиссера, а перед тем, как человека пригласят на эту должность, он должен поставить в театре спектакль. Но это требует больших затрат, а в рамках нашего проекта за 3 дня можно оценить, кто сумел лучше договориться с артистами, кто интересен труппе.
 

Сегодня не каждый театр считает, что нуждается в главном режиссере: некоторые предпочитают только приглашать разных постановщиков. Но директор драматического театра Геннадий Сокуров сообщил, что в Томске такого человека ищут и уверены: главный режиссер в провинциальном театре необходим.

Значимость фигуры режиссера подтверждает и Олег Лоевский:
- Плохих артистов вообще не существует, как убедили меня лаборатории, - заявляет эксперт. - Есть только плохие режиссеры. Даже если кто-то решил поступать в театральный институт только потому, что видел по телевизору какой-нибудь популярный фильм с Брэдом Питом. Раз он так сделал, значит, у него есть ген желания быть публичным человеком. А дальше судьба артиста зависит от отношения к нему режиссера. Именно режиссеры несут главную ответственность за спектакли и за артистов.

Сомнения, что «зрители не примут новую драматургию», Лоевский отметает. Он уверен: театральных и нетеатральных людей нет, увлечь спектаклями можно любого, стоит только по-новому подойти к работе.

- Театр - это вербовка! – считает Олег Семенович. - Провинциальный театр архаичен, инертен и работает с одним и тем же небольшим сегментом людей. Ставят бессмысленные несмешные комедии и зовут однотипную публику… Я вижу 300 спектаклей в год, в разных городах, и могу точно сказать, кто обычно в зале. Это  девушки в добрачный период, женщины после первого развода и вдовы. Для них театр играет мелодрамы и комедии. Менять пространство, репертуар, искать другого зрителя большинство даже не пытаются. А ведь есть масса технологий, идей, чтобы театр существовал в новой реальности. Однажды в Прокопьевске на спектакль пришли шахтеры, и так обсуждали постановку, что получилось безумно интересно. Зритель вербуется моментально, если с ними играют по правилам. А если показывать бесконечные комедии Куни, то о чем говорить?
 
 
В подтверждение своих слов о том, что технологии привлечения зрителей работают, Лоевский рассказывает пример из жизни своего екатеринбургского ТЮЗа, где он лично вместе с режиссером реализовал необычный маркетинговый ход. Когда там заметили, что на спектакли приходят либо дети, либо пожилые люди, то, чтобы привлечь молодежь, создали мифический «театр за бетонной стеной». Опубликовали манифест, мол, ТЮЗ никуда не годится, а «за бетонной стеной» играют прекрасные артисты. На самом деле, это были одни и те же люди. Границу между театрами в здании провели ленточкой. Спектакли в новом театре начинались поздним вечером. Здесь шли на эксперименты, устраивали читки, эскизные показы, приглашали гостей… Полтора года в придуманном театре пульсировала жизнь, но потом авторов проекта отвлекли другие дела, а эксперимент надо было постоянно поддерживать.
 
Пьесы для томской лаборатории отбирала заведующая литературной частью театра Мария Смирнова. Ей показалось, что лучше всего театру Драмы сегодня подойдут «Хлам» Михаила Дурненкова, «Сыроежки. Кораблекрушение» Ксении Драгунской и «Остров Рикоту» Наталии Мошкиной. Она же, кстати, придумала и название «DramUlёt».
 

Первым показывал свою работу режиссер Антон Безъязыков. «Остров Рикоту» - история о том, как московский самоуверенный журналист на пару дней заглянул по работе в дальний уголок страны. С удивлением он понял, что местные жители, прибывшие сюда по доброй воле, не верят в существование Москвы и России. Живут без телефонов и компьютеров, едят разнообразные блюда из водорослей и почти ни о чем не жалеют… Немного мистики (жители считают за божество воду), любовь – и гость тоже остался на острове. Режиссер признается, что верит в такой финал. И приводит пример из собственной жизни: он решился оставить Петербург и поехать работать в Кемерово (а чем этот город по сравнению с Северной столицей не остров Рикоту?). Говорят, что пьеса с особым успехом идет на Сахалине. В томском показе поражали артисты, которых было непросто узнать. Общительная шепелявящая тетушка, любящая давать советы (Ирина Шишлянникова), циничный, с деловой хваткой столичный гость (Иван Лабутин), простая, отчасти даже кроткая, но внутренне сильная специалист по альгологии (Елена Дзюба) – за каких-то 3 дня они сумели наполнить эти образы жизнью. 

Продолжили лабораторию «Сыроежки. Кораблекрушение» Ксении Драгунской (дочери Виктора Драгунского, автора знаменитых «Денискины рассказов»). Этот текст – даже не пьеса, а киносценарий, но денег для съемок фильма до сих пор не нашлось. Режиссировал показ Тимур Насиров, тот самый, что ставил в томском ТЮЗе «Музыку ночью». Спектакль напомнил об уже забытой романтике. Сегодня от истории дружбы взрослого мужчины и двух двенадцатилетних девочек многие уже ждут какого-то подвоха. Но у Драгунской вместо двусмысленности – фантазии о синих птицах, приключенческие поиски заброшенного старого маяка (здесь невольно вспоминаются детские повести Владислава Крапивина), волшебные бусы… Откровением звучит давно забытая истина о том, что «честное слово – вот что должно быть у настоящего мужчины!». Конечно, дружеская идиллия однажды закончится – ее прервут родственники.
Режиссер нашел для этого показа свое интересное решение: органично вплел в историю листы с текстами ролей, с которыми не расставались артисты.
 

Завершил трехдневное театральное безумие «Хлам», показ от Михаила Заеца (в последние несколько лет – актера и режиссера тюменской Драмы). Пьесу о современных маргиналах (можно считать чернухой, а можно искать параллели с героями Достоевского) играли на вертящемся круге в центре большой сцены, зрители находились там же. Всех часто перемещали в пространстве, вращая круг. Но ажиотаж к третьему дню лаборатории был настолько велик, что всех желающих удалось вместить, только заняв еще и балкон. Оттуда сложно было разглядеть и расслышать детали показа.

После представления дискуссия главным образом шла на тему «нужна ли такая драматургия». Некоторые зрители признавались: мол, не любим новые пьесы. Зачем нам смотреть истории о «второсортных» людях, ощущающих себя хламом? Олег Лоевский настаивал, что нельзя уходить от реальности в свои сказки, нельзя бояться ранящих эмоций от страшной правды.
Режиссер Михаил Заец после показа отметил, что работой остался доволен – по его ощущениям, актеры готовы к современной драматургии и в этом материале им было интересно.
  
Теперь в театре будут решать, какие из этих спектаклей доделают и оставят в репертуаре. Но в любом случае, скорее всего, все эскизные работы вскоре сыграют снова. Что же до вопроса о главном режиссере, то он пока не решен, хотя директор драматического театра отметил, что контакты всех режиссеров для обсуждения возможного сотрудничества у него есть. Также есть уверенность, что это не последняя подобная лаборатория в томской Драме. Возможно, что следующая пройдет уже будущей весною.

Текст: Мария Симонова
Фото: Ирина Кашанян